Файл: Теории и технологии взаимодействия участников образовательных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

(ФГБОУ ВПО «МГТУ»)

Институт элитных программ и открытого образования


Кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования
Контрольная работа

по курсу

«Теории и технологии взаимодействия участников образовательных отношений»

Выполнил: Кочетова Г.С. студент 2 курса курса, группа ДИПОНб-21-1

(Ф.И.О.)

Проверил: И.В. Гурьянова, кандидат педагогических наук, доцент

,

(Ф.И.О. должность, уч. степень, уч. звание)

Регистрационный № _______
Институт заочного обучения Курс __________________
Специальность (направление)____________________________________________________

__________________________________________________________________
Рецензент_________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Дата получения контрольной работы «____»__________________ 20___ г.
Дата возвращения контрольной работы «_____»________________20 ____г.
РЕЦЕНЗИЯ

Контрольная работа выполнена в ___________объеме в

соответствии с заданием.
Замечания:________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка _________ Подпись преподавателя __________\_______________

Задание 1. Охарактеризуйте особенности взаимодействия педагогов и родителей в современной системе образования. Выделите типичные проблемы и трудности. Чем оно отливается от такого взаимодействия в советский период?

Какие формы работы позволят увеличить включенность родителей в школьное взаимодействие?

Сформулируйте принципы эффективного взаимодействия в системе «педагог – родитель»,

К сожалению, социально-экономическая ситуация обострила позицию отстраненности и отчуждения родителей от образовательной организации. Чаще встречаются две крайности. Ситуация первая, когда к школе родителями предъявляются завышенные требования по воспитанию и образованию ребенка, родители в такой ситуации выступают в роли критиков, оценивающих работу учителя. Ситуация вторая, когда со стороны семьи идет полное безразличие к вопросам развития школьника. И получается, что
родители выступают чаще в роли наблюдателей.

Каковы основные проблемы, тормозящие взаимодействие педагогов и родителей. Я могу выделить следующие:

- невысокая компетентность педагога в вопросах взаимодействия с родителями и законными представителями;

- иногда нежелание педагога на установление контакта с семьей;

- недооценка потенциала семьи;

- отстраненность от пожеланий родителей; - отсутствие понимания у родителей ценности школьного периода детства;

- низкий социально-культурный уровень семьи;

- низкий уровень психолого-педагогической компетентности у родителей.

Для того чтобы решить эти проблемы, необходимо организовать правильное взаимодействие с родителями, основанное на принципах партнерства. Основной целью взаимодействия с родителями воспитанников является их психолого-педагогическая поддержка, установление тесных контактов семьями, раскрытие родителям возрастных психологических, физиологических особенностей детей школьного возраста, обозначить значение их роли в жизни дошкольника. Работу с родителями осуществлять преимущественно в двух направлениях: педагогическое просвещение родителей и привлечение их к воспитательной работе с детьми.

Педагог для родителя должен всегда быть готов оказать консультативную помощь. С моей стороны всегда чуткое и внимательное отношение ко всему, что происходит с ребенком не только в стенах школы, но и к тому, что происходит в его семье. Очень важно живое общение. Роль воспитателя - помочь, подсказать, направить. Любое взаимодействие должно иметь целью создание "ситуации успеха". Если говорить о проблемах ребенка, то не забудь и отметить его даже самое небольшое достижение и рассказать об этом родителям. Хвалить и родителей, если они прислушались к вашим советам и вы увидели их старания в вопросах развития собственного ребенка. Иногда "ситуация успеха" творит просто чудеса.

Еще одна проблема - это отсутствие единых требований к ребенку. В школе- одни требования, дома - другие. И в этом случае очень важна общая установка на совместное решение задач по воспитанию и образованию дошкольника.



Проводить мероприятия, совместные с родителями, организовывать совместную деятельность ребенка с родителями; проводить мероприятия по повышению психолого-педагогических знаний семьи.

Совместные мероприятия с родителями.

Привлекать родителей к созданию развивающей среды группы (изготовлению дидактических игр, постройке мебели, обновлении театральных уголков, кукол и т. д.).

