Файл: Личностные особенности психолога консультанта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Немов Р.С. сообщает о том, что, не считая познаний и умений, психолог-консультант обязан иметь некоторые особые личные качества. К примеру, он обязан любить людей, быть способным без слов воспринимать и чувствовать их положение, быть добродушным, терпеливым, общительным и серьезным. К этому списку возможно было прибавить слова, в свое время произнесённые о психологе-консультанте экспертом в данной области Р. Меем. Консультант-психолог, писал он, обязан уметь привлекать к себе людей, чувствовать себя свободным во всяком обществе, быть способным к эмпатии. Ключевое у истинного психолога-консультанта – это «доброжелательность и желание понять клиентов, посодействовать им увидеть себя, с наилучшей стороны и осмыслить собственную позицию как личности». [8]

В дополнение к сказанному остановимся на качествах, которыми психолог-консультант обязан владеть и которые он обязан показывать в общении с клиентами.

1. Способность к эмпатии, сопереживанию, состраданию. Под данной возможностью понимается умение углубленно психологически проникать во внутренний мир иного человека – клиента, воспринимать его, видеть происходящее с его личных позиций, воспринимать мир его глазами, брать на себя как допустимую и верную его точку зрения.

2. Открытость. Пробуя понять человека, пробраться в его внутренний мир, психолог-консультант неприкрыто докладывает ему о собственных личных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую реакцию и делая его открытым для себя.

3. Выражение собственной заботы о клиенте при помощи сопереживания, сострадания ему, а еще жестов, мимики, пантомимики.

4. Доброжелательство. Доброе, чувственно позитивное отношение к клиенту, собственная заинтересованность и роль в решении его задач.

5. Безоценочное отношение, в том числе к соблюдению с его стороны тех нравственных, этических общепризнанных норм, которых он в собственном поведении держится, в том числе и в случае если это поведение самому консультанту не нравится.

6. Отказ от нравоучений, навязывания собственных рекомендаций.

7. Доверие, вера в его дееспособность и вероятность автономно преодолеть трудности выполнения собственной задачи.

8. Готовность и желание консультанта не столько освободить клиента от собственных переживаний, сколько адресовать его волнения в конструктивное русло. [8,C.98]


9. Умение содержать лучшую эмоциональную дистанцию меж собой и клиентом.

10. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переработать себя.

Эмпатия – это ведущее межличностное качество, которым обязан владеть психолог-консультант. Ключевым в данном качестве считается готовность, стремление и способность человека психологически чувствовать и воспринимать иного, глядеть на мир его глазами, на время, забывая о собственном восприятии мира, о собственной личной точке зрения. Это качество психолог-консультант показывает на всем протяжении процесса консультирования и, благодаря ему, оказывается способным глубже и лучше воспринимать, эффективнее ему помогать.

Открытость как свойство личности содержит некоторое количество всевозможных проявлений. Во-1-х, это готовность психолога-консультанта быть не закрытым как лицо для клиентов (правда, не так, чтобы роли консультанта и клиента изменились меж собой и заказчик, спросив о дилеммах консультанта, стал сопереживать и соболезновать ему самому). Замена ролей как правило случается за это время, когда психолог-консультант начинает говорить клиенту о собственных дилеммах, вызывая у последнего вожделение посодействовать консультанту.

Мерка открытости обязана определяться чувствами клиента: в случае если он считает психолога-консультанта открытым человеком и не переживает чувство страха обнаружиться перед ним –значит, в открытости консультанта все в порядке.

Во-2-х, открытость – это желание психолога-консультанта в собственном общении с клиентами оставаться самим собой, несомненно выражая не только плюсы, но, вполне вероятно, и дефекты. Будучи абсолютно открытым человеком, психолог-консультант показывает клиентам дефекты не для того, чтобы эпатировать или же шокировать его, не вслед за тем, чтобы вызвать жалость с его стороны, а для того, чтобы продемонстрировать, что сам консультант – это самый обыкновенный человек, который, как и все люди, имеет свои недостатки и не постарается в процессе консультирования выступать не присущую ему в жизни роль.

