Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В литературе представлены книги, брошюры, статьи по теме экскурсии, где анализируются источники. Это вторичный материал, являющийся авторской интерпретацией источников.
При составлении библиографического списка важно указывать точную аббревиатуру всех опубликованных источников и публикаций: название, фамилию автора или издателя, место и год издания, издательство, количество страниц статьи или всей книги.
Если источники не опубликованы, а находятся в архиве или музее, то местонахождение документа должно быть четко указано: архив, фонд, опись, номер склада.
3. Подбор и изучение объектов экскурсии.
Правильный подбор объектов имеет большое значение для успеха экскурсии. Объекты составляют визуальную основу экскурсии, на их экспозиции строится рассказ экскурсовода, раскрывается тема.
По содержанию объекты экскурсии можно разделить на одно плановые (растение, животное, дом) и многоплановые (роща, улица, площадь). По функциональному значению - на основные (на них раскрываются под темы) и дополнительные (показываются при переносах). По степени сохранности объекты делятся на полностью сохранившиеся (например, Исаакиевский собор, памятник Петру I «Медный всадник») и частично сохранившиеся или реконструированные (например, Новодевичий монастырь на Московском проспекте).
Часто бывает, что достойных объектов гораздо больше, чем можно показать в туре, не слишком растягивая его продолжительность. Поэтому уже первые теоретики экскурсионного дела пытались разработать принципы отбора объектов.По мнению В. И. Адо, при отборе объектов необходимо руководствоваться следующими соображениями: во-первых, отбираются только те объекты, которые имеют непосредственное отношение к данной теме, во-вторых, оставляются только наиболее типичные, в-третьих, выбираются «наиболее удачные с точки зрения маршрута... иногда приходится жертвовать очень важными, содержательными памятниками, если они расположены слишком далеко» [Адо В. И. 1927 с. 38]
Оптимально, когда при выборе объектов учитываются следующие характеристики:
• 1 - информативность, познавательная ценность предмета - количество информации, которую несет предмет;
• 2 - известность (популярность) - это малоинтересные с исторической и художественной точки зрения объекты, но известные большинству туристов в связи, например, с каким-либо событием или легендой (например, Мост поцелуев в Санкт-Петербурге);
• 3 - необычный (экзотический) объект (например, в Санкт-Петербурге это единственный храм Воскресения Христова (Спаса-на-Крови), необычный как с точки зрения истории, так и внешнего вида);
• 4 - внешняя выразительность (привлекательность) объекта или его расположения;
• 5 - сохранность объекта, его состояние в данный момент (например, если здание находится на реконструкции и полностью покрыто лесами, то нет смысла это показывать);
• 6 - расположение объекта: удаленность от него, удобство подъезда, состояние дорог, наличие места для удобного расположения группы вблизи объекта;
-
Важно правильно определить количество экспонатов: чем больше экспонатов, тем более поверхностным будет рассказ о них, если экспонатов мало, тема будет раскрыта не полностью. Для четырехчасовой обзорной экскурсии рекомендуется использовать 15-20 основных объектов. Для тематической 8-10. -
Перед включением объекта в тур необходимо провести предварительный осмотр объекта на месте. -
По мере сбора информации об объектах рекомендуется заносить ее в информационные файлы (карточка объекта/паспорт), которые являются основным справочным материалом для пособия. Карта содержит следующую информацию: -
Название объекта (оригинальное и современное). -
Историческое событие, с которым связан объект, дата события (для объектов архитектуры, истории искусства, экскурсий этот элемент не обязателен). -
Точное местонахождение объекта: район, улица, номер дома. -
Описание объекта (автор, дата сооружения, из каких материалов, и др.). Для объектов архитектурных экскурсий описание более подробное. -
Источники сведений об объекте: книга, статья, архивный документ, устный рассказ (например, информация об объекте прозвучала в докладе на семинаре или конференции, или в личной беседе). -
Сохранность объекта: состояние объекта и территории, даты реставрационных работ. -
Охрана памятника: кем осуществляется, с какого времени, в соответствии с каким документом. -
В какие экскурсионные темы целесообразно включать данный памятник в качестве объекта показа. -
Дата составления карточки, Ф.И.О. составляющего. Этот пункт необходимо заполнять в том случае, если карточки хранятся в экскурсионном бюро. Сегодня многие опытные экскурсоводы предпочитают иметь дома собственные картотеки.
К карточке прикрепляется одна или несколько фотографий объекта.
4. Составление маршрута экскурсии.
Маршрут экскурсии – маршрут экскурсионной группы, который должен быть построен таким образом, чтобы охватить все наиболее значимые и важные памятники, необходимые для исчерпывающего освещения темы. При этом при составлении маршрута следует максимально экономить на передвижении группы, чтобы длительные переходы не утомляли туристов. Начальная и конечная точки маршрута должны соответствовать характеру изучаемого предмета: «Начальная точка должна давать начало маршрута экскурсии... конечная точка экскурсии должна быть спланирована таким образом, чтобы можно закрепить и обобщить экскурсионный материал всего маршрута и... обобщить всю совокупность экскурсий» (Сингалевич, 1927, с. 19-20).
При планировании маршрута рекомендуется учитывать следующие основные требования:
-
— показ объектов должен вестись в логической последовательности; -
— маршрут должен обеспечит показ всех основных объектов; -
— компактность маршрута — переезды или переходы от объекта к объекту не должны превышать 10—15 минут; -
— необходимо прокладывать маршрут по наиболее благоустроенным магистралям города; -
— нельзя допускать повторного проезда по одному и тому же участку маршрута; -
— необходимо учитывать возможность остановки автобуса с выходом или без выхода группы у каждого из основных объектов; -
— необходимо учитывать правила дорожного движения, правила перевозки пассажиров, а также другие документы, регламентирующие передвижение по российским или зарубежным дорогам.