Важное значение имеет посещение родителями отчетных собраний с концертом воспитанников, участие родителей в подготовке и выступления на городских фестивалях детского дошкольного творчества. Отслеживать работу совета родителей, он должен работать системно. Результативность работы с родителями должна отслеживаться в двух направлениях: посещаемость и включенность. Модель взаимодействия педагога и семьи, должна в первую очередь, реализовывать интересы ребенка. Ребенок и его интересы должны находиться в центре внимания. Эти формы работы получили высокую оценку родителей, которые согласно опросу, находят их информативными, интересными и инновационными. Если строить работу с родителями таким образом, то можно повысить их педагогические знания, а также включать родителей в развивающее педагогическое пространство, как равноправных субъектов (на ряду с учителем).

Задание 2. Описать как влияют личностные особенности учителя на возникновение конфликтов с учащимися и их родителями. Привести примеры.

Главный способ бесконфликтного педагогического общения – формирование высокого уровня педагогического профессионализма, владение искусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства.

Результаты специальных исследований социально-психологических последствий конфликтов в группах убеждают в их не только однозначно негативном характере, но и их конструктивности. Особенно это касается эффективности творческих видов совместной деятельности, например: научной, художественной и др. Поэтому в последние десятилетия в социально-психологической литературе появилось много квалификаций конфликта, как: разумного, рационального, полезного, позитивного, конструктивного, развивающего и т. п. Все это определило и новые перспективные направления исследований, от которых в ближайшем будущем следует ожидать новых интересных результатов.


Однако практические задачи есть задачи всегда комплексные, поэтому они требуют либо интеграции знаний различных наук, либо объединения усилий их представителей. Психолог строит работу так, что главными действующими лицами в разрешении конфликтов становятся сами участники: через осознание противоречий как предмета конфликта, через внутреннюю работу личности, отражение в своем сознании собственного поведения, а не только других участников конфликта, через восприятие другого как самого себя и т. п. Но в этом существуют два серьезных ограничения: во-первых, такие способы разрешения конфликтов наиболее эффективно срабатывают на рефлексирующих личностях, а далеко не все оказываются таковыми; во-вторых, психологические методы разрешения конфликтов в подавляющем большинстве конфликтных ситуаций могут выступать лишь дополняющими другие методы. Сами по себе они довольно редко приводят к устойчивому (не временному или ситуативному) разрешению межличностных и тем более межгрупповых конфликтов.

Существует определенный алгоритм, которого следует придерживаться при разрешении конфликта. Логично сначала будет установить взаимопонимание между сторонами конфликта – ведь оппоненты могут говорить совершенно о разных вещах, а каждый может услышать в речи оппонента совсем не то, что тот хочет до него донести. Важно уделять внимание не только устной речи, но и мимике, жестам, т.к. ребенок получает больше половины информации через невербальные средства общения. Диалог служит как способ налаживания коммуникации между оппонентами, и как средство для обсуждения спорных вопросов. Удачно разрешенный конфликт способствует улучшению психологической атмосферы в коллективе.

Важно еще уметь и незаметно создавать конфликтную ситуацию, когда это требуется в силу определенных обстоятельств. Необходимо быть положительным примером для подражания в процессе разрешения конфликта, учить уважительно относиться к другой стороне конфликта – ведь дети подсознательно копируют поведение старших: родителей, учителей. Педагог также должен научить детей разрешать конфликт таким образом, чтобы это не оскорбило ни одну из сторон конфликта. И только по-настоящему грамотный педагог может воспитать настоящего человека, которому будут известны человеческие ценности, и которые действительно будут для него ценностями.
Задание 3. Описать психотравмирующие последствия конфликтов в системе «ученик – ученик».


КОНФЛИКТЫ В СИСТЕМЕ «УЧЕНИК – УЧЕНИК» - наверное, самая распространенная система конфликтов среди детей, так как основную часть своего времени они проводят со своими сверстниками, начиная от обучения в школе и заканчивая времяпрепровождением на улице.

