Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
ФГБОУ ВО «ЧГУ имени И.Н. Ульянова»
Историко-географический факультет
Кафедра экономической и социальной географии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экскурсионное дело»
на тему: «Чебоксары: современность в объятиях истории»
Выполнила студентка:
историко-географического факультета
группы ИГФ-41-21
Романова Эвелина Дмитриевна
Научный руководитель:
к.г.н., доцент Трифонова З.А.
Чебоксары
2023
Оглавление
Введение 3
Введение 3
Глава 1. Методические основы проектирования экскурсионного маршрута и подготовки экскурсии 4
Глава 1. Методические основы проектирования экскурсионного маршрута и подготовки экскурсии 4
1.1.Понятия и классификация экскурсионных маршрутов и экскурсий 4
1.1.Понятия и классификация экскурсионных маршрутов и экскурсий 4
1.2.Проектированию экскурсионных маршрутов согласно ГОСТ 10
1.2.Проектированию экскурсионных маршрутов согласно ГОСТ 10
Глава 2. Подготовка технологической карты маршрута, карточек показа и схемы маршрута города Чебоксар 20
Глава 2. Подготовка технологической карты маршрута, карточек показа и схемы маршрута города Чебоксар 20
2.1. Технологическая карта 20
2.1. Технологическая карта 20
2.3. Схема маршрута 21
2.3. Схема маршрута 21
Глава 3. Рабочий текст экскурсии 22
Глава 3. Рабочий текст экскурсии 22
Заключение 25
Заключение 25
Введение
Туризм – один из немногих стабильно развивающихся видов отечественного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется несколькими факторами. Во-первых, для открытия туристического бизнеса не требуются большие вложения. Во-вторых, крупные, средние и малые (с небольшим количеством сотрудников) компании достаточно эффективно взаимодействуют на туристическом рынке.
Основная задача туроператора – создать поездку, подкрепленную соответствующей программой обслуживания. Этот продукт является основным туристическим продуктом туроператора, выводимым на рынок.
Тема данного курса: «Проектирование экскурсионного маршрута по городу Чебоксары».
Актуальность темы определяется тем, что неправильно приготовленный продукт не только не пользуется спросом, но и способен оттолкнуть от предприятия потенциальных, последующих покупателей. В условиях серьезной конкуренции, существующей сегодня на туристическом рынке, это немаловажный фактор.
Объектом исследования являются конструктивные особенности туристского маршрута.
Предметом исследования являются туристские ресурсы города Чебоксары для разработки проекта новой экскурсии.
Цель исследования - разработать проект экскурсии «Военная история города Чебоксары» на основе туристских ресурсов города Чебоксары.
Научно-исследовательские цели
· Понятие и особенности туристского продукта
· Дать характеристику основных этапов разработки туристского продукта
· Охарактеризовать туристские ресурсы города Чебоксары
· Разработка проекта новой экскурсии
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный проект экскурсии может использоваться в практической деятельности туристских фирм города Чебоксар с целью уникализации туристических маршрутов.
Данная курсовая работа состоит из введения двух глав заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Методические основы проектирования экскурсионного маршрута и подготовки экскурсии
-
Понятия и классификация экскурсионных маршрутов и экскурсий
Экскурсия – это слово, которое вы знаете с детства. Практически каждый школьник и студент неоднократно участвовал в образовательной или познавательной экскурсии, так как это одна из форм обучения и воспитания. Ни одна культурно-познавательная поездка не обходится без экскурсий. Экскурсионные услуги в том или ином виде представлены в большинстве разработанных туров. Кроме того, экскурсии являются основой познавательного туризма. По этой причине экскурсионная деятельность считается одной из основных составляющих индустрии туризма.
Прежде чем рассмотреть основные аспекты экскурсионной деятельности и специфику их взаимодействия с туризмом, необходимо уточнить некоторые вопросы теории экскурсий. В частности, мы даем определение термину «экскурсия», определяем содержание и характер экскурсии, выделяем ее основные признаки и делаем подробную классификацию экскурсий.1
Концепция и суть путешествия. Согласно определению, данному в Туристской энциклопедии: «Поездка - групповое или индивидуальное посещение интересных мест, музеев и т.п. с познавательной или культурно-познавательной целью, под руководством экскурсовода». Более глубокое разъяснение сущности экскурсии дано в «Словаре русского языка»: «Экскурсия есть организованный показ чего-либо (произведений искусства, памятников прошлого, каких-либо сооружений, механизмов и т. п.), осуществляемый в по определенному плану в образовательных или информационных целях.
2
Путешествие также часто определяют как методически продуманное представление интересных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ объектов, находящихся перед глазами туристов, а также профессионально подготовленный рассказ экскурсовода о события, связанные с ними. Многие авторы не согласны с этим определением. В частности, Т.М. Глушанок и Н.М. Хуусконен подчеркивают, что в практической деятельности поездка рассматривается в нескольких аспектах, а именно как:
-
самостоятельная форма воспитания и обучения, а также как составная часть других форм обучения и воспитания; -
форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения; -
форма организации культурного досуга, воспитательной работы; -
эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания; -
форма распространения научных знаний, идейного воспитания; -
мероприятие по одному из направлений воспитания патриотического, трудового, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности; -
автономная форма культурно-просветительной работы и как неотъемлемая часть организованного туризма; -
форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами.
