Файл: Министерство обороны российской федерации военноморской флот.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 2074
Скачиваний: 67
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отработка слаженности номеров расчетов, расчетов и подразделений при подготовке вооружения, военной и специальной техники к боевому применению; умений и навыков командиров и штабов в организации и обеспечении боевых действий и управлении войсками (силами) в бою; подготовка и слаживание подразделений, воинских частей и соединений; совершенствование полевой (морской, воздушной) выучки.
К ним относятся: тренировка, занятие, инструкторско-методическое занятие, тактико-строевое занятие, тактическое (тактико-специальное) занятие, тактическая летучка, групповое упражнение, штабная тренировка, учение, боевое упражнение, тактическое (тактико-специальное,) учение, командно-штабное учение.
Главным содержанием практических занятий является практическая работа каждого обучаемого. Отработка учебных задач (нормативов) в ходе практических занятий является обязательным требованием при обучении личного состава.
К смешанным формам обучения, то есть проводимым как теоретически, так и практически, относятся: классно-групповое занятие, показное занятие, выход подразделения на полигон, полевой выход, лагерный сбор, подготовка к несению боевой службы, индивидуальная подготовка, комплексная подготовка, методическое совещание (конференция), контрольное занятие, зачетное занятие (зачет), конкурс (состязание).
Специфика применения в процессе боевой подготовки форм и методов обучения в видах и родах войск (сил) определяется наставлениями, руководствами по организации боевой подготовке видов и родов Вооруженных Сил, войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных сил.
Лекция – форма теоретических занятий, проводимая с целью устного изложения материала в сочетании с демонстрацией наглядных пособий руководителем занятия. Главное назначение лекции – дать материал обучаемым для их последующей самостоятельной работы.
Семинар – форма теоретических занятий, проводимая с целью обсуждения и выработки единого понимания, изучаемых вопросов, проверки, углубления и закрепления, полученных на предыдущих занятиях и в результате самостоятельного изучения материала теоретических знаний обучаемых, развития у них самостоятельного мышления.
Цели семинара достигаются активным обсуждением содержания изучаемой темы, вопроса.
Инструктаж – форма теоретических занятий, проводимая с целью доведения (напоминания) руководителям (помощникам руководителей) занятий методики проведения занятий, а военнослужащим - порядка и правил выполнения должностных и специальных обязанностей в процессе предстоящей работы или решения запланированных задач. Инструктажи с руководителями (помощниками руководителей) занятий проводятся заблаговременно по темам, по которым не организуются инструкторско-методические занятия.
Тренировка – форма практических занятий, проводимая с целью выработки, поддержания и совершенствования знаний, необходимых для выполнения должностных и специальных обязанностей, практических навыков у военнослужащих и слаженных действий по выполнению (обеспечению выполнения) боевых задач подразделениями и воинскими частями.
Тренировки, как и тренажи, могут проводиться по учебным вопросам различных предметов обучения: физические (спортивные), строевые, тактические, огневые, специальные, психологические, военно-медицинские, радиотренировки и другие.
Тренировки по учебным вопросам являются одной из наиболее распространенных форм обучения личного состава. К ним могут привлекаться как отдельные военнослужащие (индивидуальная тренировка), так и расчеты, смены, отделения (групповая тренировка), а также подразделения и воинские части в полном составе. Тренировки, как правило, носят кратковременный характер. На тренировках отрабатываются один, иногда два учебных вопроса. Особое значение имеют тренировки по отработке нормативов. Для тренировки выбирают наиболее слабо отработанные учебные вопросы и нормативы. Руководителем тренировки может быть один из офицеров, сержантов, наиболее компетентный и методически подготовленный по конкретным темам Программы. Тренировки можно проводить в любое время, днем и ночью, при передвижениях (на марше) подразделений, в казарме, при смене и несении боевого дежурства (дежурства), в ходе занятий для полного использования пауз и перерывов.
Инструкторско-методическое занятие – форма практической подготовки офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) для обучения и воспитания подчиненных.
Инструкторско-методические занятия проводятся с целью овладения обучаемыми правильной методикой подготовки и проведения занятия по конкретной теме и передовыми, наиболее рациональными способами и приемами работы в качестве руководителей предстоящих занятий. Одновременно на занятиях проверяется теоретическая и практическая подготовленность руководителей занятий (руководителей на учебных местах) к проведению занятий по данной теме, уточняются отдельные вопросы содержания темы и материально-техническое обеспечение занятий.
