Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:
-
экскурсия-консультация дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации; -
экскурсия-демонстрация - наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т. д.; -
экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения; -
учебная экскурсия (для специальной аудитории) - форма обучения и повышения квалификации экскурсионных работников; -
пробная экскурсия - завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форма проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы; -
показательная экскурсия - форма учебной экскурсии, цель которой показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему; -
рекламная экскурсия.
В рамках данного параграфа мы не ставили целью рассмотреть все многообразие экскурсий, подробно охарактеризовать их основные виды. На II-III курсах предполагается изучение дисциплины «Экскурсионное дело» («Экскурсовод»), где эти вопросы будут рассмотрены достаточно подробно. Перейдем к основным организационным аспектам экскурсионной деятельности.
Экскурсионное обслуживание - туристская услуга для удовлетворения познавательных интересов туристов (туристов), включающая разработку и реализацию программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, их организацию и проведение. Учреждения, занимающиеся созданием и оказанием экскурсионных услуг, называются экскурсионными фирмами (предприятиями, бюро).
В крупных туристско-экскурсионных организациях эти функции выполняют несколько отделов, в том числе экскурсионно-методический. В малых и средних может работать один отдел: методическая экскурсия. В некоторых случаях эта работа может выполняться группой методистов. Существуют также независимые экскурсионные компании, деятельность которых направлена на создание и проведение экскурсий, а также оказание других туристических и экскурсионных услуг.
Существуют существенные различия в деятельности туристских и экскурсионных компаний
, которые определяются их специализацией, объемом и характером операций, отношением к потребителям и поставщикам услуг. Приемные предприятия характеризуются связью с организациями в сфере туризма, т.е. с поставщиками услуг для туристов и приезжих туристов (музеи, транспортные предприятия, предприятия общественного питания и т.п.), а также с турфирмами - поставщиками туристов и туристов. Также для принимающих туристических агентств характерно оказание экскурсионно-туристических услуг местным жителям.
Основной задачей судоходных компаний является привлечение местного населения к экскурсионному обслуживанию на выездных маршрутах и хорошие отношения с туристско-экскурсионными компаниями-партнерами или другими специализированными предприятиями (музеи, развлекательные учреждения и т.п.), оказывающими услуги.
Таким образом, туристско-туристское предприятие использует в своей работе различные формы помощи.
1. Экскурсионное обслуживание как отдельная услуга: обзорные и тематические экскурсии, пешие прогулки на различных видах транспорта, производственные экскурсии, экскурсии в музеи, выставки, заповедники, заказники.
2. Экскурсия в составе тура, маршрута выходного дня, являющегося неотъемлемой частью предлагаемого тура.
3. Организация экскурсионного, культурно-развлекательного обслуживания.
4. Предоставление услуг экскурсоводов, экскурсоводов, экскурсоводов, организаторов экскурсий.
5. Информация о туристических экскурсиях. Данная услуга предлагается на дальнемагистральных внутри маршрутных перевозках.
Экскурсионная деятельность - организация ознакомления туристов и туристов с экскурсионными объектами в месте временного пребывания без оказания услуг по размещению. Организованная экскурсионная деятельность должна осуществляться квалифицированными работниками, знающими требования к технологии создания экскурсионного обслуживания и обслуживания туристов, и должна представлять интерес для самых широких слоев населения. Под организованной экскурсионной деятельностью понимается предложение стандартизированной экскурсионной программы или индивидуальных экскурсий как вида туристских услуг.
Экскурсионные предприятия объединяют услуги непосредственных производителей (музеев, транспортных, зрелищных организаций) по своему усмотрению и по желанию потребителей, а также создают и оказывают экскурсионно-туристские услуги, т.е. они действуют как туроператоры.
На практике существуют различные возможности совмещения вышеперечисленных функций в рамках одной туристической компании. Начинающие компании, в основном занимающиеся пассивным туризмом, со временем развивают свои тур услуги и взаимодействуют с компанией-партнером на взаимовыгодных условиях.
Туристический офис также является турагентом, привлекая гидов, руководителей экскурсионных групп, школьных учителей, профсоюзных работников и возлагая на них роль турагента. Также может выступать продавцом экскурсионных услуг, разработанных другим туроператором, создавать свой пакет туристско-экскурсионных услуг, если найдет на него рыночный спрос.
Экскурсионные фирмы или бюро обычно организуют экскурсионное обслуживание туристов в местах их временного пребывания. Следует сказать, что программа экскурсионного обслуживания – это план экскурсионной деятельности, реализуемый для удовлетворения конкретных или специализированных познавательных потребностей и интересов местного населения, туристов или экскурсантов в зависимости от цели их пребывания. Комплекс услуг, включенных в программу, является продуктом турфирмы (или экскурсионного отдела туристической фирмы).
