Файл: Министерство обороны российской федерации военноморской флот.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 2072

Скачиваний: 67

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Раздельные штабные тренировки проводятся с подразделениями органа управления (отделениями, службами, группами) под руководством их начальников. Они проводятся по отдельным вопросам управления.

Совместные штабные тренировки проводятся со всем составом органа управления или большей его частью по общей теме и оперативно-тактической обстановке под единым руководством. Руководителем общей штабной тренировки может быть командир или начальник штаба.

Командно-штабная тренировка – одна из форм обучения офицеров практическому выполнению специальных обязанностей, слаживания отделений, служб и органов управления в целом.

Командно-штабные тренировки проводятся в целях: совершенствования подготовки офицеров по занимаемой должности и поддержания на необходимом уровне боевой готовности, слаженности и оперативности в работе органов управления по управлению войсками (силами); выработки умений и навыков в использовании современных технологических средств управления, средств механизации и автоматизации при планировании боевых действий; проверки уровня подготовки офицеров и практического освоения новых форм боевых документов, технических средств, приемов и методов работы органов управления по управлению войсками (силами); формирования у обучаемых морально-боевых и психологических качеств. Командно-штабные тренировки могут быть одностепенными и многостепенными. В зависимости от содержания темы и поставленных учебных целей штабные тренировки проводятся с применением средств связи на местности, с практическим развертыванием пунктов управления или на картах в помещениях.

Комплексное занятие – основная форма практической подготовки военнослужащих, расчетов, отделений, взводов и рот по выполнению всего объема должностных и специальных обязанностей в мирное и военное время. В ходе комплексного занятия все военнослужащие подразделения, независимо от категорий и занимаемых должностей, обучаются в единой тактической обстановке и по единому замыслу по различным предметам обучения правильному и однообразному выполнению действий (приемов, нормативов, упражнений). На комплексных занятиях обучение военнослужащих идет в комплексе по всем учебным вопросам, независимо к каким предметам они относятся. Это позволяет интенсифицировать процесс обучения и добиться результатов в более короткое время. Например, на занятии по тактической подготовке можно отработать в комплексе вопросы огневой, инженерной, военно-медицинской, физической подготовки, радиационной, химической и биологической защиты и т.д.


На комплексном занятии практические действия отрабатываются последовательно по вводным, которые доводятся руководителем занятия. При необходимости руководитель занятия может объяснять и показывать правильный порядок выполнения тех или иных приемов и действий перед началом их отработки.

Комплексные занятия подразделяются на зачетные и тренировочные.

Для обеспечения высокого качества проведения комплексного занятия и максимальной загрузки обучаемых, руководитель занятия привлекает необходимое количество помощников (инструкторов).

Классно-групповое занятие – одна из форм обучения военнослужащих в составе учебных групп. Предназначено для теоретического и практического обучения всех категорий военнослужащих подразделений и воинских частей. Классно-групповое занятие проводится с целью изучения учебных вопросов и углубления знаний по отдельным вопросам, в специально подготовленном и оснащенном всем необходимым учебным оборудованием и пособиями учебном классе (кабинете, зале, помещении). В ходе занятия руководитель может использовать элементы лекции, беседы, показа, обсуждения. При наличии на занятии учебно-тренировочных средств обучаемые для более полного закрепления полученных знаний могут отрабатывать отдельные действия практически.

Показное занятие – форма теоретических и практических занятий проводимое с целью усвоения военнослужащими установленной последовательности и наиболее рациональных приемов выполнения действий на вооружении, военной и специальной технике, доведения передовых и наиболее качественных способов и методов решения, поставленных перед соединением, воинской частью, подразделением задач. На показном занятии обучаемые наблюдают образцовые действия специально подготовленных подразделений, военнослужащих, осматривают и при необходимости практически опробуют образцово подготовленные объекты, агрегаты, системы, документы.

Основными методами обучения являются: самостоятельная работа ;устное изложение учебного материала (объяснение, рассказ доклад); беседа (обсуждение); показ (демонстрация); упражнение (тренировка); практическая работа (в поле, в море, в воздухе, в порках, на стартовых позициях, на аэродромах).



Выход подразделения на полигон – форма подготовки подразделений для отработки вопросов полевой выучки, действий при вооружении и на боевой технике с обязательной отработкой положенных нормативов. Занятия организуются в масштабе подразделения. К его проведению привлекаются офицеры управления соединения (воинской части), начальники родов войск и служб. При выходе на полигон личный состав подразделения освобождается от несения караульной, внутренней служб и выполнения хозяйственных работ в воинской части.

Лагерный сбор сбор подразделений артиллерии и воинских частей в лагере для повышения уровня полевой выучки личного состава в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке.

Полевой выход – организационная форма боевой подготовки, проводится перед проведением батальонного (полкового, бригадного, дивизионного) тактического учения с подразделениями воинских частей, соединений, привлекаемыми на учение.

Полевой выход предназначен для подготовки подразделений по предметам боевой подготовки на полевой учебно-материальной базе с учётом темы предстоящего учения, а также проверки готовности и допуска обучаемых к тактическому учению.

Методическое совещание (конференция) – форма теоретических и практических занятий. Методические совещания (конференции) организуются и проводятся с офицерским составом с целью обобщения и распространения новых, передовых методов обучения подчиненных.

Учения с войсками (силами) как высшая и наиболее эффективная форма обучения войск (сил), являются одним из важных средств повышения их боевой готовности и полевой выучки.

