ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2021
Просмотров: 553
Скачиваний: 3
Структурное разделение управленческого труда исходит из таких характеристик управляемого объекта, как
организационная структура,
масштабы,
сфера деятельности,
отраслевая,
территориальная специфика.
В силу разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой организации. Можно выделить общие черты, касающиеся вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.
При возникновении новых видов трудовой деятельности усиливается его разделение.
С углублением разделения труда возрастает необходимость кооперации труда
Кооперация труда – это объединение обособившихся видов труда для совместного участия в одном или разных, но связанных между собой процессах труда.
В условиях рыночных отношений побудительным мотивом кооперированного труда являются неадминистративные воздействии, а экономический коллективный стимул……. С 248 Феденя 1
Правильно выбранные формы разделения труда и его кооперации позволяют обеспечить рациональную загрузку исполнителей, четкую координацию и синхронность в их работе, сократить потери времени.
Вместе с тем велика роль социального аспекта научно обоснованного разделения и кооперации труда. Правильный выбор форм разделения и кооперации труда способствует повышению содержательности труда, что и обеспечивает удовлетворенность своей работой, развитие коллективизма и взаимозаменяемости, усиление ответственности за результаты коллективного труда, укрепление трудовой дисциплины.
Вопрос 5. Оценка кадров управления
С этой целью в отечественной и зарубежной практике широко используется оценка деловых, нравственных и других качеств, проводится периодическая аттестация работников
Под оценкой деловых, нравственных и иных качеств управленческих работников понимают комплекс планомерно организованных мероприятий, направленных на выявление их наличия у работника или же на определение степени его соответствия занимаемой должности. В задачу аттестации входит выявление профессиональной компетентности работника и соответствия его занимаемой должности, а также определение уровня оплаты труда работников в соответствии с тарифной сеткой.
Оценка - это не только метод, связанный с невозможностью прямо измерить производительность управленческого труда; это необходимый инструмент работы с кадрами управления. Оценка нужна и самому работнику; психологи утверждают, что каждый человек желает знать свои сильные и слабые стороны, отношение других людей к его работе. При этом важно, чтобы оценка проводилась периодически, через равные промежутки времени. Сопоставление оценок прошлых лет и выводы по аттестации следует обязательно доводить до аттестуемого.
При оценке работника, как правило, обращают внимание на следующие характеристики:
-
производительность труда (темп работы руководителя, специалиста);
-
качество труда (точность выполнения заданий, количество допущенных ошибок, потребность в проверках и т.п.);
-
соблюдение трудовой дисциплины, надежность в работе;
-
отношение к своей профессии и труду;
-
настойчивость в достижении цели и выполнении заданий;
-
отношение к собственности предприятия и иных лиц;
-
способность к сотрудничеству, желание передавать свой опыт товарищам по работе;
-
способность адаптироваться к новым ситуациям, принимать новые подходы к решению возникающих проблем;
-
готовность принимать на себя ответственность и риск;
-
умение организовать работу - свою и своих подчиненных;
-
личное отношение к предприятию, его успехам и неудачам;
-
навыки решения новых проблем;
-
знание современной экономики и менеджмента;
-
способность формировать и поддерживать эффективные рабочие группы (коллективы).
При оценке руководителей и специалистов необходимо для большей объективности учитывать сложность их труда по следующим признакам:
-
сфера деятельности и сложность поступающей информации;
-
степень самостоятельности при выполнении работы;
-
масштабность и сложность руководства;
-
степень ответственности за принимаемые решения;
-
необходимость творческого отношения к работе, ее новизна;
-
опыт практической деятельности и знания по специальности.
Оценка управленческого персонала может проводиться различными методами; сейчас их насчитывается уже более двух десятков. Все эти методы успешно делятся на три группы.
К первой относятся методы описательного характера, характеризующие качества работников без количественного их выражения. Вторая группа включает методы, в результате применения которых можно непосредственно получить с достаточной степенью объективности математическую оценку уровня деловых и моральных качеств работников. Третья группа носит промежуточный характер - сначала определяют описательные характеристики аттестуемых, а на их основе рассчитывают количественные показатели. Такие методы называют комбинированными.
