Файл: Последовательно ответьте на поставленные вопросы к клиническому описанию случая. Занесите ответы в прилагаемую таблицу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 952

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Программа профессиональной переподготовки

Клиническая (медицинская) психология со специализацией в психологии экстремальных ситуаций и состояний (2030)

Дисциплина: Введение в клиническую психологию

Практическое задание 3, Модуль 3. Личность и болезнь


Выполнил:

слушатель Ерохина Лучия Петровна

Преподаватель:

Узлов Николай Дмитриевич


г. Москва – 2021

Алгоритм выполнения

  1. Изучите лекционный материал, изложенный в Модуле 3 (лекции 8-12).

  2. Скачайте задачу и практические задания.

  3. Ознакомьтесь с  методиками, которые прилагаются к заданию.

  4. Прочтите историю болезни (описание случая).

  5. Последовательно ответьте на поставленные вопросы к клиническому описанию случая. Занесите ответы в прилагаемую таблицу.

  6. Оцените данные психодиагностических методик. Поместите Ваши ответы в конце каждого задания.

  7. Напишите заключение по результатам исследования.

 

Дополнительные рекомендации

  1. Держитесь заданного алгоритма. Предполагается (по «умолчанию»), что Вы знакомы с общетеоретическими представлениями, прочли  лекционный материал и говорите с преподавателем на одном языке. Задание рассчитано на отработку практических навыков, умению интерпретировать факты и делать соответствующие заключения. Поэтому  не следует  описывать, что такое ВКБ, какие ТОБ или МПЗ существуют, виды и классификации копингов и проч.

  2. Объем ответа в заданиях 3.2-3.6 не должен превышать 100 слов.

Задача

Описание случая. Ин-ков С.А., 42 лет. Диагноз: Очаговый туберкулез легких, стадия обострения. Проходит стационарное лечение.                                          

Их анамнеза: Сведений о раннем развитии нет. Воспитывался в неполной семье, родители развелись, когда пациенту исполнилось 4 года. В семье были частые скандалы из-за пьянства отца. Две старшие сестры здоровы, замужем. В школе учился средне, но без желания. Часто пропускал занятия, проводил время в кампании асоциальных сверстников. С 10 лет начал курить, в 12 – употреблять алкоголь, были эпизоды вдыхания клея «Момент». После окончания 9 классов поступил в ПТУ по специальности «слесарь КИПиА», с трудом проучился 2 курса из-за пропусков и нарушений дисциплины. В 17 лет был осужден с отсрочкой исполнения приговора за хулиганство, но испытательный срок не выдержал и был отправлен в колонию на  2 года. После освобождения в конце 90-х  нигде не работал, участвовал в криминальных разборках. Повторно был осужден по ч.2 ст. 111 на 5 лет. Освободился в 27 лет. В местах лишения свободы заболел туберкулезом легких. Живет в гражданском браке. Супруга работает продавцом в продовольственном супермаркете, сыну 6 лет. Продолжает злоупотреблять алкоголем, бывают запои по 3-4 дня. Последние 1,5 года нигде не работает.


Лечащим врачом был использован скрининговый опросник Кранца для оценки стиля поведения пациента при лечении. Показатель – 8 баллов.

Данные клинической беседы. В контакт с медицинским психологом вступает охотно, держится свободно, раскованно, пытается шутить, преобладающий тон общения в начале контакта насмешливо-ироничный. Фон настроения приподнят, эйфоричен.

Из протокола:

Особых жалоб не предъявляет: «голова побаливает иногда, потею немного, кашляю, ну и что – это у меня всю жизнь. С похмелья, бывало, голова вообще раскалывается, пивка примешь – и опять в форме, а так – ерунда».

  • «Говорите, что замечен был в алкогольном опьянении в больнице? А что тут такого? Я ж не буянил, мебель не ломал, стекла не бил, никому ничего плохого не сделал. Да здесь у вас со скуки помереть  можно. И курю я тоже не больше других. Уже не бросить, я к куреву еще с детства привык. Да и все тут курят, не только больные, и санитарки, и даже медсестры некоторые».

  • «Как я отношусь к своей болезни? Скажу откровенно – по-философски. Сказать, что я сильно переживаю из-за неё – неправда. Не повезло мне, так уж случилось, такие тогда сложились жизненные обстоятельства. Знаю, что туберкулез лечится, и лечить себя я врачам разве мешаю, таблетки дают,  и я их пью горстями, что еще надо? Палочки тубиковые  не сею, последние анализы отрицательные, а меня взаперти держат, будто я на зоне опять, разве ж это справедливо?».

  • «Какие у меня планы после выписки? Работать пойду куда-нибудь, спиногрыза кормить надо. Раньше я больше на стройке работал, то стропальщиком, то плотником, или в ЖКО. Да боюсь, не возьмут из-за туберкулеза, который опять обострился. Вот вместо того, чтобы мурыжить меня здесь, взяли бы, да и вывели на инвалидность, раз я такой больной. Может, посодействуете?».

Пройти психодиагностическое исследование согласился: «буду отвечать честно, мне скрывать нечего».

В исследовании ВКБ медицинским психологом использовался следующий блок методик:

  1. Методика  для психологической диагностики типов отношения к болезни (ТОБОЛ).