Б.В. Сущность экскурсии Емельянов понимает как «наглядный процесс познания окружающего мира», связанный с заранее выбранными предметами, изучаемыми в месте их расположения. Экскурсия – это целенаправленный процесс восприятия окружающей нас действительности, построенный на слиянии зрительных и смысловых впечатлений.
Тур выполняет ряд важных задач. В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает туристам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первое задание), услышать необходимую информацию об этих объектах (второе задание), ощутить величие подвига, значимость исторического события (третье задание), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа объектов экскурсии (четвертое задание).
-
протяженность по времени, обычно от академического часа до одного дня; -
наличие экскурсантов - экскурсионной группы (15-30 человек) или индивидуалов; -
наличие квалифицированного экскурсовода, проводящего экскурсию; -
наличие объекта экскурсионного показа; -
показ и осмотр экскурсионных объектов на месте их расположения, наглядность, первичность зрительных впечатлений; -
передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту; -
знакомство с объектами в движении и на остановках, в частности с выходом из автобуса; -
целенаправленность показа и наличие четко определенной темы, являющейся стержнем осмотра и диктующей его направление; -
активная деятельность участников - наблюдение, изучение, исследование объектов.
Классификация экскурсий. Он был принят в середине 1970-х Главкомом туризма и экскурсий ВЦСПС. На сегодняшний день приведенная ниже классификация сохраняет всю свою актуальность, претерпев лишь незначительные модификации. Согласно классификации все экскурсии делятся по следующим признакам: содержание, состав и количество участников, место, вид транспорта, продолжительность, форма проведения.
По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Экскурсионные туры многогранны, они строятся на представлении различных объектов. В обзорных экскурсиях события описываются крупным планом, что помогает дать общее представление о городе, области, области, республике, государстве в целом. Хронологическими рамками такой экскурсии является время существования города от первого упоминания о нем до наших дней и перспективы развития.
Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Они делятся на исторические, промышленные, искусствоведческие, литературоведческие, природоведческие (экологические), архитектурные и градостроительные. По своему содержанию исторические экскурсии делятся на следующие группы: археологические, краеведческие, этнографические, военно-исторические, историко-биографические, экскурсии в исторические музеи. Продукция делится на четыре группы: производственно-историческая; производственно-экономическая; производственно-технический; профориентация студентов.
Экскурсии по истории искусства носят историко-театральный характер, а также организуются по художественным народным промыслам, местам жизни и деятельности представителей культуры, художественным галереям и выставочным залам, музеям, мастерским художников и скульпторов.
Литературные делятся на литературно-биографические, историко-литературные, литературно-художественные, экскурсии в литературные музеи. Естествознание обычно имеет экологическую направленность.
Архитектурно-градостроительные экскурсии – это: показ архитектурных сооружений города, памятников архитектуры определенного исторического периода, дающий представление о творчестве одного архитектора, знакомящий с планировкой и застройкой городов по генеральным планам, демонстрация образцы современной архитектуры, экскурсии по новостройкам.
По составу участников экскурсии делятся на: для взрослых граждан (сборные группы различных организаций, студенческие, профессиональные группы и др.); для детей разного возраста (дошкольников, младших, средних и старших школьников); для местных жителей; для нерезидентов; для иностранцев.По количеству участников различают индивидуальные и групповые туры.
3
В зависимости от места проведения экскурсии их делят на городские, загородные, промышленные, музейные, культовые и монастырские, комплексные (сочетающие элементы нескольких типов). Экскурсии по городу бывают туристическими и тематическими, они включают посещение всего города и его отдельных частей. Например, старая часть города, один из его интересных кварталов, одна из улиц или площадей, насыщенных туристическими объектами.
Экскурсии за город бывают нескольких видов. Во-первых, тур осуществляется только в конечном пункте, например, в лесу или небольшом городке, богатом историческими и культурными объектами. Второй - экскурсия проводится по маршруту, с использованием хорошо видимых по маршруту достопримечательностей в качестве объектов показа. Третий тип построен на сочетании экскурсии в пути с экскурсией до конечной точки маршрута. В зависимости от содержания загородные экскурсии, как и внутригородские, делятся на ознакомительные и тематические. Экзамен предусматривает раскрытие нескольких подтем: история края, достижения в экономике, культуре, науке, характеристика природы и ряд других.
В зависимости от вида транспорта экскурсии совершаются пешком и на разных видах транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий в том, что, создавая необходимый ритм движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Транспортные экскурсии (преимущественно автобусные) состоят из двух частей: разбора туристических объектов на остановках и рассказа о пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых проезжает группа. Некоторые экскурсионные заведения используют для экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские катера, вертолеты.
Экскурсии длятся от одного академического часа (45 минут) до одного дня. Маршруты небольшой продолжительности (от 1 до 3-4 дней) называются маршрутом выходного дня; они могут включать несколько экскурсий разной продолжительности.
По форме проведения экскурсии подразделяются на следующие виды:
-
экскурсия-массовка, участники которой передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод; -
экскурсия-прогулка, совмещающая элементы познания с элементами отдыха, - проводится в лесу, парке, по морю, реке; -
экскурсия-лекция - рассказ преобладает над показом; -
экскурсия-концерт - посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса; -
экскурсия-спектакль - своеобразная форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы.