Файл: 1 Теоретические аспекты анализа и управления себестоимостью продукции 6.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ себестоимости продукции включает несколько групп показателей. В первую группу входят абсолютные показатели, которые отражают общие затраты на производство и реализацию продукции. Эти показатели рассчитываются на основе данных сметы затрат и включают в себя себестоимость выпущенной, отгруженной и реализованной продукции. К уровневым показателям относятся затраты на единицу продукции, затраты на рубль выпущенной или проданной продукции, а также затраты на рубль объема продаж. Относительные показатели, в свою очередь, характеризуют изменение уровневых показателей во времени. Например, процент снижения себестоимости единицы продукции рассчитывается как отношение разницы себестоимости базового и отчетного периодов к себестоимости базового периода, умноженное на 100%. В зависимости от условий, назначения и конкретного объекта исчисления, промышленные предприятия могут использовать различные виды себестоимости[1].
-
Существует два вида себестоимости: индивидуальная и среднеотраслевая. Каждое предприятие определяет свою индивидуальную себестоимость, учитывая свои технические и организационные особенности. Для определения общей себестоимости продукции предприятия используют годовую смету затрат на производство. Чтобы установить цену на продукцию, необходимо знать себестоимость единицы продукции, которая определяется каждым предприятием самостоятельно. Если предприятие производит однородную продукцию в отрасли, то можно определить среднеотраслевую себестоимость, которая является средневзвешенной величиной затрат на единицу продукции в отрасли. -
Существуют еще три вида себестоимости: цеховая, производственная и полная (коммерческая). Цеховая себестоимость учитывает затраты на производство продукции в цехах предприятия, включая расходы по управлению и обслуживанию цехов. Производственная себестоимость включает все затраты предприятия, связанные только с изготовлением продукции, включая общехозяйственные расходы. Полная (коммерческая) себестоимость определяется путем добавления к производственной себестоимости коммерческих расходов, связанных с реализацией продукции. В некоторых развитых странах коммерческую себестоимость называют складской себестоимостью[4]. -
Себестоимость центра затрат - это затраты, связанные с функционированием определенных структурных подразделений предприятия, которые отвечают за законченный технологический цикл производства продукции и имеют своего руководителя, ответственного за расходы данного подразделения. Эта себестоимость включает все расходы, связанные с деятельностью центра затрат, и является необходимой для внутрифирменного расчета[2]. -
Для определения цены продукции предприятия используется еще и базовая себестоимость, которая может быть рассчитана на основе полных затрат или прямых переменных затрат, в зависимости от метода ценообразования. Кроме того, существуют различные формы себестоимости, включая плановую, отчетную и нормативную. Они позволяют более детально оценить затраты на производство продукции и использовать эту информацию для принятия внутрифирменных решений.
Финансовые аналитики на предприятии занимаются определением базовой себестоимости продукции, используя различные методы ценообразования, такие как полные затраты или прямые переменные затраты. Они также используют различные формы себестоимости, такие как плановую, отчетную и нормативную, для более детальной оценки затрат на производство и принятия внутрифирменных решений. Кроме того, экономический анализ и описание структурного состава себестоимости продукции являются первостепенными задачами финансовых аналитиков на предприятии. Для этого они классифицируют затраты по элементам, калькуляционным статьям, способу отнесения на себестоимость, степени зависимости от объема производства, функциональной роли в процессе производства, степени однородности, месту возникновения, целесообразности и периодичности возникновения.
Себестоимостная структура определяет, какую долю затрат от общей суммы составляют отдельные элементы или статьи расходов. Рассматривая предприятия и отрасли, можно выделить несколько типов структурного состава: материалоемкие, энергоемкие, трудоемкие и фондоемкие. В материалоемких структурах материалы и сырье имеют наибольший удельный вес, в энергоемких - энергетические затраты, в трудоемких - зарплата работникам, а в фондоемких - затраты на амортизацию основных фондов.
