Файл: Тема 11 - Управление качеством.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2021

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В США.


Основные принципы управления качеством в фирмах США можно обобщить следующими положениями.

1. Работа, направленная на повышение качества, должна выступать обязательной составной частью стратегии фирмы.

Процесс повышения качества осуществляется на основе разработки конкретных программ. Например, фирма "Ксерокс" с начала 80-х годов начала проводить в жизнь специально разработанную стратегическую программу всеобщего обеспечения качества под девизом "Лидерство через качество". Для реализации этой цели была перестроена вся деятельность фирмы. Создан специальный центр управления качеством, который координировал и направлял работу в этой области. За два года реализации этой программы качество сборочных операций возросло на 63%, надежность продукции - на 20%, издержки производства снизились на 20%. Повышение качества продукции обеспечило возможность на 10% увеличить долю рынка.


2. В управлении качеством главное - не контроль, а бездефектная работа. Высокое качество продукции, как показывает опыт, обеспечивается главным образом путем налаживания бездефектного производства, а не через контроль уже готовой продукции. Предполагается, что все возможные дефекты устраняются на промежуточных стадиях изготовления продукта, а не в готовом изделии. Использование такой системы позволяет ликвидировать возможные потери времени и материалов, резко сократить расходы на аппарат управления, обнаруживать дефекты в ходе производства и устранять их сразу же на месте, обеспечить работу всех подразделений при минимальных затратах.

3. Поставщики должны быть партнерами.

Спецификой американских фирм является наличие не одного, а нескольких конкурирующих между собой субпоставщиков одних и тех же деталей или полуфабрикатов. С целью сокращения объемов материальных запасов фирмы - производители конечной продукции вынуждают своих субпоставщиков держать у себя эти запасы, не уменьшая их объемов. Поскольку стоимость их хранения и транспортировки все равно включается в издержки производства и отражается на цене конечного изделия, эффективность производства от этого не повышается.

Новым во взаимоотношениях американских фирм со своими субпоставщиками является: привлечение субпоставщиков к совместной работе на самых ранних этапах создания продукта; заключение с субпоставщиками долгосрочных контрактов на поставку частей, деталей, полуфабрикатов; обучение субпоставщиков новым методам управления, таким, как "работа с колес", "поставка точно в срок".

Например, "Форд" и "Ксерокс" примерно в два-три раза сократили число своих субпоставщиков и с оставшимися заключили долгосрочные контакты на два-три года. Тесные контакты с ограниченным числом субпоставщиков позволяют повысить надежность поставок, снизить затраты на входной контроль, устранять на месте брак в поставленных деталях.


4. Повышение квалификации.

Постоянное повышение квалификации работников - неизменное требование практически во всех американских, японских и западноевропейских фирмах, причем оно непосредственно включает вопросы управления качеством продукции.

Например, американская фирма "Вестингауз" организовала специальный "колледж качества", где проходили подготовку в области управления качеством продукции 20 тыс. работников, объединенных в 2 тыс. кружков качества. Это помогло фирме увеличивать ежегодно на протяжении трех последних лет производительность труда на 7% в год, а за 10 лет - удвоить объем производства без привлечения дополнительных ресурсов.




СРАВНЕНИЕ ПОДХОДОВ К КАЧЕСТВУ

Западный подход (США и Европа)

Восточный подход (Япония)

Качество основывается на низком уровне цен

Качество основывается на низком уровне дефектов

Первая цель прибыль, качество категория случайная

Первая цель качество, прибыль не замедлит последовать

По вопросам качества покупатели должны просить согласие поставщика

Согласие с требованиями покупателя по вопросам качества

Общие идеи насчет качества

Строгая политика качества к каждому предмету

5. СУЩНОСТЬ НОВОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КСУКП, ЕЁ СОДЕРЖАНИЕ. [ЗАДАЧИ МЕНЕДЖЕРА В СОЗДАНИИ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ]

КСУКТП - комплексная система управления качеством труда и продукции

Задачи курса «Управление качеством»:

  • определение основных понятий, характеризующих потребительские свойства продукции;

  • рассмотрение критериев качества изделий и процессов;

  • изучение систем управления качеством продукции (услуг);

  • изучение видов и особенностей контроля качества продукции

  • анализ процессов стандартизации и сертификации продукции

Курс «Управление качеством» охватывает широкий круг проблем и потому связан практически со всеми дисциплинами, которые преподают в вузах, т. к. его цель – не только совершенствование потребительских характеристик продукции и услуг, но и улучшение качества социально-экономических и психологических сторон жизни людей, на что и ориентированы все предметы и науки.

З стадии управления качеством:

1. планирование (формулировка задачи, выбор методов и средств, ожидаемый результат)

2. Реализация (претворение в действие намеченных планов, функционирование управляемого объекта)

3. Контроль (проверка соответствия полученных результатов плановым установкам).



6. ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ КСУКП В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РБ.


Высокое качество конечной продукции АПК прежде всего зависит от работы с/х предприятий, а также предприятий и организаций, обеспечивающих её заготовку, транспортировку, хранение, переработку и реализацию потребителям. Различные государственные и хозяйственные организации призваны создавать благоприятные условия для производства и доведения для потребителя продукции высокого качества. Однако опыт показывает, что руководители и специалисты отрасли пока не обеспечивают необходимого уровня в этой области. Так, неправильное использование минеральных удобрений и средств защиты растений существенно снижает качество зерна, картофеля, овощей, что создаёт большие сложности при их последующем хранении и.т.д.


