Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Личностные особенности психолога – консультанта
1.1 Общая характеристика личных особенностей, как психических черт
1.2 Личностные особенности психолога-консультанта в трудах по психологии
2. Исследование личностных особенностей психолога-консультанта
Данные категории студентов выбраны в связи с тем, чтобы провести анализ различий уровня личностных особенностей студентов-психологов в отличие от студентов других специальностей. Для психологов эмпатия необходима при осуществлении различных видов работ (психологическое консультирование, психолого-педагогическая коррекция и т.д.), а у студентов информатики и математики — с умением взаимодействовать с другими людьми, быть вежливым, тактичным. При этом мы предполагаем, что уровень развития эмпатии студентов-психологов превосходит уровень развития эмпатии студентов- не психологов.
Исходя из поставленной цели исследования, нами были подобраны следующие диагностические методики: «Диагностика уровня эмпатии» (В.В. Бойко) [3, с. 385].
Эмпатия предполагает осмысленное представление внутреннего мира партнера по общению. Эмпатия возникает быстрее и легче в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций.
2.2 Анализ результатов исследования
Каждый результат был проинтерпретирован в соответствии со следующими категориями первая группа студенты психологов, вторая - студенты технических специальностей:
1) Категория коммуникативных свойств.
Так, по фактору «А» - общительность было выявлено, что отрицательный фактор «А» в первой группе выражен у 60% испытуемых, что составляет 6 человека, во второй группе у 40%, что составляет 4 человек. Данная категория испытуемых отличается трудностями в установлении межличностных контактов. Положительный фактор «А» выявлен у 40% испытуемых (4 человека) в первой группе и во второй у 60 % (6 человек), данная категория отличается общительностью, открытостью, естественностью, непринужденностью, готовностью к сотрудничеству.
Таким образом, в группе психологов доминирует общительность, открытость, готовностью к сотрудничеству, по отношению к группе студенты технических специальностей.
По фактору «E» - доминантность было выявлено
Таблица 1. Доминантность у студентов- психологов и студентов информатики и математики
Исследуемые параметры | Среднее значение | t-критерий Стьюдента | Корреляция | ||||
Студенты-психологи | Студенты математики и информатики | | | | |||
Доминантность | 51 | 59 | 0.7 | не достигает уровня статистической значимости | |
По фактору «H» - смелость было выявлено, что отрицательный фактор «H» выражен у 30% испытуемых данной группы, что составляет 3 человек, во второй группе выявлено у 10% испытуемых. Данная категория испытуемых отличается робостью, застенчивостью, эмоциональной сдержанностью, осторожностью. Положительный фактор «H» выявлен у 70%испытемых (7 человек) в первой группе, во второй у 90% испытуемых, данная категория отличается смелостью, предприимчивостью, активностью.
В группе студентов технических специальностей по отношению к группе психологов доминирует предприимчивость, смелость.
По фактору «L» - подозрительность было выявлено, что отрицательный фактор «L» (доверчивость) выражен у 50% испытуемых данной группы, что составляет 5 человек в первой группе, во второй у 20% (2 человек). Данная категория испытуемых отличается открытостью, уживчивостью, терпимостью, покладистостью. В группе психологов более выражено проявление терпимости, открытости. Положительный фактор (подозрительность) «L» выявлен у 50 %испытуемых (5 человек) в первой группе, во второй у 80% (8 человек), данная категория отличается осторожностью, эгоцентричностью, настороженностью по отношению к людям.
Рисунок 1
Рисунок 2
Таким образом, студенты технических специальностей более эгоцентричны, чем психологи.
По фактору «N» - дипломатичность было выявлено, что отрицательный фактор «N» (прямолинейность) выражен у 60% испытуемых, что составляет 6 человек в первой группе, во второй у 80% (8 человек). Данная категория испытуемых отличается откровенностью, простотой, наивностью, прямолинейностью. Положительный фактор «N» выявлен у 40% испытемых (4 человек) в первой группе, во второй у 20% (2 человека). Группа психологов по отношению к студентам технических специальностей отличается изысканностью, умением вести себя в обществе, эмоциональной выдержанностью
По фактору «Q2» - самостоятельность, было выявлено, что отрицательный фактор «Е» выражен у 0% испытуемых в первой группе
, во второй у 50% (5 человек), данные группы имеет проявления конформизма. Положительный фактор «Q2» выявлен у 100%испытемых (10 человек) в первой группе, во второй у 50% (5 человек), данная категория отличается нонкомформизмом.
Таким образом, по категории установления коммуникативных отношений наиболее выражены среди испытуемых следующие факторы: «А» общительность, «H» – смелость.
2) Категория интеллектуальных свойств:
По фактору «B» - интеллектуальность, было выявлено, что отрицательный фактор «B» выражен в первой и во второй группе у 30 % испытуемых имеет проявления некоторой ригидности мышления. Положительный фактор «B» выявлен в первой и во второй группе у 70% испытуемых, данная категория отличается быстрой обучаемостью, сообразительностью, абстрактным мышлением.
По фактору «М» – мечтательность, было выявлено, что отрицательный фактор «М» выражен у 10 % испытуемых в первой группе и во второй имеет практичность.
Положительный фактор «М» выявлен у 90% испытуемых в первой группе, во второй представленные категории лиц, отличаются мечтательностью.
По фактору «Q1» – восприимчивость к новому, было выявлено, что отрицательный фактор «Q1» выражен у 0% испытуемых в первой группе, во второй у 30 %. Данная группа имеет проявления консерватизма во взглядах и суждениях.
