Файл: Лекции по зарубежной литературе_Набоков В_2000 -512с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2021

Просмотров: 4258

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ЛЕКЦИИ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ

http://www.ozon.ru/context/detail/id/157915/

KUPIT` BOOK


background image

VLADIMIR

NABOKOV

AUSTEN, DICKENS, FLAUBERT, JOYCE,

Edited by Fredson Bowers, introduction by John Updike

A

О О К


background image

ВЛАДИМИР

НАБОКОВ

ЛЕКЦИИ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ

 ФЛОБЕР, ДЖОЙС,

Под общей  р е д а к ц и е й Владимира  Х а р и т о н о в а

О С К В А

З Д А Т Е Л Ь С Т В О  Н Е З А В И С И М А Я  Г А З Е Т А


background image

ББК

 83.3(4)

Н14

Рекомендовано

Министерством образования России

в качестве дополнительного учебного пособия

для высших учебных заведений

Издание осуществлено при участии издательства

Перевод с английского

Бернштейн И. М., Голышева В. П.,

Дашевского Г. М., Касаткиной Е. Н.,

Кротовской Н. Г., Кулагиной-Ярцевой В.

Мушинской М. С.

под общей редакцией

 Харитонова В. А.

Набоков Владимир Владимирович

 Лекции по зарубежной литературе / Пер. с англ.

под редакцией Харитонова В. А; предисловие к

русскому изданию Битова А. Г. — М.: Издатель-

ство Независимая Газета, 1998. — 512 с. — (Серия

«Литературоведение»). — Прил.: Набоков В. В. «Ми-

гель де Сервантес Сааведра».

«Есть книги... которые влияют на сознание целого литера-

турного поколения, кладут свой отпечаток на столетие», — писала

Нина Берберова. Лекции по зарубежной литературе Владимира

Набокова подтверждают этот тезис дважды: во-первых, потому

что каждый герой набоковских рассуждений — будь то Джойс или

Флобер — действительно оставил отпечаток в судьбах литера-

турных поколений. Во-вторых, и сама книга Набокова достойна

схожего отношения: при всей блистательности и близорукости,

лекции поражают художественной наблюдательностью, которая

свойственна только крупным писателям.

Лекции по зарубежной литературе, прочитанные в пятиде-

сятых годах американским студентам, отдельной книгой в России

публикуются впервые.

ISBN

9

ISBN

ББК 83.3(4)

Publishing by Arrangement with

 Brace & Company / Bruccoly Clark

1980 by the Estate of Vladimir Nabokov

1980 by Fredson Bowers

 by John Updike

Издательство Независимая Газета, 1998

А.Битов, предисловие к русскому изданию, 1998

А.Рыбаков, художественное оформление, 1998


background image

МУЗЫКА ЧТЕНИЯ

Е

сть у Набокова рассказ, не вспомню точно какой, где

герой, со всякими оговорками, что ничего не смыс-

лит в музыке, заходит в чей-то дом или салон (возможно,

это связано с его лирическим переживанием) и попадает

случайно на некий квартет или трио и вынужден ради

приличия выстоять и выслушать до конца. И вот, опи-

сывая, как он ничего не слышит и не понимает, Набоков

достигает такого эффекта, что я как читатель не только

услышал, что они играют, но и каждый инструмент в

отдельности.

Типичный эффект Набокова: создать атмосферу не-

посвященности для того, чтобы выявить высокую

ность действительности. Отрицая то Бога, то музыку, он

только о них и повествует.

Так прозаик — прежде всего композитор. Ибо и

композитор — это не только и не столько человек с

абсолютным музыкальным слухом, имеющий мелоди-

ческий талант, сколько архитектор, правильно сочетаю-

щий гармонию частей для построения целого. Набоков

приписал своему герою свои собственные неоднократно

им более частно высказанные признания в неспособ-

ности к восприятию музыки, являясь именно великим

композитором (кстати, гроссмейстерскую квалифика-

цию он имел как шахматный композитор).

Очевидна мысль, что партитура, на которой записан

музыкальный текст, сама по себе не звучит, без испол-

нения она всего лишь бумага, хотя именно в голове

композитора, испещрившего листы, эта музыка впервые

прозвучала.