Инструкторско-методическое занятие проводится старшим командиром (начальником), как правило, за 3-5 дней до начала занятия, а при проведении с сержантами (старшинами) отражается в расписании занятий. Результативность инструкторско-методических занятий достигается отработкой приемов и действий самими обучаемыми.
Тактико-строевое занятие – наиболее эффективная форма практического обучения подразделений и воинских частей при их слаживании (боевом слаживании). Оно предназначено для отработки тактических приемов и способов действий личного состава и подразделений в ходе отработки тактических нормативов с соблюдением принципа «от простого к сложному».
В ходе тактико-строевых занятий учебные вопросы (задачи, действия) отрабатываются сначала по элементам и по разделениям, а затем в целом в составе подразделения (группы) в пределах установленного нормативами времени; вначале без оружия, экипировки, техники («пеший - по-машинному»), затем на машинах при полной экипировке; в начале в простых условиях, затем на сложном тактическом фоне с обозначением действий противника; в начале днем, затем ночью. Отработка приемов и способов действий или учебного вопроса в целом отрабатывается до тех пор, пока обучаемые не научатся выполнять их правильно и в нужном темпе. Только после этого отрабатывается следующий учебный вопрос.
Тактическая обстановка на занятии создается для отработки каждого учебного вопроса отдельно и может не связываться единым замыслом.
Тактико-строевые занятия с подразделениями всегда предшествуют тактическим (тактико-специальным) занятиям. Организуют и проводят их непосредственные командиры: с взводом - командир взвода, с ротой (группой) – командир роты (группы), с воинской частью - командир воинской части.
Тактическое (тактико-специальное) занятие - является высшей формой обучения подразделений по тактической (тактико-специальной) подготовке, одной из форм обучения воинских частей, обеспечивающей полевую выучку личного состава. Тактические (тактико-специальные) занятия предназначены для слаживания (боевого слаживания) воинских частей (подразделений), практической отработки в комплексе мероприятий плана боевых действий (плана применения), оценки уровня подготовки воинских частей (подразделений).
Тактическими также могут называться занятия, проводимые с ротами (взводами) и им равными, если их целью является отработка задач тактики ведения общевойскового боя. На тактическом (тактико-специальном) занятии отрабатываются учебные задачи в условиях, максимально приближенных к боевым, без пауз и перерывов, с воинской частью (подразделением) в полном составе со штатным вооружением, средствами управления и связи, необходимым количеством боевой техники, обеспечивающими качественную отработку учебных вопросов.
В ходе тактических (тактико-специальных) занятий командир не только получает практику управления подчиненными, но и совершенствует свои навыки в организации боя. Поэтому в содержание тактических (тактико-специальных) занятий включаются такие вопросы, как принятие решения, планирование боевого применения подразделений, проведение рекогносцировки, разведки, постановка задач подчиненным, организация взаимодействия и боевого обеспечения, а также вопросы морально-психологического обеспечения.
Действия или последствия воздействий противника обозначаются (имитируются) специально выделенными и подготовленными командами и средствами.
Тактическое (тактико-специальное) занятие с подразделениями (воинскими частями) проводит начальник по должности на ступень выше командира подразделения (воинской части). По результатам тактических (тактико-специальных) занятий определяется уровень полевой выучки и слаженности подразделения (воинской части), определяется оценка по тактической (тактико-специальной) подготовке, другим предметам обучения.
Розыгрыш (ситуационный розыгрыш) действий – форма практического занятия, на котором докладывается, обсуждается порядок выполнения практических задач на предстоящем тактическом (тактико-специальном) учении или занятии или накануне реальных действий подразделения (воинской части). Розыгрыш проводится с посредническим аппаратом, командирами, офицерами на картах, макете местности или непосредственно на местности. В ходе розыгрыша обучаемые докладывают предлагаемый порядок выполнения задач и действий подразделений, свое место и место подчиненных, возможные действия противника, вопросы, подлежащие контролю, особенности отработки и оценки тактических и специальных вводных.
