Файл: Последовательно ответьте на поставленные вопросы к клиническому описанию случая. Занесите ответы в прилагаемую таблицу.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 952
Скачиваний: 28
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Программа профессиональной переподготовки
Клиническая (медицинская) психология со специализацией в психологии экстремальных ситуаций и состояний (2030)
Дисциплина: Введение в клиническую психологию
Практическое задание 3, Модуль 3. Личность и болезнь
Выполнил:
слушатель Ерохина Лучия Петровна
Преподаватель:
Узлов Николай Дмитриевич
г. Москва – 2021
Алгоритм выполнения
-
Изучите лекционный материал, изложенный в Модуле 3 (лекции 8-12). -
Скачайте задачу и практические задания. -
Ознакомьтесь с методиками, которые прилагаются к заданию. -
Прочтите историю болезни (описание случая). -
Последовательно ответьте на поставленные вопросы к клиническому описанию случая. Занесите ответы в прилагаемую таблицу. -
Оцените данные психодиагностических методик. Поместите Ваши ответы в конце каждого задания. -
Напишите заключение по результатам исследования.
Дополнительные рекомендации
-
Держитесь заданного алгоритма. Предполагается (по «умолчанию»), что Вы знакомы с общетеоретическими представлениями, прочли лекционный материал и говорите с преподавателем на одном языке. Задание рассчитано на отработку практических навыков, умению интерпретировать факты и делать соответствующие заключения. Поэтому не следует описывать, что такое ВКБ, какие ТОБ или МПЗ существуют, виды и классификации копингов и проч. -
Объем ответа в заданиях 3.2-3.6 не должен превышать 100 слов.
Задача
Описание случая. Ин-ков С.А., 42 лет. Диагноз: Очаговый туберкулез легких, стадия обострения. Проходит стационарное лечение.
Их анамнеза: Сведений о раннем развитии нет. Воспитывался в неполной семье, родители развелись, когда пациенту исполнилось 4 года. В семье были частые скандалы из-за пьянства отца. Две старшие сестры здоровы, замужем. В школе учился средне, но без желания. Часто пропускал занятия, проводил время в кампании асоциальных сверстников. С 10 лет начал курить, в 12 – употреблять алкоголь, были эпизоды вдыхания клея «Момент». После окончания 9 классов поступил в ПТУ по специальности «слесарь КИПиА», с трудом проучился 2 курса из-за пропусков и нарушений дисциплины. В 17 лет был осужден с отсрочкой исполнения приговора за хулиганство, но испытательный срок не выдержал и был отправлен в колонию на 2 года. После освобождения в конце 90-х нигде не работал, участвовал в криминальных разборках. Повторно был осужден по ч.2 ст. 111 на 5 лет. Освободился в 27 лет. В местах лишения свободы заболел туберкулезом легких. Живет в гражданском браке. Супруга работает продавцом в продовольственном супермаркете, сыну 6 лет. Продолжает злоупотреблять алкоголем, бывают запои по 3-4 дня. Последние 1,5 года нигде не работает.
Лечащим врачом был использован скрининговый опросник Кранца для оценки стиля поведения пациента при лечении. Показатель – 8 баллов.
Данные клинической беседы. В контакт с медицинским психологом вступает охотно, держится свободно, раскованно, пытается шутить, преобладающий тон общения в начале контакта насмешливо-ироничный. Фон настроения приподнят, эйфоричен.
Из протокола:
Особых жалоб не предъявляет: «голова побаливает иногда, потею немного, кашляю, ну и что – это у меня всю жизнь. С похмелья, бывало, голова вообще раскалывается, пивка примешь – и опять в форме, а так – ерунда».
-
«Говорите, что замечен был в алкогольном опьянении в больнице? А что тут такого? Я ж не буянил, мебель не ломал, стекла не бил, никому ничего плохого не сделал. Да здесь у вас со скуки помереть можно. И курю я тоже не больше других. Уже не бросить, я к куреву еще с детства привык. Да и все тут курят, не только больные, и санитарки, и даже медсестры некоторые». -
«Как я отношусь к своей болезни? Скажу откровенно – по-философски. Сказать, что я сильно переживаю из-за неё – неправда. Не повезло мне, так уж случилось, такие тогда сложились жизненные обстоятельства. Знаю, что туберкулез лечится, и лечить себя я врачам разве мешаю, таблетки дают, и я их пью горстями, что еще надо? Палочки тубиковые не сею, последние анализы отрицательные, а меня взаперти держат, будто я на зоне опять, разве ж это справедливо?». -
«Какие у меня планы после выписки? Работать пойду куда-нибудь, спиногрыза кормить надо. Раньше я больше на стройке работал, то стропальщиком, то плотником, или в ЖКО. Да боюсь, не возьмут из-за туберкулеза, который опять обострился. Вот вместо того, чтобы мурыжить меня здесь, взяли бы, да и вывели на инвалидность, раз я такой больной. Может, посодействуете?».
Пройти психодиагностическое исследование согласился: «буду отвечать честно, мне скрывать нечего».
В исследовании ВКБ медицинским психологом использовался следующий блок методик:
-
Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни (ТОБОЛ). -
Методика «Индекс жизненного стиля» («Life Style Index») в версии НИИ им.В.М.Бехтерева. -
Опросник способов совладания (WCQ) в версии НИИ им.В.М.Бехтерева. -
Тест жизнестойкости (Hardiness Survey) С.Мадди, в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой.