Вопрос 6. Аттестация и методика её проведения
Аттестация - это совокупность приемов оценки соответствия деловых качеств управленческого персонала тем требованиям, которые предъявляются к конкретному должностному лицу. Аттестации подлежат все категории служащих - руководители, специалисты и другие работники, состоящие в штате предприятия.
Перед началом аттестации следует провести беседу с руководителями и специалистами, чтобы они могли уяснить, как оцениваются их деятельность и их анкетные характеристики.
Результаты аттестации проявляются как в одобрении, так и в критике. Все оценки следует тщательно взвешивать, подчеркивать сильные стороны работника и подсказывать ему пути устранения недостатков. Любая критика должна быть конструктивной и не лишать человека уверенности в своих силах. Аттестация - не повод для гонений.
Основой при оценке должны быть квалификация работника и результаты, достигнутые им при исполнении служебных обязанностей. Рекомендуется использовать следующие критерии:
-
качество исполнения функций по занимаемой должности;
-
выполнение производственной программы;
-
финансовые результаты; соблюдение установленных сроков работ;
-
качество выполняемых работ и производимой продукции;
-
использование достижений науки и передового опыта;
-
выполнение договорных обязательств и соглашений;
-
уровень трудовой дисциплины;
-
соблюдение законов и других нормативных актов;
-
психологический климат в коллективе;
-
рост профессионального мастерства аттестуемого и его подчиненных;
-
способность к самооценке;
-
умение определять перспективу предприятия и т.д.
Деловые качества руководителей и специалистов оценивают прежде всего исходя из тарифно-квалификационных характеристик служащих предприятий АПК.
До проведения аттестации необходимо подготовить новые должностные инструкции, привести наименования должностей работников в соответствие с выполняемыми функциями и квалификационными требованиями по этим должностям. Указанные инструкции должны быть конкретными, отражать специфику работы специалиста на данном рабочем месте, в данной должности и по соответствующей категории.
При подготовке аттестации администрация предприятия должна решить такие вопросы:
-
установить конкретные задачи аттестации;
-
определить состав и план работы аттестационной комиссии; составить список лиц, подлежащих аттестации;
-
определить состав экспертов и участников анкетирования по оценке деловых, моральных и других качеств аттестуемых; разработать график проведения аттестации;
-
провести экспертную оценку аттестуемых;
-
организовать эффективную работу аттестационной комиссии;
-
наметить мероприятия по реализации результатов аттестации.
Исходя из вышеизложенных положений, целесообразно организовать работу аттестации в три этапа - подготовительный, экспертных оценок и заключительный.
На подготовительном этапе следует установить конкретные цели оценки кадров и собрать объективную информацию о каждом аттестуемом. Такая информация необходима для решения собственно кадровых вопросов по результатам аттестации, а также при определении условий труда и выявлении недостатков в его организации.
Желательно собрать документированную информацию (личные листки по учету кадров, представления, характеристики), данные о выполнении заданий, внедрении достижений науки и передового опыта, проведении учебы с кадрами, повышении квалификации, соблюдении дисциплины, количестве конфликтных ситуаций, возникших по вине аттестуемого в период, за который производится оценка, и т.д. Кроме того, полезна и недокументированная информация, которую целесообразно задокументировать (например, информация, получаемая при анкетировании в устном опросе работников).
Порядок проведения аттестации определяется непосредственно на предприятии. Администрация определяет список лиц, подлежащих аттестации, формирует аттестационную и экспертную комиссии, график проведения аттестации, которые утверждаются приказом руководителя предприятия или решением коллегиального органа управления и доводятся до сведения аттестуемых не менее чем за две недели до начала аттестации. В приказе указываются место проведения аттестации, ответственный за подготовку документации и представление ее в аттестационную комиссию.
В графике проведения аттестации указываются наименование подразделения, в котором работает аттестуемый, его фамилия, должность, даты проведения и представления в аттестационную комиссию необходимых документов, а также должности и фамилии работников, ответственных за их подготовку. Как правило, в первую очередь аттестуется руководитель подразделения, а затем его подчиненные.