Тактическая летучка – одна из форм индивидуального практического обучения офицеров тактической (тактико-специальной, летной) подготовке на местности, на картах или на макете местности в конкретной тактической обстановке. Она предназначена для проверки знаний, умений и навыков офицеров, в соответствии со своей штатной должностью, по отдельным вопросам управления войсками (силами), совершенствования знаний и тренировке обучаемых в самостоятельном и быстром анализе данных обстановки, принятии решений, корректуре решений в изменяющейся обстановке, отработке взаимодействия, их оформлении на карте, четкой и грамотной постановке задач подчиненным в ограниченное время.
Основным методом проведения тактической летучки является тренировка обучаемых с последующим разбором их действий руководителем.
При проведении тактических летучек используются карты, макеты местности, магнитные планшеты, тренажеры, компьютеры, средства имитации, а при необходимости средства связи и другие технические средства обучения. Обстановка, задачи и замысел их решения берутся из документов, разработанных на предстоящие боевые действия или мероприятия тактической подготовки.
Групповое упражнение – одна из форм индивидуального практического обучения тактической (тактико-специальной) подготовке офицеров на местности, на картах и на макетах местности. Оно предназначено для привития обучаемым умений и навыков по вопросам управления войсками (силами) в роли определенного должностного лица и более глубокого усвоения теоретических положений на фоне конкретной тактической обстановки, а также для формирования у обучаемых морально-боевых и психологических качеств. Групповое упражнение предусматривает самостоятельное выполнение обучаемыми, поставленными в одну и ту же должность, одинаковых заданий на фоне единой тактической обстановки.
По методике проведения и материальному обеспечению групповые упражнения подразделяют на групповые упражнения без элементов и с элементами командно-штабного учения, с применением средств связи, средств обозначения и имитации.
На групповых упражнениях в комплексе с тактической (тактико-специальной) подготовкой отрабатываются вопросы разведывательной, инженерной, военно-медицинской подготовки, РХБ защиты, РЭБ и военной топографии.
Штабные тренировки предназначены для совершенствования знаний, умений и практических навыков офицеров по выполнению должностных и специальных обязанностей в составе органа управления (штаба); слаживания отделов, отделений, служб и управления воинской части (соединения) (штаба) в целом. В ходе штабных тренировок обучаемые приобретают навыки в разработке боевых документов (планировании), проведении тактических расчетов, развертывании (свертывании) и перемещении пунктов управления.
Штабные тренировки, исходя из учебных целей и привлекаемых структурных подразделений, могут быть раздельными, совместными и командно-штабными, которые могут проводиться на местности, картах, рабочих местах, учебных и боевых постах.
К ним относятся: тренировка, занятие, инструкторско-методическое занятие, тактико-строевое занятие, тактическое (тактико-специальное) занятие, тактическая летучка, групповое упражнение, штабная тренировка, учение, боевое упражнение, тактическое (тактико-специальное,) учение, командно-штабное учение.
Главным содержанием практических занятий является практическая работа каждого обучаемого. Отработка учебных задач (нормативов) в ходе практических занятий является обязательным требованием при обучении личного состава.
К смешанным формам обучения, то есть проводимым как теоретически, так и практически, относятся: классно-групповое занятие, показное занятие, выход подразделения на полигон, полевой выход, лагерный сбор, подготовка к несению боевой службы, индивидуальная подготовка, комплексная подготовка, методическое совещание (конференция), контрольное занятие, зачетное занятие (зачет), конкурс (состязание).
Специфика применения в процессе боевой подготовки форм и методов обучения в видах и родах войск (сил) определяется наставлениями, руководствами по организации боевой подготовке видов и родов Вооруженных Сил, войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных сил.
Лекция – форма теоретических занятий, проводимая с целью устного изложения материала в сочетании с демонстрацией наглядных пособий руководителем занятия. Главное назначение лекции – дать материал обучаемым для их последующей самостоятельной работы.
Семинар – форма теоретических занятий, проводимая с целью обсуждения и выработки единого понимания, изучаемых вопросов, проверки, углубления и закрепления, полученных на предыдущих занятиях и в результате самостоятельного изучения материала теоретических знаний обучаемых, развития у них самостоятельного мышления.
Цели семинара достигаются активным обсуждением содержания изучаемой темы, вопроса.
Инструктаж – форма теоретических занятий, проводимая с целью доведения (напоминания) руководителям (помощникам руководителей) занятий методики проведения занятий, а военнослужащим - порядка и правил выполнения должностных и специальных обязанностей в процессе предстоящей работы или решения запланированных задач. Инструктажи с руководителями (помощниками руководителей) занятий проводятся заблаговременно по темам, по которым не организуются инструкторско-методические занятия.