Задания
Задание 1. На основе изучения анамнеза и данных клинической беседы с пациентом примените существующие классификации типологий ВКБ, определите тип реакций и дайте их обоснование. Занесите данные в прилагаемую таблицу. Оцените также степень доверия пациента медицине и стиль поведения в процессе лечения.
Автор типологии | Тип реакций | Обоснование (особенности поведения, примеры высказываний и т.п.) | ||
В. Вондрачек (1969) | Норм/утилитарн | «Сказать, что я сильно переживаю из-за неё – неправда.» | ||
Н.А.Митрушина (2011) | Нормонозогнозический | «туберкулез лечится, и лечить себя я врачам разве мешаю, таблетки дают, и я их пью горстями, что еще надо?» | ||
Р.М.Баевский (1988) | Стеническая | «Палочки тубиковые не сею,последние анализы отрицательные» | ||
В.А.Жмуров (2002) | Регрессивн | « взяли бы, да и вывели на инвалидность, раз я такой больной. Может, посодействуете?». | ||
Б.А.Якубов (1982) | Содружество | « таблетки дают, и я их пью горстями, что еще надо?» | ||
В.Д.Менделевич (2001) | Как кара | « Уже не бросить, я к куреву еще с детства привык.» | ||
| ||||
Опросник Кранца | 8 баллов | Оценка: Средняя. |
Степень доверия к медицине - средняя, необходима активность в процессе лечения, разумная самостоятельность.
Задание 2. Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни (ТОБОЛ). Ниже приведены шкальные оценки по каждому из 12 типов отношения к болезни (ТОБ). Внимательно прочтите «Правила анализа данных опросника» методического пособия (с.11-12). Постройте графический профиль. Определите тип отношения к болезни.
Исходные данные:
Гармонический тип () = 10
Эргопатический тип (Р) = 6
Анозогнозический тип (З) = 27
Тревожный тип (Т) = 4
Ипохондрический тип (И) =12
Неврастенический тип (Н) = 9
Меланхолический тип (М) = 7
Апатический тип (А) = 5
Сенситивный тип (С) = 10
Эгоцентрический тип (Я) = 23
Паранойяльный тип (П) =6
Дисфорический тип (Д) = 17
Ответ:
Таблица 1
Тема шкалы | Г* | Р* | З* | Т | И | Н | М | А | С | Я | П | Д |
I | | | | | | | | | | | | |
II | | | | | | | | | | | | |
III | | | | | | | | | | | | |
IV | | | | | | | | | | | | |
V | | | | | | | | | | | | |
VI | | | | | | | | | | | | |
VII | | | | | | | | | | | | |
VIII | | | | | | | | | | | | |
IX | | | | | | | | | | | | |
X | | | | | | | | | | | | |
XI | | | | | | | | | | | | |
XII | | | | | | | | | | | | |
Сумма | 10 | 6 | 27 | 4 | 12 | 9 | 7 | 5 | 10 | 23 | 6 | 17 |
| | | | | | | | | | | | |
Рис.1
Т.К. среди утверждений, выбранных испытуемым, встречается Анозогнозический тип, указанный знаком (*), то шкальная величина соответствующего этому знаку типа отношения к болезни (гармоничный, эргопатический, анозогнозический) приравнивается нулю, и такой тип не диагностируется.
В таком случае можно подтвердит Эгоцентрический тип – поиски постоянной выгоды в связи с болезнью. Демонстрация близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью вызвать сочувствие и привлечения внимания. Требование заботы о себе в ущерб другим делам, полное невнимание к близким. Перевод разговоров только «о себе». Отношение к окружающим людям, требующим внимание - как к «конкурентам» Подчеркивание своей исключительности в отношении болезни, непохожесть на других. Эмоциональная непрогнозируемость и непостоянство.
Задание 3. Методика «Индекс жизненного стиля» («Life Style Index»). Ниже приведены процентильные показатели по каждому из 8 механизмов психологической защиты (МПЗ). Определите ведущие механизмы, на основании представленных данных постройте диаграмму. Дайте объяснение полученным данным.
Исходные данные:
Отрицание = 79
Вытеснение = 25
Регрессия = 53
Компенсация =20
Проекция = 27
Замещение = 37
Интеллектуализация = 17
Реактивные образования = 19
Ответ: Согласно выше указанным данным, были созданы соответствующие диаграммы с данными сырой оценки шкалы эго защиты ИЖС (рис.2) и проценты (данные авторов апробаци) (рис.3), где согласно диаграмме на рис.3 отрицание и проекция имеют место ведущих механизмов, что говорит о наличии МПЗ и из категории «оптимизации стилей» и «пассивно - оборонительный».
Профильный лист к ижс (lsi) Шкала эго защиты
Таблица 2
Ф. И. О. | | ЭГО защиты | Сырая оценка | Проценты (данные авторов апробации) |
Дата | 08.06.2021 | 1. Отрицание | 79 | 6 |
Возраст | 42года | 2. Подавление | 25 | 2 |
Пол | муж | 3. Регрессия | 53 | 4 |
Семенное положение | Гражданский брак | 4. Компенсация | 20 | 1 |
Образование | ПТУ | 5. Проекция | 27 | 6 |
Адрес: | | 6. Замещение | 37 | 2 |
| | 7. Интеллектуализация | 17 | 3 |
| | 8. Реактивное образование | 19 | 1 |
| | | | |