Файл: 1 Теоретические аспекты анализа и управления себестоимостью продукции 6.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
● Наибольшую долю в структуре затрат занимают затраты на оплату труда (более 30%), что говорит о том, что исследуемое предприятие является трудоемким, и нет необходимости искать резервы экономии средств.;
● Второе место занимают другие расходы (21-42% - в зависимости от года), это тоже очень серьезный способ найти резерв для снижения затрат.;
●Доля социальных отчислений составила 9-11% (в 2021 году снижение в годовом исчислении составило 2,28% - поскольку социальные отчисления определяются в соответствии с размером заработной платы сотрудников, это связано с сокращением расходов на персонал);
●Доля амортизационных отчислений в структуре затрат также невелика (колеблется в пределах 0,01-0,31%), и в 2021 году она увеличилась на 0,3% по сравнению с предыдущим годом;
● Доля материальных затрат также значительно снизилась в 2021 году (по сравнению с 2020 годом, 13,25%), что может свидетельствовать о более эффективной работе предприятия.
Динамика изменения затрат с элементами неравномерна и неровная: как видно из таблицы, резко меняются другие затраты, затраты на оплату труда (наряду с социальными взносами).
Амортизация более стабильна.
Кроме того, материальные затраты, как правило, снижаются из года в год.
Таблица 3 -
№ | Наименование показателя | Абсолютные показатели (тыс.руб.) | Относительные показатели, удельный вес (%) | ||
2020 | 2021 | 2020 | 2021 | ||
1 | Материальные затраты | 1951,6 | 1553,0 | 31,69 | 18,44 |
2 | Расходы на оплату труда | 2296,1 | 2622,2 | 37,28 | 31,14 |
3 | Отчисления на социальные нужды | 660,1 | 710,4 | 10,72 | 8,44 |
4 | Амортизация | 0,4 | 26 | 0,01 | 0,31 |
5 | Прочие затраты | 1250,8 | 3509,4 | 20,31 | 41,67 |
| Итого по элементам: | 6159,0 | 8421,0 | 100,00 | 100,00 |
Теперь необходимо отслеживать динамику роста/сокращения определенных видов затрат. Для наглядности результаты представлены в виде таблицы.
Таблица 4 -
Элементы затрат | Темп роста (2021/2020) | Темп прироста (2021/2020) |
Материальные затраты | 79,58 | +20,42 |
Расходы на оплату труда | 114,20 | -14,20 |
Отчисления на социальные нужды | 107,62 | -7,62 |
Амортизация | 6 500,00 | -6 400,00 |
Прочие затраты | 280,57 | -180,57 |
Себестоимость | 136,73 | -36,73 |
Итак, проанализировав эту таблицу, вы можете сделать следующие выводы:
1. Изменения происходят неравномерно - в 2021 году сумма всех затрат по сравнению с 2020 годом - снизилась на 36,73%;
2. Увеличение расходов в 2021 году было обусловлено увеличением затрат на рабочую силу (-14,20%), социальных отчислений (-7,62%), износа (-6 400,00%), материальных затрат (+20,42%) и прочих расходов (-180,57%).;
3. Снижение общих затрат в 2020 году по сравнению с 2021 годом произошло за счет сокращения всех элементов (затраты на оплату труда - 14,20%, социальные отчисления - 7,62%, амортизация - 6 400,00%, прочие расходы - 180,57%), без учета стоимости материалов, которая, наоборот, увеличилась.
Подводя итоги, можно сказать, что компания эффективно поработала в 2021 году и снизила производственные затраты по всем факторам, за исключением резко возросшей стоимости материальных ресурсов. Именно из-за резкого увеличения последнего кумулятивный эффект был не столь значительным.
2.3 Факторный анализ себестоимости продукции
Факторный анализ - это метод исследования, который позволяет выявить основные факторы, влияющие на изменение показателей в исследуемой области. В бизнесе факторный анализ может использоваться для выявления факторов, влияющих на прибыльность компании, снижения затрат, улучшения качества продукции и т.д.
Для проведения факторного анализа необходимо собрать данные по нескольким переменным, которые могут оказывать влияние на исследуемый показатель. Затем проводится статистический анализ данных, который позволяет определить, какие переменные наиболее сильно влияют на исследуемый показатель.
В результате проведения факторного анализа можно выделить несколько основных факторов, которые влияют на изменение показателей. Это позволяет компании сосредоточить свои усилия на определенных областях, чтобы достичь лучших результатов.
Например, в случае исследования затрат на производство, факторным анализом можно выявить основные факторы, влияющие на уровень затрат, такие как стоимость сырья, заработная плата сотрудников, эффективность производства и т.д. Это поможет компании определить, на каких областях нужно сосредоточить свои усилия для снижения затрат и повышения эффективности производства.
Как видно из таблицы 5, в целом за анализируемый период себестоимость продукции увеличилась на 2 262 тыс. рублей, и на изменение этого показателя (в целом) положительно повлияли следующие факторы:
● Снижение материальных затрат на 398,6 тыс. рублей;
● Увеличены затраты на оплату труда сотрудников на 326,1 тыс. рублей;
● Увеличение социального взноса на 50,3 тыс. рублей, вызванное увеличением расходов на персонал;
● Износ основных средств увеличился на 25,6 тыс. рублей;
● Увеличить себестоимость прочей продукции на 2258,6 тыс. рублей.