  2. Методика «Индекс жизненного стиля» («Life Style Index») в версии НИИ им.В.М.Бехтерева.

  3. Опросник способов совладания (WCQ) в версии НИИ им.В.М.Бехтерева.

  4. Тест жизнестойкости (Hardiness Survey) С.Мадди, в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой.


Задания

Задание 1. На основе изучения анамнеза и данных клинической беседы с пациентом примените  существующие классификации типологий ВКБ, определите тип реакций и дайте их обоснование. Занесите данные в прилагаемую таблицу. Оцените также степень доверия пациента медицине и стиль поведения в процессе лечения.

Автор типологии

Тип реакций

Обоснование (особенности поведения, примеры высказываний и т.п.)

В. Вондрачек (1969)

 Норм/утилитарн

 

  «Сказать, что я сильно переживаю из-за неё – неправда.»

Н.А.Митрушина (2011)

 Нормонозогнозический

  «туберкулез лечится, и лечить себя я врачам разве мешаю, таблетки дают,  и я их пью горстями, что еще надо?»

Р.М.Баевский (1988)


 Стеническая

  «Палочки тубиковые  не сею,последние анализы отрицательные»

В.А.Жмуров (2002)

 Регрессивн

« взяли бы, да и вывели на инвалидность, раз я такой больной. Может, посодействуете?».


Б.А.Якубов (1982)

 Содружество

 « таблетки дают,  и я их пью горстями, что еще надо?»

В.Д.Менделевич (2001)

 

 Как кара

 « Уже не бросить, я к куреву еще с детства привык.»

 

Опросник Кранца

8 баллов

Оценка: Средняя.

 

Степень доверия к медицине - средняя, необходима активность в процессе лечения, разумная самостоятельность.

Задание 2. Методика  для психологической диагностики типов отношения к болезни (ТОБОЛ). Ниже приведены шкальные оценки по каждому из 12 типов отношения к болезни (ТОБ). Внимательно прочтите «Правила анализа данных опросника» методического пособия (с.11-12). Постройте графический профиль. Определите тип отношения к болезни.

Исходные данные:

Гармонический тип () = 10

Эргопатический тип (Р) = 6

Анозогнозический тип (З) = 27

Тревожный тип (Т) = 4


Ипохондрический тип (И) =12

Неврастенический тип (Н) = 9

Меланхолический тип (М) = 7

Апатический тип (А) = 5

Сенситивный тип (С) = 10

Эгоцентрический тип (Я) = 23

Паранойяльный тип (П) =6

Дисфорический тип (Д) = 17

Ответ:

Таблица 1

Тема шкалы

Г*

Р*

З*

Т

И

Н

М

А

С

Я

П

Д

I





































II





































III





































IV





































V





































VI





































VII





































VIII





































IX





































X





































XI





































XII





































Сумма

10

6

27

4

12

9

7

5

10

23

6

17









































 

Рис.1

Т.К. среди утверждений, выбранных испытуемым, встречается Анозогнозический тип, указанный знаком (*), то шкальная величина соответствующего этому знаку типа отношения к болезни (гармоничный, эргопатический, анозогнозический) приравнивается нулю, и такой тип не диагностируется.

В таком случае можно подтвердит Эгоцентрический тип – поиски постоянной выгоды в связи с болезнью. Демонстрация близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью вызвать сочувствие и привлечения внимания. Требование заботы о себе в ущерб другим делам, полное невнимание к близким. Перевод разговоров только «о себе». Отношение к окружающим людям, требующим внимание - как к «конкурентам» Подчеркивание своей исключительности в отношении болезни, непохожесть на других. Эмоциональная непрогнозируемость и непостоянство.
Задание 3. Методика «Индекс жизненного стиля» («Life Style Index»).  Ниже приведены процентильные показатели  по каждому из 8 механизмов психологической защиты (МПЗ). Определите ведущие механизмы, на основании представленных данных постройте диаграмму. Дайте объяснение полученным данным.
Исходные данные:

Отрицание = 79

Вытеснение = 25

Регрессия = 53

Компенсация =20

Проекция = 27

Замещение = 37

Интеллектуализация = 17

Реактивные образования = 19

Ответ: Согласно выше указанным данным, были созданы соответствующие диаграммы с данными сырой оценки шкалы эго защиты ИЖС (рис.2) и проценты (данные авторов апробаци) (рис.3), где согласно диаграмме на рис.3 отрицание и проекция имеют место ведущих механизмов, что говорит о наличии МПЗ и из категории «оптимизации стилей» и «пассивно - оборонительный».

Профильный лист к ижс (lsi) Шкала эго защиты

Таблица 2

Ф. И. О.




ЭГО защиты

Сырая оценка

Проценты

(данные авторов апробации)

Дата

08.06.2021

1. Отрицание

79

6

Возраст

42года

2. Подавление

25

2

Пол

муж

3. Регрессия

53

4

Семенное положение

Гражданский брак

4. Компенсация

20

1

Образование

ПТУ

5. Проекция

27

6

Адрес:




6. Замещение

37

2







7. Интеллек­туализация

17

3







8. Реактивное образование

19

1