- 1 2 3 4
Проектированию экскурсионных маршрутов согласно ГОСТ
В настоящее время проектирование туристской услуги «Экскурсии» регламентировано ГОСТ Р-50681-2010 «Услуги туристские. Проектирование туристских услуг. Проектирование осуществляется в соответствии с техническим заданием, которое составляется с учетом конъюнктуры рынка. , изучение запросов потребителей, состояния и структуры объектов индустрии туризма, обеспечение безопасности туристов и др. При этом основными требованиями к туристскому обслуживанию (в том числе «экскурсионному» обслуживанию) и условиям обслуживания туристов являются: целевое назначение, безопасность, точность и своевременность выполнения, эргономика, удобство, эстетичность, информативность, доступность.4
В соответствии с ГОСТ Р-50681-2010 при проектировании экскурсионного обслуживания предусмотрено определение: тематической направленности экскурсии, объектов осмотра, продолжительности экскурсии, объема и качества предоставляемой информации, способа проведения экскурсии. движение по экскурсионному маршруту.
Результатом оформления услуги «Экскурсия» являются следующие технологические документы: технологическая карта экскурсии, контрольный текст, материалы «портфолио гида», маршрутная схема маршрута транспортной экскурсии, перечень основного и вспомогательного персонала (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающего оказание экскурсионных услуг, с указанием требований к образованию, квалификации и подготовке, инструкции для туристов (о правилах пользования снаряжением, правилах поведения в штатных и аварийных ситуациях) , инструкции для персонала, стандарты работы персонала, дополнительная информация.
Итак, разработка новой экскурсии должна включать следующие основные этапы.
1. Выбор темы, формулировка названия, определение цели и задач экскурсии.
Тема экскурсии – это стержень, на котором строится шоу и рассказ. Предмет «организует внимание учащихся в определенном направлении, в значительной степени определяет выбор экскурсионных объектов, закладывает прочную основу для экскурсионной работы...» Тематика определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при представлении многогранных объектов
, которые содержат много информации и могут быть включены в несколько экскурсий.
Тема визита и его название могут совпадать или не совпадать. Названия экскурсий должны быть точными, выразительными, запоминающимися, содержать рекламный элемент. Например, название тура может выглядеть так: «Я люблю тебя, создание Петра…». Тема экскурсии – Санкт-Петербург в жизни и творчестве А. С. Пушкин. Или «В борьбе со стихией» (об истории наводнений).
Популярность тура часто зависит от названия. Авторы сборника «Массовые летние гастроли» (1926) писали по этому поводу: Такая прогулка по всем известной улице не увлечет мальчишек. Если эта тема прогулки имеет другое название, например «Молодежь! Сколько лет вы ходите по такой-то улице, но знаете ли вы, о чем она может говорить? В этом случае организаторы могут быть более уверены, что молодежь соберется, и прогулка не будет нарушена».
Цель поездки – главный вопрос, на который отвечает поездка. Например, экскурсия на тему «Петербург в жизни и творчестве А. С. Пушкина» должна показать, какое место наш город занимал в жизни и творчестве великого поэта. Основной целью посещения города является общее описание города, показ его самобытности.
Задачи – это шаги в достижении цели. Как показать место Петербурга в жизни и творчестве А. С. Пушкин? Прежде всего, необходимо определить места, где жил поэт во время своего пребывания в городе. Во-вторых, надо показать места, где он бывал: гостиницы, рестораны, книжные магазины, издательства, частные салоны и т. д.
В-третьих, необходимо рассмотреть образ Петербурга, созданный в произведениях поэта, соотнести этот образ с реальными улицами и площадями. В-четвертых, герои произведений А. С. Пушкин жил в городе. В связи с этим необходимо выявить и показать предполагаемые места проживания и деятельности литературных героев. Решение этих задач (а их может быть больше или меньше) позволит достичь цели экскурсии.
Задания отражены в подтемах экскурсии. Количество подтем варьируется от 3-4 до 10-15 в зависимости от экскурсии.
2. Составление библиографического списка и изучение литературы по теме.
Библиографический список включает источники и литературу по тематике экскурсии.
К источникам относятся все материалы, появившиеся в рассматриваемую эпоху, характеризующие эту эпоху, имеющие непосредственное отношение к характеризуемому лицу или событию. Ими могут быть письменные источники: документальные (законодательные акты, законы, договоры, указы, постановления и т. д.) и повествовательные (хроники, хроники, исторические отчеты, мемуары и свидетельства, письма и т. д.); материальные (собраны и изучены археологами), этнографические (примеры быта, нравов, нравов народов, часто отсутствующие в письменных источниках); лингвистический; устные (былины, сказки, песни, пословицы); пленка, фоно и фотоматериалы.