Файл: Лекция истоки институционализма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Государство важнейший институт



Рынок представляет собой хорошо отлаженный механизм, способный решать основные экономические задачи, стоящие перед обществом. Однако, так бывает не во всех случаях, это такие ситуации, когда рыночный механизм не может эффективно распределить ресурсы. В таких ситуациях возможно и необходимо использование механизма государственного регулирования. В связи с этим основными сферами деятельности государства являются следующие: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пересечение ассиметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов. Во всех указанных случаях государство способствует минимизации трансакционных издержек, с которыми связано действие рыночного механизма. Т.е. важнейшим институтом является само государство.

Производство общественных благ.


Производство общественных благ является одной из важнейших функций государства. Рыночный механизм не может предоставить общественные блага. К общественным относят такие блага, которые обладают двумя характерными свойствами: несоперничество и неисключаемость из потребления. Оба свойства тесно связаны между собой. Неисключаемость из потребления означает, что на практике сложно или невозможно обеспечить потребление данного блага отдельными лицами, не предоставляя их другим. У бизнеса нет стимулов производить такие блага, поскольку положительным внешним эффектом от их создания и потребления могут
воспользоваться любые лица, независимо платили они за это или нет. Пример: национальная оборона, вакцинация населения, дорожная разметка и знаки, маяки, уличное освещение и т.д., все что невозможно дозировать при помощи механизма цен.

Принято различать чистые общественные блага и смешанные общественные блага. Чистые общественные блага обладают двумя указанными свойствами в ярко выраженной степени. Классический пример – национальная оборона. У смешанных благ эти свойства выражены слабее, пример автодороги. В некоторых случаях вводится плата при въезде на отдельные участки. Т.о. неисключаемость из потребления подрывается введение платы за проезд на перегруженные участки дороги.

В связи с производством общественных благ возникает проблема

«безбилетника», или «зайца», т.е.уклонение отдельного индивида от участия в

финансировании производства общественного блага. путем простого опроса населения невозможно выяснить, сколько общественных благ производить и кто заинтересован в их производстве. Примером является случай освещения улиц. Очень велико искушение уклониться от уплаты или уменьшить ее, стать «безбилетником» и переложить бремя оплаты на других. В результате возникает опасность занижения объема производства блага в целом (улица останется не освященной). При попытки выследить каждого жителя и опросить возникнут запредельно высокие трансакционные издержки. Следовательно, если нет дешевого способа отделения

«безбилетников» от плательщиков, эти общественные блага целесообразно производить государству за счет налогообложения всего населения.

Государство финансирует данные проекты из бюджетных средств. Известно,

что расходы на национальную оборону являются во многих странах одной из весьма значительных статей бюджета. Большую расходную статью составляют средства, выделяемые на социальные нужды и на содержание государственного аппарата. Источник их финансирования – налоги с домашних хозяйств и бизнеса. При этом отсутствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления данного общественного блага.

Итак, принимая на себя финансирование общественных благ, государство решает задачу минимизации трансакционных издержек, связанных с поиском информации.

Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий. Пресечение асимметричной информации.


Защита конкуренции.

Сглаживание макроэкономических колебаний. Политика поддержания доходов.




Лекция 3. ТЕОРИЯ ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ

План


  1. Теория трансакционных издержек. Виды издержек

  2. Классификации трансакционных издержек



    1. Теория трансакционных издержек. Виды издержек


Фирмы, рынки и «отношенческая» контрактация (relational contracting) являются важными экономическими институтами и представляют собой продукт впечатляющей серии организационных нововведений. Экономическая теория трансакционных издержек является частью исследовательской традиции Новой институциональной теории.

Теория трансакционных издержек - считается составной частью Новой институциональной теории и представляет собой теорию организации предприятий, объектом изучения которой служит многосторонний договор как форма организации. Задачей теории трансакционных издержек является объяснение проблем эффективности тех или иных экономических операций в определённых институциональных рамках, то есть способность различных организационных форм в результативном планировании и осуществлении экономических целей. В основе

данной теории находится предположение, что любое действие в экономическом контексте в первую очередь связано с затратами.

Теория трансакционных издержек противоречит предпосылкам «идеального рынка», выделяя роль организационных форм. Она даёт объяснение взаимодействия (совместных) предприятий
и рынка, таким образом помогая при выборе вида сотрудничества и формы организации. С другой стороны существуют сложности в уточнении операционных издержек, что может затруднить возможность конкретных решений.

Началом экономической теории трансакционных издержек послужила опубликованная в 1937 году работа Рональда Коуза «Природа фирмы», за которую Р. Коуз был награждён Нобелевской премией по экономике. В этой статье автор, ссылаясь на трансакционные издержки, приходит к выводу о необходимости существования предприятий как внерыночной формы проведения трансакций. Следующими важными теоретическими публикациями послужили работы Кеннета Эрроу 1969 года в частности о трансакции и трансакционных издержках. И наконец в 1985 году Оливер Уильямсон представил научную статью, содержащую подробное обобщающее описание теории трансакционных издержек.

Наряду с экономическим контекстом также были предприняты попытки использования теории трансакционных издержек в политике, хотя предмет обмена и не совсем очевиден. Так в процессе выбора происходит обмен голоса избирателя на предвыборные обещания одного из кандидатов, что связано с трансакционными издержками сбора информации.