Файл: Лекции по зарубежной литературе_Набоков В_2000 -512с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2021
Просмотров: 4258
Скачиваний: 12
ЛЕКЦИИ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ
http://www.ozon.ru/context/detail/id/157915/
KUPIT` BOOK
VLADIMIR
NABOKOV
AUSTEN, DICKENS, FLAUBERT, JOYCE,
Edited by Fredson Bowers, introduction by John Updike
A
О О К
ВЛАДИМИР
НАБОКОВ
ЛЕКЦИИ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ
ФЛОБЕР, ДЖОЙС,
Под общей р е д а к ц и е й Владимира Х а р и т о н о в а
О С К В А
З Д А Т Е Л Ь С Т В О Н Е З А В И С И М А Я Г А З Е Т А
ББК
83.3(4)
Н14
Рекомендовано
Министерством образования России
в качестве дополнительного учебного пособия
для высших учебных заведений
Издание осуществлено при участии издательства
Перевод с английского
Бернштейн И. М., Голышева В. П.,
Дашевского Г. М., Касаткиной Е. Н.,
Кротовской Н. Г., Кулагиной-Ярцевой В.
Мушинской М. С.
под общей редакцией
Харитонова В. А.
Набоков Владимир Владимирович
Лекции по зарубежной литературе / Пер. с англ.
под редакцией Харитонова В. А; предисловие к
русскому изданию Битова А. Г. — М.: Издатель-
ство Независимая Газета, 1998. — 512 с. — (Серия
«Литературоведение»). — Прил.: Набоков В. В. «Ми-
гель де Сервантес Сааведра».
«Есть книги... которые влияют на сознание целого литера-
турного поколения, кладут свой отпечаток на столетие», — писала
Нина Берберова. Лекции по зарубежной литературе Владимира
Набокова подтверждают этот тезис дважды: во-первых, потому
что каждый герой набоковских рассуждений — будь то Джойс или
Флобер — действительно оставил отпечаток в судьбах литера-
турных поколений. Во-вторых, и сама книга Набокова достойна
схожего отношения: при всей блистательности и близорукости,
лекции поражают художественной наблюдательностью, которая
свойственна только крупным писателям.
Лекции по зарубежной литературе, прочитанные в пятиде-
сятых годах американским студентам, отдельной книгой в России
публикуются впервые.
ISBN
9
ISBN
ББК 83.3(4)
Publishing by Arrangement with
Brace & Company / Bruccoly Clark
1980 by the Estate of Vladimir Nabokov
1980 by Fredson Bowers
by John Updike
Издательство Независимая Газета, 1998
А.Битов, предисловие к русскому изданию, 1998
А.Рыбаков, художественное оформление, 1998
МУЗЫКА ЧТЕНИЯ
Е
сть у Набокова рассказ, не вспомню точно какой, где
герой, со всякими оговорками, что ничего не смыс-
лит в музыке, заходит в чей-то дом или салон (возможно,
это связано с его лирическим переживанием) и попадает
случайно на некий квартет или трио и вынужден ради
приличия выстоять и выслушать до конца. И вот, опи-
сывая, как он ничего не слышит и не понимает, Набоков
достигает такого эффекта, что я как читатель не только
услышал, что они играют, но и каждый инструмент в
отдельности.
Типичный эффект Набокова: создать атмосферу не-
посвященности для того, чтобы выявить высокую
ность действительности. Отрицая то Бога, то музыку, он
только о них и повествует.
Так прозаик — прежде всего композитор. Ибо и
композитор — это не только и не столько человек с
абсолютным музыкальным слухом, имеющий мелоди-
ческий талант, сколько архитектор, правильно сочетаю-
щий гармонию частей для построения целого. Набоков
приписал своему герою свои собственные неоднократно
им более частно высказанные признания в неспособ-
ности к восприятию музыки, являясь именно великим
композитором (кстати, гроссмейстерскую квалифика-
цию он имел как шахматный композитор).
Очевидна мысль, что партитура, на которой записан
музыкальный текст, сама по себе не звучит, без испол-
нения она всего лишь бумага, хотя именно в голове
композитора, испещрившего листы, эта музыка впервые
прозвучала.