Тренировка – форма практических занятий, проводимая с целью выработки, поддержания и совершенствования знаний, необходимых для выполнения должностных и специальных обязанностей, практических навыков у военнослужащих и слаженных действий по выполнению (обеспечению выполнения) боевых задач подразделениями и воинскими частями.
Тренировки, как и тренажи, могут проводиться по учебным вопросам различных предметов обучения: физические (спортивные), строевые, тактические, огневые, специальные, психологические, военно-медицинские, радиотренировки и другие.
Тренировки по учебным вопросам являются одной из наиболее распространенных форм обучения личного состава. К ним могут привлекаться как отдельные военнослужащие (индивидуальная тренировка), так и расчеты, смены, отделения (групповая тренировка), а также подразделения и воинские части в полном составе. Тренировки, как правило, носят кратковременный характер. На тренировках отрабатываются один, иногда два учебных вопроса. Особое значение имеют тренировки по отработке нормативов. Для тренировки выбирают наиболее слабо отработанные учебные вопросы и нормативы. Руководителем тренировки может быть один из офицеров, сержантов, наиболее компетентный и методически подготовленный по конкретным темам Программы. Тренировки можно проводить в любое время, днем и ночью, при передвижениях (на марше) подразделений, в казарме, при смене и несении боевого дежурства (дежурства), в ходе занятий для полного использования пауз и перерывов.
Инструкторско-методическое занятие – форма практической подготовки офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) для обучения и воспитания подчиненных.
Инструкторско-методические занятия проводятся с целью овладения обучаемыми правильной методикой подготовки и проведения занятия по конкретной теме и передовыми, наиболее рациональными способами и приемами работы в качестве руководителей предстоящих занятий. Одновременно на занятиях проверяется теоретическая и практическая подготовленность руководителей занятий (руководителей на учебных местах) к проведению занятий по данной теме, уточняются отдельные вопросы содержания темы и материально-техническое обеспечение занятий.
Инструкторско-методическое занятие проводится старшим командиром (начальником), как правило, за 3-5 дней до начала занятия, а при проведении с сержантами (старшинами) отражается в расписании занятий. Результативность инструкторско-методических занятий достигается отработкой приемов и действий самими обучаемыми.
Тактико-строевое занятие – наиболее эффективная форма практического обучения подразделений и воинских частей при их слаживании (боевом слаживании). Оно предназначено для отработки тактических приемов и способов действий личного состава и подразделений в ходе отработки тактических нормативов с соблюдением принципа «от простого к сложному».
В ходе тактико-строевых занятий учебные вопросы (задачи, действия) отрабатываются сначала по элементам и по разделениям, а затем в целом в составе подразделения (группы) в пределах установленного нормативами времени; вначале без оружия, экипировки, техники («пеший - по-машинному»), затем на машинах при полной экипировке; в начале в простых условиях, затем на сложном тактическом фоне с обозначением действий противника; в начале днем, затем ночью. Отработка приемов и способов действий или учебного вопроса в целом отрабатывается до тех пор, пока обучаемые не научатся выполнять их правильно и в нужном темпе. Только после этого отрабатывается следующий учебный вопрос.
Тактическая обстановка на занятии создается для отработки каждого учебного вопроса отдельно и может не связываться единым замыслом.
Тактико-строевые занятия с подразделениями всегда предшествуют тактическим (тактико-специальным) занятиям. Организуют и проводят их непосредственные командиры: с взводом - командир взвода, с ротой (группой) – командир роты (группы), с воинской частью - командир воинской части.
Тактическое (тактико-специальное) занятие - является высшей формой обучения подразделений по тактической (тактико-специальной) подготовке, одной из форм обучения воинских частей, обеспечивающей полевую выучку личного состава. Тактические (тактико-специальные) занятия предназначены для слаживания (боевого слаживания) воинских частей (подразделений), практической отработки в комплексе мероприятий плана боевых действий (плана применения), оценки уровня подготовки воинских частей (подразделений).
Тактическими также могут называться занятия, проводимые с ротами (взводами) и им равными, если их целью является отработка задач тактики ведения общевойскового боя. На тактическом (тактико-специальном) занятии отрабатываются учебные задачи в условиях, максимально приближенных к боевым, без пауз и перерывов, с воинской частью (подразделением) в полном составе со штатным вооружением, средствами управления и связи, необходимым количеством боевой техники, обеспечивающими качественную отработку учебных вопросов.