В-третьих, открытость может быть в том, что консультант демонстрирует клиентам готовность дискуссировать с ним всевозможные вопросы. Эмпатия сопутствует открытости, одно без иного поприсутствуешь буквально не имеет возможность.

Под выражением собственной заботы психолога-консультанта о клиентах понимается это наружное поведение психолога-консультанта, которое выражается в деяниях и словах, демонстрирующих неподдельный интерес, заботу консультанта о клиентах. Это внимание, впрочем, еще не обязана быть чрезмерной. Психологу-консультанту в общении с клиентами не рекомендовано быть очень эмоциональным человеком, чтобы не оказывать возбуждающего воздействия на психологическое положение клиентов.



Доброжелательство – это еще весомое психологическое качество консультанта. Но данное качество коррелирует буквально со всеми перечисленными повыше свойствами личности, впрочем, оно содержит и средства личные проявления. К ним, в частности, относится умение психолога-консультанта в каждых обстановках, что бы ни произошло, и как бы ни вел себя сам клиент, стоит сохранять, благожелательный стиль общения с ним.

Особенное пространство в практике психического консультирования занимает, например, именуемое безоценочное отношение психолога-консультанта к клиентам. Чаще всего – это желание психолога-консультанта в общении с клиентами игнорировать прямого оценивания его поступков и личности. Что бы клиент ни сказал про себя, какие бы внутренние чувства ни чувствовал по отношению к нему психолог-консультант, одобряя или же не одобряя его действия, консультанту необходимо уклоняться от оценочных действий клиентов. Ключевая его задача состоит в максимально глубочайшем осознании клиентов, его трудности и в том, чтобы посодействовать данную проблему решить.

Отказ от нравоучений и навязывания клиентам собственного понятия со стороны консультанта в ведущем относится к моменту исповеди клиентов, оценивания его трудности и выработки назначений по предлогу такого, как эту дилемму решить. Консультирование – это процесс, в котором обе стороны – психолог-консультант и клиент – как личности равны. Данное равенство считается фактическим и распространяется на все без исключения рубежи консультирования. В случае если психолог-консультант прав, а клиент делает ошибки, то консультанту необходимо продолжить его уверять и закончить это создавать только за это время, когда клиент начнет оказывать очевидное, труднопреодолимое противодействие усилиям специалиста. Дальше консультанту необходимо дать клиентам возможность поступить так, как он сам считает необходимым.

Доверие к клиентам – это то, на чем основывается гуманистически направленное психологическое консультирование. Доверие консультанта к клиентам подразумевает веру в то, что клиент абсолютно самостоятельно может решить собственную дилемму, в случае если ему посодействовать осмыслить ее и совместно с ним отыскать метод ее заключения. Доверие, еще значит, готовность психолога-консультанта разделить умозаключение клиента и принять его, отказавшись от собственного личного мнения, в случае если, клиент прав.


Особенного интереса заслуживает восьмое качество, конкретное Р. Меем как желание психолога-консультанта не освободить клиентов от переживаний, а перевести их в конструктивное русло. Переживание – это надежный симптом небезразличного дела клиентов к собственной задаче и к самому для себя. В случае если у клиентов нет верного осознания собственной трудности или же метода ее решения, то волнения могут выступать деструктивную роль. Чувственная энергия переживаний важна для верного выбора и реализации заключения трудности. Значит, задача психолога-консультанта в том, чтобы сберечь, и иметь возможность увеличить данную энергию, сориентировав ее в верное, конструктивное русло.

Умение избирать и предохранять лучшую эмоциональную дистанцию в общении с клиентами надобно воспринимать так. Консультант обязан уметь общаться с клиентами, чтобы предохранять доверие и открытость. Совместно с тем отношения психолога-консультанта с клиентами не обязаны быть близкими, интимными. При этом у клиентов не должно появиться чувство, что консультант психологически, то близится, то удаляется от него. Стратегия консультанта в желании психологически сдружиться с клиентами обязана быть такой: консультант по не многу, неприметно для клиентов обязан становиться все больше ближайшим для него человеком, впрочем, как только психолог-консультант ощутит, что шаг сближения может привести к интимности во отношениях, необходимо незамедлительно прекратить эти действия и дальше придерживаться от клиентов на дистанции, которая к этому моменту времени образовалась.