Анализ показывает, что основными причинами низкого качества продукции АПК являются:

  • отсутствие необходимой материально-технической базы;

  • несвоевременное проведение технологических операций, недостаточный уровень профессиональных знаний у исполнителей, слабая их ответственность за выполняемую работу;

  • отсутствие действенной системы мер материального и морального стимулирования работников за достижение высоких качественных показателей;

  • несовершенство системы управления производством.

На качество продукции сельского хозяйства воздействуют самые разнообразные факторы (качество почвы, применение средств защиты растений, породный состав животных, состав и качество кормов, технических средств, технология, качество труда и т.д.). Знание этих факторов даёт возможность руководителям и специалистам более или менее удовлетворительно обеспечить процесс управления качеством. Важно также учитывать отраслевые особенности. Выход продукции в сельском хозяйстве зависит от погоды и других природных условий, большей частью он сезонный, особенно в растениеводстве, рыбоводстве и некоторых отраслях животноводства. В сельском хозяйстве вложенный труд, особенно в растениеводстве, оплачивается продукцией не сразу, а через значительный промежуток времени. Не всегда можно сразу оценить и качество труда на выполнении отдельных операций (например, заделки семян и т.п.). Брак в сельском хозяйстве можно устранить только частично, так как иначе будут упущены оптимальные сроки, необходимые для нормальной вегетации растений. Особое место в системе стандартов с/х предприятий занимают специальные (технологические). Они определяют типовую технологию механизированного возделывания культур и типовые технологические процессы в животноводстве, правила товарной обработки и упаковки продукции, условия её транспортировки и хранения, методы контроля за технологическими процессами и др.

При совершенствовании управления качеством с/х продукции на каждом предприятии должна быть разработана и внедрена система мероприятий, таких, как:

  • формирование органов управления качеством;

  • создание системы прогнозирования и планирования качества продукции;

  • разработка нормативов и внутрихозяйственных стандартов;

  • использование достижений науки и передового опыта, обеспечивающих повышение качества продукции;

  • подготовка и повышение квалификации исполнителей;

  • регулярная оценка и контроль качества труда и продукции;

  • материальное и моральное стимулирование работников предприятия за повышение качества труда и продукции.

В регламентах управления предприятием должны найти отражение вопросы управления качеством. Эту работу возглавляет руководитель хозяйства совместно с главными специалистами. Обязанности, права и ответственность всех руководителей и специалистов должны быть зафиксированы в должностных инструкциях, а также в положениях о подразделениях.


На предприятиях, уделяющих большое внимание управлению качеством, целесообразно создавать постоянно действующие комиссии по качеству (нечто подобное японским кружкам качества), в которые могут входить специалисты, передовики производства, ветераны труда. Они призваны не только осуществлять контроль за качеством выполнения тех или иных операций, производимой продукции, но и анализировать положение дел в этой отрасли, принимать участие в разработке и реализации организационно-экономических, технологических, технических и воспитательных мероприятий, направленных на повышение качества труда и продукции.

Важной функцией управления качеством труда и продукции является их оценка и контроль.

Для оценки качества продукции желательно на каждом предприятии иметь специальную лабораторию, которая давала бы возможность проводить все необходимые анализы. В отдельных случаях можно воспользоваться услугами НИИ, вузов и областных агрохимлабораторий.

[Показатели качества с/х продукции можно определить при помощи измерительного, регистрационного, расчётного и органолептического методов.)]

Пути совершенствования управления качеством труда и продукции на предприятиях АПК весьма разнообразны. Эти вопросы должны решаться комплексно, так как различные аспекты качества тесно взаимосвязаны. Например, качество животноводческой продукции зависит не только от работников ферм, но и от полеводов, обеспечивающих производство и заготовку кормов. Сейчас многие хозяйства переходят на новейшие технологии выращивания с/х культур, хранения и переработки продукции, разработанные в стране и за рубежом. Их внедрение позволяет обеспечить не только производство продукции высокого качества, но и значительный рост производительности труда, сокращение издержек.

В условиях развития рыночных отношений в работе по повышению качества продукции резко возрастает роль служб материально-технического снабжения и маркетинга.

Большой опыт управления качеством труда и продукции в сельском хозяйстве накоплен в ряде районов России и других стран СНГ. Так, многие хозяйства Беларуси используют систему оценки качества, разработанную Белорусским НИИ экономики и организации сельского хозяйства. В основу её положена оценка качества работы с помощью коэффициентов. Руководители подразделений ведут месячный табель учёта качества труда, в котором ежедневно проставляют коэффициент качества выполненных работ. По истечении месяца проводится День качества, на котором подводятся итоги работы и определяется среднемесячный коэффициент на основании данных оперативного учёта. По представленным в бухгалтерию данным производится дифференцированное распределение дополнительных выплат и премий в зависимости от качества труда.



КСУКП на уровне с/х предприятия:

Совокупность взаимосвязанных мероприятий, программ, методов и средств управления, включающих:

    • постоянное совершенствование деятельности аппарата управления по установлению высокого уровня качества продукции перед началом её производства

    • достижение уровня производства продукции

    • поддержание его в период уборки и подготовки продукции к реализации

    • сохранение сформированного уровня качества продукции во время её перевозки и реализации.