1.2 Методы анализа затрат в себестоимость продукции - это инструменты, которые помогают компаниям определить реальные затраты на производство продукции и управлять ими[18]. Каждый метод имеет свои особенности и применяется в зависимости от конкретных условий и задач компании.
Метод прямых затрат (директ-костинг) применяется, когда компания хочет определить себестоимость только прямых затрат, т.е. затрат, которые непосредственно связаны с производством продукции[17]. Этот метод удобен для компаний, которые производят небольшое количество продукции или имеют простую структуру производства[20].
Метод полного затрата (абсорбционный метод) используется для определения себестоимости всех затрат, как прямых, так и косвенных. Он позволяет более точно определить реальные затраты на производство продукции, но требует более сложных расчетов и учета косвенных затрат[14].
Метод стандартной себестоимости применяется при установлении стандартных цен на материалы, работу и другие затраты[15]. Этот метод удобен для компаний, которые производят большое количество однотипной продукции и имеют стабильную структуру затрат.
Метод активности (ABC-анализ) используется для распределения затрат по активностям, которые необходимы для производства продукции[19]. Он позволяет более точно определить реальные затраты на производство продукции и управлять ими, но требует большего количества данных и анализа.[16]
В зависимости от конкретных условий и задач компании может применяться один или несколько методов анализа затрат. Главное - правильно выбрать метод и использовать его для определения реальных затрат на производство продукции и управления ими.[12]
2. Анализ себестоимости продукции на предприятии ОАО "Маринский завод сухих молочных смесей"
2.1 Общие характеристики Компании
ОАО "Маринский завод сухих молочных смесей" - предприятие пищевой промышленности. Компания специализируется на производстве сухих молочных смесей.
Основным видом экономической деятельности является производство молока, сливок и других молочных продуктов в твердом виде.
Дополнительным видом экономической деятельности является оптовая торговля молочными продуктами, розничная торговля молочными продуктами.
Организационно-правовая форма предприятия - открытое акционерное общество.
Генеральным директором компании является Иван Раков.
Компания была зарегистрирована 1 апреля 2011 года.
Адрес компании: г.Москва, Пр-кт. Мира, 57.
Виды продукции ОАО "Маринский завод сухих молочных смесей":
● Прочее в виде сухих сливок, гранул или другой твердой формы;
●Молоко и сливки в твердом виде;
● Гранулированное сухое молоко или другая твердая форма с долей жира 20,0 или более %;
● Сухая молочная смесь для младенцев;
● Сливки сухие, гранулированные или в другой твердой форме с массовой долей жира от 34% до 44% ;
● Сливки бывают сухими, гранулированными или в другой твердой форме.
Дополнительный вид деятельности компании ОАО "Маринский завод сухих молочных смесей":
● Производство молока, сливок и других молочных продуктов в твердом виде;
●Оптовая торговля молочными продуктами;
● Розничная продажа молочных продуктов.
Чтобы сделать выводы об эффективности работы компании, мы проанализируем основные показатели деятельности в 2019-2021 годах. Чтобы было понятнее, мы будем использовать таблицу данных (таблица 1).
Таблица 1 - Основные показатели финансовых результатов с 2019 по 2021 год (тыс. руб.) :
№ | Показатели | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. |
1 | Выручка | 1170 | 2004 | 2421 |
2 | Валовая прибыль (убыток) | (2753) | (2510) | (2307) |
3 | Прибыль (убыток) от продаж | (2753) | (2510) | (2307) |
4 | Прибыль (убыток) до налогообложения | (4316) | (4127) | (4800) |
5 | Чистая прибыль (убыток) | (4316) | (4127) | (4800) |
Чтобы оценить эффективность работы предприятия, рассчитайте рентабельность продаж в 2019-2021 годах.
P=(N/A)*100%,(1)
Вот
N - прибыль от продажи;
Б- Заработок.