На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до начала ее проведения его непосредственным руководителем подготавливается представление (характеристика), содержащее всестороннюю оценку аттестуемого: соответствие профессиональной подготовке работника квалификационным требованиям по должности и разряду его оплаты труда, его профессиональной компетентности; отношение к работе и выполнение должностных обязанностей; результаты работы за прошедший период, эффективность и качество выполнения заданий; способность в необходимых случаях руководить коллективом. В представлении желательно указать отношение аттестуемого к себе и к окружающим.
Все аттестуемые должны быть заранее (не позднее чем за две недели) ознакомлены с материалами и порядком проведения аттестации. Аттестация членов аттестационной комиссии проводится на общих основаниях.
В подготовительный период изготовляют бланки аттестационных листов, анкеты для экспертной оценки и самооценки качеств аттестуемых, анкеты по изучению психологического климата в коллективе, уровня организации рабочего места и труда работников. Аттестационная комиссия составляет план работы, который утверждается руководителем предприятия.
В состав аттестационной комиссии включается председатель (как правило, заместитель руководителя предприятия), секретарь и члены комиссии из числа высококвалифицированных специалистов и представитель профсоюза. Экспертная комиссия может включать небольшое число членов из руководящего состава и специалистов, способных провести анкетирование работников, устный опрос, соответствующим образом обработать полученную информацию, составить экспертное заключение и представить его аттестационной комиссии. Для объективной оценки аттестуемых среди экспертов должны быть лица, равные по рангу с аттестуемыми, вышестоящие и нижестоящие работники.
Этап экспертных оценок является промежуточным; он может и не проводиться на предприятии. Однако с целью большей объективности и разносторонней оценки аттестуемых, оказания существенной помощи в работе аттестационной комиссии целесообразно проводить экспертную оценку деловых, нравственных и других качеств лиц, подлежащих очередной аттестации.
В практике используются различные методики оценки качеств руководителей и специалистов. Большинство из них имеют смешанный (комбинированный) характер. Различия в основном сводятся к детализации групп и отдельных качеств в них. При экспертной оценке в анкеты следует включать такие качества, которые отвечают целям и задачам аттестации. Многообразие оценочных показателей только усложняет работу экспертов и членов аттестационной комиссии (при мер анкеты приведен ниже).
На данном этапе желательно обеспечить экспертную оценку не только личных качеств аттестуемых, но также психологического и морального климата в коллективах, в которых они работают.
Наиболее доступный способ оценки качеств работника - через средний балл. Суть его состоит в том, что эксперты каждое качество оценивают по 5-балльной шкале.
Оценка деловых и друтих качеств аттестуемых должна производиться экспертами с учетом реальных результатов их деятельности.
На заключительном этапе аттестации руководителей и специалистов членами аттестационной комиссии предварительно изучаются все материалы по аттестуемым, а затем проводится заседание комиссии в назначенный день и час.
На заседании каждому аттестуемому предоставляется слово для изложения собственной оценки выполняемой им работы. Затем зачитывается представление-характеристика, оглашаются результаты экспертной оценки аттестуемого, а также состояния морально- психологического климата и условий труда в коллективе, в которых работает аттестуемый. Члены комиссии задают аттестуемому вопросы и получают на них ответы.
Ход заседания комиссии оформляется протоколом; в него вносят заключения и рекомендации по каждому аттестуемому. Комиссия принимает решение открытым голосованием в отсутствие аттестуемого, но оглашает его сразу после принятия.
Оно включает вывод о степени соответствия работника занимаемой должности и о присвоении квалификационного разряда по оплате труда.
Результаты аттестации (оценка и рекомендации) заносятся в аттестационный лист, который составляется в одном экземпляре и подписывается председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии. Аттестационный лист и представление на работника хранятся в его личном деле.
Результаты аттестации в недельный срок сообщаются руководителю предприятия, который с учетом рекомендаций аттестационной комиссии в месячный срок издает приказ (решение) по предприятию о соответствии работника указанной должности и установлении ему того или иного разряда оплаты труда. При несогласии руководителя с решением аттестационной комиссии он может направить работника на повторную аттестацию, результаты которой являются окончательными.