Причины могут быть различны, наиболее часто отмечают:

  • борьба за авторитет, желание получить внимание, соперничество;

  • оскорбления, обиды, обман, зависть, сплетни;

  • социальное неравенство, разный уровень материальной обеспеченности;

  • враждебность к любимым ученикам учителя, противопоставление одного ученика коллективу;

  • личная неприязнь;

  • симпатия без взаимности, борьба за внимание девочки или мальчика.

Особенно внимательными надо быть в следующих ситуациях, так как они с большой вероятностью приводят к конфликтам.

В класс пришел новый ученик. В ученическом коллективе формируется своя атмосфера и иерархия, где у каждого есть своя роль, поэтому новеньких воспринимают настороженно. Даже, если новый ученик легко выстраивает отношения с одноклассниками и принял их правила, существует высокая вероятность столкновения интересов.

Один из учеников начинает вести себя демонстративно. Одноклассники могут объединиться против того, кто срывает уроки, игнорирует замечания и делает другие «ненормальные» поступки.

Один обучающийся сильно отличается от остальных учеников. Это могут быть отличия в поведении, внешнем виде, отношении к учебе, либо ребенок ведет себя слишком скрыто, гиперактивно и т.д., существует высокая вероятность, что он будет в группе риска по конфликтам в своем классе.

Задание 4. Заполните таблицу

В левом столбце таблицы представлены действия участников конфликта, в правом столбце – возможные субъекты данных действий. Определите, при какой акцентуации характера субъект будет совершать данные действия (субъектов может быть несколько).


Действия в конфликте

Субъекты конфликтных действий

Избегает конфликта, уходит от решения острых вопросов

Параноик.Сензитив. Эпилептоид.Конформный тип.

Принижает оппонента, негативно его оценивает

Сензитив.Истероид. Эпилептоид.Конформный тип.

Постоянно навязывает свою точку зрения, оказывает давление

Истероид. Эпилептоид. Шизоид.Астеноневротик.

Не желает признавать свои ошибки или правоту оппонента

Эпилептоид.Сензитив. Истероид.Психастеник.

Выражает свое мнение извиняющимся тоном

Эпилептоид.Сензитив. Гипертим.Психастеник.

Часто подтасовывает факты

Истероид.Эпилептоид. Шизоид.Сензитив.

Считает, что проиграет, если выразит несогласие

Конформный тип.Истерод. Гипертим.Параноик.

Ищет слабое место в позиции оппонента

Истероид.Гипотим. Эпилептоид.Сензитив.

Удивляется, почему другие его не понимают

Гипотим.Эпилептоид. Циклоид.Параноик.

Считает, что отступление в конфликте ведет к «потере лица»

Гипертим.Истероид. Эпилептоид.Лабильный тип.

В конфликте не демонстрирует своих эмоций

Гипотим.Шизоид. Истероид.Астеноневротик.

Использует тактику «затыкания» рта оппоненту

Конформныйтип.Сензитив. Эпилептоид.Истероид.

Чувствует, что надо уступить, если хочешь разрешить конфликт

Эпилептоид.Сезитив. Психастеник.Параноик.

Нападает на человека, а не на проблему

Эпилептоид.Истероид. Сензитив.Шизод.

Считает, что люди всегда с трудом выходят из конфликта

Сензитив.Эпилептоид. Параноик.Астеноневротик.

Использует тактику маскировки (голосом, манерами и т. п.)

Истероид.Эпилептоид. Шизоид.Гипотим.

Отказывается от дискуссии, если она идет не в соответствии с его замыслом

Параноик. Конформный тип. Эпилептоид. Психастеник.

Создает дефицит времени для решения проблемы

Истероид. Астеноневротик. Эпилептоид. Лабильный тип

Преуменьшает вклад оппонента в общее дело и преувеличивает свой

Истероид. Эпилептоид. Психастеник. Сензитив.

Проявляет доброжелательное отношение к оппоненту

Психастеник. Эпилептоид. Конформный тип. Шизоид.