1. Р2019 = (-2 753 000/1 170 000)*100% = -235,3%
2. Р2020 = (-4 127 000/2 004 000)*100% = -125,2%
3. Р2021 = (-2 307 000 /2 421 000 )*100% = -95,3%
Как видно из расчетов, уровень рентабельности в 2020 году вырос на 110%, а в 2020 году - на 30%.
Как видно из таблицы, показатель меняется неравномерно. Чтобы отследить динамику основных показателей, мы создаем новую таблицу, состоящую из относительных показателей – цепочек и базовых темпов роста (таблица 2.2).
Таблица 2 - Рост финансовых показателей с 2019 по 2021 год (единицы измерения - %):
№ | Показатели | Трб, Трц (2020/2019) | Трб (2021/2019) | Трц (2021/2020) |
1 | Выручка | 1,71 | 2,07 | 1,21 |
2 | Валовая прибыль | 0,91 | 0,84 | 0,92 |
3 | Прибыль от продаж | 0,91 | 0,84 | 0,92 |
4 | Прибыль до налогообложения | 0,96 | 0,11 | 0,12 |
5 | Чистая прибыль | 0,96 | 1,11 | 1,16 |
Анализируя последнюю таблицу, можно сделать следующие выводы:
● Продажи в 2020 году выросли на 0,36% по сравнению с базовым 2019 годом, но в 2021 году снизились на 0,50% по сравнению с базовым годом%;
● Выручка в 2021 году снизилась по сравнению с 2020 годом на 0,86%%;
● Валовая прибыль в 2020 году снизилась на 0,07% по сравнению с базовым 2019 годом, но в 2021 году она увеличилась всего на 0,01% по сравнению с базовым годом%;
●Валовая прибыль в 2021 году увеличилась по сравнению с 2020 годом на 0,08% %;
● Прибыль от продаж в 2020 году снизилась на 0,07% по сравнению с базовым годом, но в 2021 году она увеличилась на 0,01% по сравнению с базовым годом %;
● Прибыль от продаж в 2021 году увеличилась на 0,08% по сравнению с 2020 годом%;
●Прибыль до налогообложения в 2020 году снизилась на 0,84% по сравнению с базовым годом в 2019 году, но в 2021 году она также снизилась на 0,83% по сравнению с базовым годом%;
●Прибыль до налогообложения в 2021 году увеличилась на 0,01% по сравнению с 2020 годом%;
● Чистая прибыль в 2020 году увеличилась на 0,16% по сравнению с базовым 2019 годом, но в 2021 году она увеличилась на 0,21% по сравнению с базовым годом%;
● чистая прибыль за 2021 год увеличилась на 0,05% по сравнению с 2020 годом %;
По выбранным показателям, подводя итоги исследования эффективности предприятия, следует отметить, что, несмотря на снижение выручки в 2020 и 2021 годах по сравнению с базовым годом, объем чистой прибыли в 2021 году увеличился как по сравнению с предыдущим, так и с базовым годом. Следует также добавить, что тенденция развития неравномерна, как вы можете видеть в первой таблице. Для того чтобы точно знать, какие факторы повлияли на получение такого результата, необходимо провести более подробное и тщательное аналитическое исследование. Но это не является целью данной работы.
2.2 Анализ общих производственных затрат
Как неоднократно упоминалось выше (глава 1), анализ структуры затрат является необходимым элементом управления предприятием. Состав себестоимости должен быть проанализирован с целью минимизации издержек производства, снижения издержек и принятия соответствующих управленческих решений для достижения максимальной эффективности предприятия.
Сейчас мы проводим исследование структуры производственных затрат на предприятии ОАО "Маринский завод сухих молочных смесей" в 2019-2021 годах (таблица 3).
Анализируя эту таблицу, вы можете сделать некоторые общие выводы:
● Общая себестоимость продукции в 2020 году достигла 6 159 тыс. рублей, но увеличилась на 2 262 тыс. рублей. В 2021 году он составил 8 421 тысячу рублей.;