Положительный фактор «Q1» выявлен у 100% испытуемых в первой группе, во второй у 70% данная категория отличается свободомыслием. Группа психологов более свободомыслящая, чем группа студенты технических специальностей.
3) Категория эмоциональных свойств:
По фактору «С» – эмоциональная устойчивость, было выявлено, что отрицательный фактор «С» выражен у 20% испытуемых в первой группе, во второй у 30%. Данная группа имеет импульсивность и эмоциональную нестабильность. Положительный фактор «С» выявлен у 80% испытуемых в первой группе, во второй у 70 % сдержанностью.
Рисунок 3
На основании вышеизложенного по фактору «С» можно сделать вывод о том, что группа студенты технических специальностей по отношению к группе психологов отличается импульсивностью, эмоциональной нестабильностью.
По фактору «F» – беспечность, было выявлено, что отрицательный фактор «F» выражен у 30% испытуемых в первой группе, во второй у 20%. Группа отличается сдержанностью. Положительный фактор «F» выявлен у 70% испытуемых в первой группе, во второй у 80%. Данная категория отличается экспрессивностью. Группа психологов менее экспрессивна, чем группа студентов технических специальностей.
По фактору «I» – эмоциональная чувствительность, было выявлено, что отрицательный фактор «I» выражен у 10% испытуемых в первой группе, во второй у 40%. Данная группа имеет жесткость в поведении, рассудительность.
Положительный фактор «I» выявлен у 90% испытуемых в первой группе, во второй у 60%. Группа психологов, таким образом, более категория отличается чувствительностью, эмпатичностью.
По фактору «Q4» – напряженность, было выявлено, что отрицательный фактор «Q4» выражен у 50% испытуемых данной группы, что составляет 5 человек в первой группе, во второй у 70% (7 человек). Данная группа имеет проявления расслабленности. Положительный фактор «Q4» выявлен у 50 % испытуемых (5 человек), данная категория отличается напряженным состоянием в первой группе, во второй у 30% (3 человек). Группе психологов присуще состояния напряжения, чем группе студентов технических специальностей.
По фактору «Q3» – самодисциплина, было выявлено, что отрицательный фактор «I» выражен у 20 % испытуемых данной группы, что составляет 2человек в первой группе, во второй группе 0% (0 человек), данная группа имеет низкий самоконтроль. Положительный фактор «Q3» выявлен у 80% испытуемых (8 человек) в первой группе, во второй группе 100% (10 человека), данная категория отличается высоким самоконтролем.
По фактору «G» – моральная нормативность, было выявлено, что отрицательный фактор «G» выражен у 20% испытуемых данной группы, что составляет 2 человек в первой группе, во второй группе 50% (5 человек), данная группа имеет низкое проявление нормативности поведения. Положительный фактор «G» выявлен у 80% испытуемых (8 человек) в первой группе, во второй группе 50 %. Таким образом, группе психологов присуще высокое проявление нормативности в поведении.
Таким образом, обобщив результаты по изучаемым факторам, можно сделать вывод о том, что группе психологов присущи следующие личностные проявления: общительность, готовностью к сотрудничеству, терпимость, изысканность, умение вести себя в обществе, эмоциональная выдержанность, экспрессивность, чувствительность, эмпатичность, напряжение, самоконтроль, уступчивость. Группе студенты технических специальностей более характерно проявление таких личностных особенностей склонность к лидерству, эмоциональная нестабильность, работоспособность.
Любая профессия, как вид человеческой деятельности, предъявляет к личности человека определенные требования, и безусловно накладывает свой специфический отпечаток на весь образ жизни работника, весь его облик в целом. И сама профессиональная деятельность способствует не только проявлению определенных свойств и качеств в человеке, но и формированию профессиональных черт личности, которые оказываются в прямой зависимости от особенностей профессии. Такие качества называют профессионально значимыми [4].
Профессии типа «человек-человек» называют социономическими. Такого рода профессии предполагают постоянную работу с людьми и постоянное общение в ходе профессиональной деятельности. Высокая способность к эмпатии является профессионально важным качеством для людей, чья работа связана непосредственно с взаимодействием с людьми (чиновники, руководители, продавцы, психологи персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и другие).
В коммуникативной деятельности эмпатия способствует сбалансированию межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным. Проявление эмпатии в общении — это установка на понимание не столько формальной стороны сказанного, сколько вчувствование в скрытый смысл, состояние партнера, его настроение [2].
Нами был проведен сравнительный анализ уровня эмпатии у студентов-психологов и студентов математики и информтаики.
Результаты диагностики уровня эмпатических способностей по методике В.В. Бойко представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты методики «Диагностика уровня эмпатии» (В.В. Бойко)
Вид эмпатии | Категория студентов | |
Студенты-психологи | Студенты-не психологи | |
1. Рациональный канал эмпатии | 10 % (1 человека) | 0 % (0 человека) |
2. Эмоциональный канал эмпатии | 30 % (3 человек) | 10 % (1 человек) |
3. Интуитивный канал эмпатии | 20 % (2 человек) | 10 % (1 человек) |
4. Установки, способствующие или препятствующие эмпатии | 40 % (4 человек) | 10 % (1 человек) |
5. Проникающая способность в эмпатии | 20 % (2 человек) | 30 % (3 человек) |
6. Идентификация | 20 % (2 человек) | 0 % (0 человек) |
С помощью данной методики, мы смогли проанализировать выраженность эмпатии по каждой из 6 отдельных шкал: рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный каналэмпатии, установки, способствующие эмпатии, проникающая способность вэмпатии, идентификация в эмпатии.