Существует несколько принципов построения туристического маршрута:
Хронологический принцип: объекты показаны по дате возникновения или построения, порядку участия в событиях или жизни конкретного человека. По этому принципу можно строить исторические, биографические, историко-художественные и другие экскурсионные маршруты;
Тематический принцип: объекты показаны по принадлежности к теме или подтеме тура;
Комплексный тематико-хронологический принцип чаще всего используется в многоплановых экскурсиях по городу, когда хронологическая последовательность изложения материала соблюдается только в рамках подтемы.
5.Объезд или обход маршрута.
Проложив маршрут, необходимо сделать предварительный обход или обход для уточнения маршрута движения, расположения экскурсионных объектов, подъездов к ним и остановок. Необходимо выбрать основные и резервные точки для показа объектов и расположения экскурсионной группы. Пункты бронирования нужны на случай, если основную смотровую площадку занимает другая группа туристов.
Одновременно выполняется хронометраж: указывается продолжительность всех проходов или переходов от объекта к объекту, время, необходимое для показа объекта. Рассчитывается общая продолжительность тура. Также определяется продолжительность тура в километрах.
Объезд или отход от маршрута необходим, когда экскурсия давно не проводилась, когда в городе ведутся ремонтно-реставрационные работы, и въезд на объект может быть неожиданно заблокирован, либо объект может быть взят для реставрация, огорожена или покрыта лесами, что сделает невозможным показ.
«Желательно, чтобы накануне экскурсии сам руководитель прошел (по возможности) по экскурсионному маршруту во избежание неожиданностей во время работы», — писал В. И. Адо. Он и сам не раз сталкивался с такими сюрпризами во время экскурсий по Казани. Например, «при проведении экскурсии у стен Кремля ранней весной движение группы было затруднено сугробами. Это препятствие мешало туристам... Другой случай: прогуливаясь с туристами по бульвару вокруг Кремля, мы неожиданно наткнулись на недавно обрушившийся участок стены... преграждающий нам проход... это заинтересовало туристов и отвлекло их внимание.
6. Проработка контролей и индивидуальных текстов экскурсии.
Вы должны приступить к этому этапу после утверждения маршрута экскурсии. Существует два типа экскурсионных текстов. Контрольный текст – это текст, который есть в экскурсионной организации, его может использовать любой другой гид. Контрольный текст составляется в соответствии с целью и тематикой тура, но без учета порядка показанных на маршруте объектов. Текст должен содержать факты и цифры, цитаты, подкрепленные ссылками на соответствующие источники или литературу, а также материалы, которые должны быть включены во введение, заключение и логические переходы. Согласно ГОСТ Р-50681-2010 контрольный текст экскурсии представляет собой технологический документ, содержащий научное, уточненное содержание сведений, представляемых на экскурсии. На основе контрольного текста гид создает заказной текст, отражающий особенности и навыки гида и отвечающий интересам конкретных туристов.
Объем контрольного текста для 3-часовой автобусной экскурсии составляет примерно 40—50 стандартных машинописных страниц, для пешеходной экскурсии — 25—30.
Индивидуальный текст составляется каждым экскурсоводом для себя, его текст должен соответствовать контрольному в отношении фактического материала, но материал должен быть изложен строго в соответствии со структурой экскурсии (вступление, основная часть, заключение), а также с последовательностью показа объектов на маршруте.
Рассмотрим содержание отдельных структурных элементов экскурсии: вступления, основной части, заключения.
Цель вступления – заинтересовать аудиторию и установить контакт с группой. Введение может занять 5-7 минут. Проводится обычно перед началом движения по маршруту. Введение разделено на организационную и информативную части. В организационной части экскурсовод должен представиться (Ф.И.О., должность, организация) и водителем (Ф.И.О., категория), назвать тему экскурсии, маршрут, время и место окончания экскурсии, провести инструктаж по технике безопасности и правилам поведения для туристов. В информационной части кратко разъясняются цель, задачи и содержание экскурсии, а также называются основные подтемы и наиболее важные объекты.
Основная часть экскурсионного текста состоит из содержания отдельных подтем, которые связаны логическими переходами в единое целое.
Количество подтем может варьироваться от 4 до 10-12 в зависимости от темы. Логические переходы позволяют плавно переходить от одной подтемы к другой. Это своего рода связь между подтемами. Формальный переход, типа «сейчас пойдем дальше и осмотримся…», свидетельствует о недоработке экскурсовода, о недостаточной продуманности экскурсионного рассказа.
В конце следует подвести итоги. Кроме того, после завершения экскурсии туристов следует пригласить на другие экскурсии, способные расширить их представление о теме или городе в целом.
7. Приобретение «портфолио гида».
«Папка-путеводитель» — условное название набора наглядных пособий, используемых в турах для дополнения визуального ряда, восстановления первоначального вида объекта и заполнения недостающего звена в шоу.
Визуальные элементы можно разделить на группы:
• а) природные изобразительные ресурсы (гербарии, семена, высушенные коллекции насекомых, образцы минералов, почва и т.п.);
• б) наглядные пособии : репродукции картин, графики, открытки, рисунки, письма, историко-географические карты, таблицы, схемы, фотокопии •
в) визуальное техническое обеспечение: экранное (диафильмы, слайды, фильмы) и звуковое портфолио также может включать в себя образцы продукции промышленных компаний, образцы народного творчества (если их легко переносить).