Из анализа полученной информации можно сделать вывод, что компания не достигла высокой эффективности в производстве за исследуемый период. Несмотря на увеличение многих факторов, влияющих на затраты, руководство не смогло снизить их уровень. Однако, положительным моментом является значительное снижение материальных затрат. Недостатком является увеличение прочих расходов на 2258,6 тыс. рублей, что является одним из основных резервов для снижения себестоимости продукции на предприятии. В 2020 году прочие расходы заняли второе место после заработной платы сотрудников. Таким образом, компания должна обратить внимание на уменьшение прочих расходов и повышение эффективности производства для достижения более высокой прибыли.
Таблица 5 - Изменение коэффициентов затрат в 2020 году по сравнению с 2021 годом (тыс. руб.)
№ | Наименование показателя | 2020 г. | 2021 г. | Абсолютные изменения |
1 | Материальные затраты | 1951,6 | 1553,0 | -398,6 |
2 | Расходы на оплату труда | 2296,1 | 2622,2 | +326,1 |
3 | Отчисления на социальные нужды | 660,1 | 710,4 | +50,3 |
4 | Амортизация | 0,4 | 26 | +25,6 |
5 | Прочие затраты | 1250,8 | 3509,4 | +2258,6 |
| Себестоимость | 6159,0 | 8421,0 | +2262 |
Общие характеристики компании
ОАО "Маринский завод сухих молочных смесей" - предприятие пищевой промышленности. Компания специализируется на производстве сухих молочных смесей.
Основным видом экономической деятельности является производство молока, сливок и других молочных продуктов в твердом виде.
Дополнительным видом экономической деятельности является оптовая торговля молочными продуктами, розничная торговля молочными продуктами.
Организационно-правовая форма предприятия - открытое акционерное общество.
Генеральным директором компании является Михаил Несветаев.
Компания была зарегистрирована 8 апреля 2010 года.
Адрес компании: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Мира, 58.
Виды продукции ОАО "Маринский завод сухих молочных смесей":
● Прочее в виде сухих сливок, гранул или другой твердой формы;
●Молоко и сливки в твердом виде;
● Гранулированное сухое молоко или другая твердая форма с долей жира 20,0 или более %;
● Сухая молочная смесь для младенцев;
● Сливки сухие, гранулированные или в другой твердой форме с массовой долей жира от 35% до 54% %;
● Сливки бывают сухими, гранулированными или в другой твердой форме.
Дополнительный вид деятельности компании ОАО "Маринский завод сухих молочных смесей":
● Производство молока, сливок и других молочных продуктов в твердом виде;
●Оптовая торговля молочными продуктами;
● Розничная продажа молочных продуктов.
Чтобы сделать выводы об эффективности работы компании, мы проанализируем основные показатели деятельности в 2019-2021 годах. Чтобы было понятнее, мы будем использовать таблицу данных (таблица 1).
Таблица 1 - Основные показатели финансовых результатов с 2019 по 2021 год (тыс. руб.) :
№ | Показатели | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
1 | Выручка | 1170 | 2004 | 2421 |
2 | Валовая прибыль (убыток) | (2753) | (2510) | (2307) |
3 | Прибыль (убыток) от продаж | (2753) | (2510) | (2307) |
4 | Прибыль (убыток) до налогообложения | (4316) | (4127) | (4800) |
5 | Чистая прибыль (убыток) | (4316) | (4127) | (4800) |
Чтобы оценить эффективность работы предприятия, рассчитайте рентабельность продаж в 2019-2021 годах.
P=(N/A)*100%,(1)
Вот
N - прибыль от продажи;
Б- Заработок.
1. Р2019 = (-2 753 000/1 170 000)*100% = -235,3%
2. Р2020 = (-4 127 000/2 004 000)*100% = -125,2%
3. Р2021 = (-2 307 000 /2 421 000 )*100% = -95,3%
Как видно из расчетов, уровень рентабельности в 2020 году вырос на 110%, а в 2020 году - на 30%.
Как видно из таблицы, показатель меняется неравномерно. Чтобы отследить динамику основных показателей, мы создаем новую таблицу, состоящую из относительных показателей – цепочек и базовых темпов роста (таблица 2.2).
Таблица 2 - Рост финансовых показателей с 2019 по 2021 год (единицы измерения - %):
№ | Показатели | Трб, Трц (2014/2013) | Трб (2015/2013) | Трц (2015/2014) |
1 | Выручка | 1,71 | 2,07 | 1,21 |
2 | Валовая прибыль | 0,91 | 0,84 | 0,92 |
3 | Прибыль от продаж | 0,91 | 0,84 | 0,92 |
4 | Прибыль до налогообложения | 0,96 | 0,11 | 0,12 |
5 | Чистая прибыль | 0,96 | 1,11 | 1,16 |
Анализируя последнюю таблицу, можно сделать следующие выводы:
● Продажи в 2020 году выросли на 0,36% по сравнению с базовым 2019 годом, но в 2021 году снизились на 0,50% по сравнению с базовым годом%;
● Выручка в 2021 году снизилась по сравнению с 2020 годом на 0,86%%;
● Валовая прибыль в 2020 году снизилась на 0,07% по сравнению с базовым 2019 годом, но в 2021 году она увеличилась всего на 0,01% по сравнению с базовым годом%;
●Валовая прибыль в 2021 году увеличилась по сравнению с 2020 годом на 0,08% %;
● Прибыль от продаж в 2020 году снизилась на 0,07% по сравнению с базовым годом, но в 2021 году она увеличилась на 0,01% по сравнению с базовым годом %;