Файл: Тема Правовые основы гражданской обороны и мобилизационной работы в Российской Федерации.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 360
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Размещение укрываемых в метрополитене предусматривают на платформах станций, в поездах, стоящих у платформы, в перегонных тоннелях, тупиках, соединительных ветках.
В целях наращивания фонда защитных сооружений проводится обследование и инвентаризация помещений в подземном пространстве городов, других подземных сооружений на предмет использования их в качестве защитных сооружений, разрабатываются меры по освоению подземного пространства городов и населенных пунктов в интересах защиты и жизнеобеспечения населения.
В соответствии с действующими нормативными правовыми актами защитные сооружения, предназначенные для укрытия населения по месту жительства, по решению органов государственной власти, в ведении которых они находятся, могут передаваться по договору предприятиям и организациям, ответственным за их содержание, для использования в народнохозяйственных целях (без ущерба для выполнения своих функций по предназначению).
При проектировании и строительстве защитных сооружений необходимо предусматривать наиболее экономичные объемно-планировочные решения с учетом требований по эффективному использованию их площадей и объемов в обычных условиях.
Предприятия, учреждения и организации, на балансе которых находятся защитные сооружения, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения в готовность к приему укрываемых в нормативные сроки.
Защитные сооружения на АЭС, других потенциально опасных объектах содержатся в постоянной готовности к использованию по прямому назначению.
Проверяемое задание 11
«Государственный надзор в области защиты населения и территорий от ЧС»
Тема 2.2. Защитные сооружения и требования, предъявляемые к их оборудованию
Задание: на основе нормативных документов необходимо определить организацию государственного надзор в области защиты населения и территорий от ЧС.
Цель занятия: сформировать представление о деятельности государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС.
Нормативно-правовая база
Федеральный закон от 12 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2005 года № 712 «Об утверждении положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом МЧС России».
Алгоритм выполнения практического задания
-
Изучите теоретический материал. -
Заполните матрицы структуры системного представления о деятельности государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС в табл. 11.1 «Структура системного представления о деятельности государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС».
Таблица 11.1
Структура системного представления о деятельности государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС
Основополагающие позиции структуры | Элементы обоснования позиций структуры1 |
Определите, что организуют органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций | 1. 2. …. |
Определите компетенции должностных лиц органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций | 1. 2. …. |
1 Количество элементов обоснования разное – от 2 до 5.
Теоретические сведения
Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций) осуществляется в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (далее – органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций) в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Порядок осуществления государственного
надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций
Органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий:
-
организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения; -
участвуют в рассмотрении проектов программ социально-экономического развития территорий, федеральных и региональных целевых программ, а также приоритетных научных и научно-технических программ в области защиты от чрезвычайных ситуаций; -
организуют и осуществляют проведение на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения комплексных проверок в области защиты от чрезвычайных ситуаций с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; -
взаимодействуют при осуществлении государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций с органами государственного пожарного надзора; -
организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти; -
информируют органы государственной власти и население о принимаемых и принятых мерах в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения; -
осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области защиты от чрезвычайных ситуаций; -
проводят анализ эффективности выполнения требований нормативных правовых актов в области защиты от чрезвычайных ситуаций; -
проводят анализ деятельности по прогнозированию чрезвычайных ситуаций, разработке и внедрению показателей риска чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, разрабатывают предложения по повышению эффективности мер, направленных на совершенствование профилактической деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций; -
осуществляют подготовку заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также по результатам проведения специализированной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций; -
рассматривают в установленном порядке обращения, жалобы граждан и юридических лиц.
Государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется лицами, перечень должностей которых утверждается министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Права и обязанности должностных лиц
органов государственного надзора в области защиты
от чрезвычайных ситуаций
Должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право:
-
осуществлять проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, касающейся предупреждения чрезвычайных ситуаций, готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения; -
запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций; -
выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций; -
принимать участие в работе комиссий по установлению причин возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и комиссий по проведению пусконаладочных работ, испытаний и приемке потенциально опасных объектов в эксплуатацию; -
прекращать кратковременно, до рассмотрения дела судом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий и сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно; -
направлять органам, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, предложения о приостановлении действия лицензии на осуществление опасного вида деятельности в случае невыполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций; -
составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций обязаны:
-
использовать своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций; -
не разглашать информацию, составляющую государственную, служебную или коммерческую тайну, которая может стать им известна при осуществлении государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций; -
осуществлять в ходе проведения мероприятий по надзору разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций; -
соблюдать права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан; -
не препятствовать представителям юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его представителю присутствовать при проведении мероприятий по надзору, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; -
знакомить должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей либо их представителей с результатами проведения мероприятий по надзору; -
выполнять требования законодательства Российской Федерации, требования нормативных правовых актов и нормативных документов, регламентирующих деятельность по организации и осуществлению государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций; -
доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; -
осуществлять в установленном порядке ведение документации, отражающей деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя в области защиты от чрезвычайных ситуаций; -
осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с другими надзорными органами и органами исполнительной власти Российской Федерации; -
анализировать организацию работы в области защиты от чрезвычайных ситуаций на поднадзорных (подконтрольных) объектах; -
выполнять иные обязанности по надзору в области защиты от чрезвычайных ситуаций, установленные законодательством Российской Федерации.
Должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и функций.