В ходе тактических (тактико-специальных) занятий командир не только получает практику управления подчиненными, но и совершенствует свои навыки в организации боя. Поэтому в содержание тактических (тактико-специальных) занятий включаются такие вопросы, как принятие решения, планирование боевого применения подразделений, проведение рекогносцировки, разведки, постановка задач подчиненным, организация взаимодействия и боевого обеспечения, а также вопросы морально-психологического обеспечения.
Действия или последствия воздействий противника обозначаются (имитируются) специально выделенными и подготовленными командами и средствами.
Тактическое (тактико-специальное) занятие с подразделениями (воинскими частями) проводит начальник по должности на ступень выше командира подразделения (воинской части). По результатам тактических (тактико-специальных) занятий определяется уровень полевой выучки и слаженности подразделения (воинской части), определяется оценка по тактической (тактико-специальной) подготовке, другим предметам обучения.
Розыгрыш (ситуационный розыгрыш) действий – форма практического занятия, на котором докладывается, обсуждается порядок выполнения практических задач на предстоящем тактическом (тактико-специальном) учении или занятии или накануне реальных действий подразделения (воинской части). Розыгрыш проводится с посредническим аппаратом, командирами, офицерами на картах, макете местности или непосредственно на местности. В ходе розыгрыша обучаемые докладывают предлагаемый порядок выполнения задач и действий подразделений, свое место и место подчиненных, возможные действия противника, вопросы, подлежащие контролю, особенности отработки и оценки тактических и специальных вводных.
Тактическая летучка – одна из форм индивидуального практического обучения офицеров тактической (тактико-специальной, летной) подготовке на местности, на картах или на макете местности в конкретной тактической обстановке. Она предназначена для проверки знаний, умений и навыков офицеров, в соответствии со своей штатной должностью, по отдельным вопросам управления войсками (силами), совершенствования знаний и тренировке обучаемых в самостоятельном и быстром анализе данных обстановки, принятии решений, корректуре решений в изменяющейся обстановке, отработке взаимодействия, их оформлении на карте, четкой и грамотной постановке задач подчиненным в ограниченное время.
Основным методом проведения тактической летучки является тренировка обучаемых с последующим разбором их действий руководителем.
При проведении тактических летучек используются карты, макеты местности, магнитные планшеты, тренажеры, компьютеры, средства имитации, а при необходимости средства связи и другие технические средства обучения. Обстановка, задачи и замысел их решения берутся из документов, разработанных на предстоящие боевые действия или мероприятия тактической подготовки.
Групповое упражнение – одна из форм индивидуального практического обучения тактической (тактико-специальной) подготовке офицеров на местности, на картах и на макетах местности. Оно предназначено для привития обучаемым умений и навыков по вопросам управления войсками (силами) в роли определенного должностного лица и более глубокого усвоения теоретических положений на фоне конкретной тактической обстановки, а также для формирования у обучаемых морально-боевых и психологических качеств. Групповое упражнение предусматривает самостоятельное выполнение обучаемыми, поставленными в одну и ту же должность, одинаковых заданий на фоне единой тактической обстановки.
По методике проведения и материальному обеспечению групповые упражнения подразделяют на групповые упражнения без элементов и с элементами командно-штабного учения, с применением средств связи, средств обозначения и имитации.
На групповых упражнениях в комплексе с тактической (тактико-специальной) подготовкой отрабатываются вопросы разведывательной, инженерной, военно-медицинской подготовки, РХБ защиты, РЭБ и военной топографии.
Штабные тренировки предназначены для совершенствования знаний, умений и практических навыков офицеров по выполнению должностных и специальных обязанностей в составе органа управления (штаба); слаживания отделов, отделений, служб и управления воинской части (соединения) (штаба) в целом. В ходе штабных тренировок обучаемые приобретают навыки в разработке боевых документов (планировании), проведении тактических расчетов, развертывании (свертывании) и перемещении пунктов управления.
Штабные тренировки, исходя из учебных целей и привлекаемых структурных подразделений, могут быть раздельными, совместными и командно-штабными, которые могут проводиться на местности, картах, рабочих местах, учебных и боевых постах.