Учения (командно-штабные и тактические), проводимые в соединениях (воинских частях) подразделяются:

по целевому предназначению: показные, контрольные (проверочные), опытные, исследовательские;

по принципам обучения и количеству участвующих в учении сторон: односторонние, двусторонние, совместные (подразделений, частей родов войск соединений, войск объединения с взаимодействующими соединениями, частями и подразделениями других видов Вооруженных Сил и силовых структур Российской Федерации);

по масштабу воинского формирования: подразделений (батальона, роты); тактических групп (группы подразделений); воинских частей; соединений;

по составу участвующих в учении войск и органов управления ими: подразделений и воинских частей одного рода войск (однородовых сил и средств); подразделений, воинских частей и соединений различных родов войск (разнородовых сил и средств); подразделений, воинских частей и соединений различных видов Вооруженных Сил (разновидовых) и ведомств (разноведомственных);


по способам применения вооружения и военной техники: с боевой стрельбой и без боевой стрельбы.

Учения с мотострелковыми, мотострелковыми (горными), танковыми, воздушно-десантными (парашютно-десантными, десантно-штурмовыми, десантно-штурмовыми (горными) подразделениями (воинскими частями, соединениями), тактическими группами, кораблями, а также разведывательными подразделениями, подразделениями (воинскими частями, соединениями) морской пехоты, ракетных войск и артиллерии, ракетных войск стратегического назначения, войск воздушно-космической обороны, войскового ПВО, объединений ВВС и ПВО называются тактическими. Учения с подразделениями (воинскими частями, соединениями) специальных войск и материально-технического обеспечения – тактико-специальные учения.

Тактические учения, проводимые с мотострелковыми, мотострелковыми (горными), танковыми, воздушно-десантными (парашютно-десантными, десантно-штурмовыми, десантно-штурмовыми (горными) подразделениями (воинскими частями, соединениями), а также подразделениями (воинскими частями, соединениями) морской пехоты являются общевойсковыми тактическими учениями.

По способам выполнения огневых задач тактические учения подразделяются на учения с боевой стрельбой и без боевой стрельбы
(с применением лазерных имитаторов стрельбы и поражения – для общевойсковых тактических учений).


Общевойсковые тактические и командно-штабные учения являются комплексными мероприятиями боевой подготовки и проводятся по темам, включающим вопросы боевой и мобилизационной готовности, подготовки и ведения боевых действий, управления соединениями, воинскими частями и подразделениями в бою, всестороннего обеспечения боя.

Учения различают по назначению, условиям подготовки и проведения.

Тактическое учение – высшая форма боевой подготовки подразделений, воинских частей, соединений. Проводится в целях проверки и совершенствования боевой подготовки личного состава, слаженности (боевой слаженности) подразделений, воинских частей и соединений, а также навыков командиров и органов управления в организации боевых действий и управлении войсками (силами).

Тактико-специальное учение – форма тактико-специальной подготовки подразделений, воинских частей, учреждений и органов управления специальных войск и материально-технического обеспечения. Проводится, обычно, как одностороннее с обозначенным противником в целях слаживания (боевого слаживания) подразделений и воинских частей, их подготовки к выполнению задач в бою в соответствии с предназначением, отработки и совершенствования взаимодействия с обеспечиваемыми общевойсковыми (авиационными) подразделениями (воинскими частями), совершенствования навыков командиров (начальников) и штабов в организации обеспечения боя.


Сущность тактического (тактико-специального) учения заключается в том, что в ходе его командир, орган управления, личный состав практически выполняют задачи по единому замыслу в общей, непрерывно развивающейся обстановке, в различных условиях боевых действий, днем и ночью, в любое время года.

В общевойсковом (авиационном) соединении с подразделениями (воинскими частями) специальных войск и материально-технического обеспечения отдельно тактико-специальные учения, как правило, не проводятся. Подразделения (воинские части) специальных войск и материально-технического обеспечения привлекаются в полном составе или по подразделениям на учения с боевыми соединениями, подразделениями (воинскими частями).

Командно-штабное учение – одна из форм совместного обучения командиров и органов управления соединений и воинских частей по управлению войсками (силами). Командно-штабные учения проводятся на местности или на картах с использованием стационарных пунктов управления соединений (воинских частей). Командно-штабные учения подразделяются на дивизионные, бригадные, полковые. По количеству привлекаемых органов управления проводятся двухстепенными или трехстепенными, а по количеству участвующих сторон - одно или двусторонними.

Сущность командно-штабного учения заключается в том, что обучаемые в условиях конкретной, развивающейся обстановки выполняют весь комплекс своих функциональных должностных обязанностей по управлению войсками (силами) в составе органов управления (штабов).

Контрольное занятие проводится командиром (начальником) с целью определения уровня обученности личного состава подразделений (воинской части) по предмету обучения, слаженности подразделения, знаний и умений военнослужащих выполнять свои должностные и специальные обязанности.

Зачетное занятие (зачет) проводится в ходе учебного процесса для определения уровня подготовки личного состава по отдельным темам или разделам программ (курсов) боевой подготовки.

Конкурсы проводятся среди офицеров (прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), замещающих должности командиров подразделений) Вооруженных Сил в целях повышения роли самостоятельной работы в своей профессиональной подготовке и дальнейшего совершенствования их методического мастерства; стимулирования заинтересованности в углублении своего военно-теоретического уровня и совершенствования практических навыков в управлении подразделениями, умелого овладения вооружением, военной и специальной техникой; определения наиболее подготовленных военнослужащих для выдвижения их на вышестоящие должности или направления на учебу.