Умение вселить в клиентов уверенность и решимость преодолеть задачу – это особенное качество, которое находится в зависимости от возможности психолога-консультанта уверять, внушать, поддерживать человека. Для сего нужно выучиться искусно и рассудительно воспользоваться вербальными и невербальными средствами влияния на клиентов.

В книге Ирвина Ялома «Экзистенциальная терапия», где он обрисовывает психотерапевтические стратегии, в частности “настрой” психоаналитика в работе с задачей бессмысленности, он сообщает что психоаналитик обязан увеличить собственную восприимчивость к задаче, начать по-другому выслушивать, отдавая для себя доклад в значимости значения в жизни индивидов. Ялом говорит о том, что терапевт обязан проявлять интерес взорами больного, углубленно исследовать его приверженность к другому человеку, расспрашивать о долгосрочных надеждах и целях, изучать креативные интересы и желания. И смею представить, что без определённых личных свойств это довольно непросто сделать.


Ю. Алёшина в книге “Индивидуальное и семейное психологическое консультирование” Выделяет значимые основы психического консультирования: [1]

  1. Благожелательное и безоценочное отношение к клиентам. За данной формулировкой кроется весь набор профессионального поведения, направленного на то, чтобы заказчик чувствовал себя безмятежно и комфортабельно во время консультирования. Благожелательное отношение предполагает не элементарно следование общепризнанным нормам поведения, но и умение заботливо выслушивать, оказывать нужную эмоциональную помощь, не порицать, а постараться взять в толк и посодействовать любому, кто обращается за поддержкой.

  2. Ориентация на общепризнанных норм и значения клиентов. Данный принцип предполагает, что специалист по психологии во время собственной работы обязан ориентироваться не на социально принятые общепризнанных мерок и критерии, а на те актуальные основы и эталоны, носителем которых считается клиент. Действенное влияние вполне вероятно только при опоре на систему ценностей самого клиента, критичное же отношение консультанта имеет возможность привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не может быть неподдельным и не закрытым, а, значит, и способности консультативного влияния окажутся буквально нереализуемыми. Принимая же смыслы клиентов, уважая их и отдавая им подобающее отношение, консультант может влиять на них, в случае если они считаются препятствием на пути обычного функционирования человека.

  3. Запрет давать советы. Клиентам нельзя давать рекомендации. Причины для данного довольно широки и разнообразны. Каковой бы ни был житейский и умелый опыт специалиста, предоставить гарантированный совет другому человеку нельзя: жизнь всякого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант всецело берет на себя обязанность за происходящее, что не содействует развитию личности консультируемого и его адекватного дела к реальности. В подобный истории, специалист ставит себя в позицию “гуру”, что возможно вредит консультированию, приводит к тому, что у клиентов, вместо интенсивного желания разобраться в собственной жизни и поменять ее, складывается пассивное и поверхностное отношение к происходящему. При этом всевозможные беды в реализации совета, как правило, приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что, несомненно, не дает осознанию клиентами собственной роли в происходящих с ним мероприятиях.

  4. Анонимность. Важным условием психического консультирования считается его анонимность. Это означает, что каждая информация, заявленная клиентами специалисту, не может быть передана без его согласия ни в какие публичные или же муниципальные организации, частным лицам, в том числе родным или же знакомым. Из сего критерия есть исключения (о которых заказчик всякий раз предупреждается заранее), обсужденные законодательством во множества государствах. В нашей стране этим исключением, наверное, возможно считать историю, когда специалист по психологии выяснит во время способа о чем-либо, что считается опасностью для чьей-либо жизни. Но, естественно же, в том числе и в данной истории его воздействия обязаны быть очень максимально аккуратными и соотноситься с интересами клиентов.

  5. Разграничение собственных и профессиональных отношений. Есть много профконсультантов, которые попадались в западню, переходя с клиентами на дружественные отношения или же пробуя оказывать профессиональную поддержку собственным знакомым и близким родным. Данная дорога таит для себя много угроз и не только оттого, что, в собственном отечестве пророка нет и всевозможные совета и душеизлияния с близкими людьми просто обесцениваются, но и по почти всем иным причинам; о кое-каких из их станет произнесено ниже.