Файл: 1 Конституционное право как отрасль права. Понятие, предмет и методы конституционного права как отрасли российского права. Конституционное право .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 231
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
55)Конституционно-правовая природа
местного самоуправления как формы осуществления публичной власти.
Местное самоуправление — способ организации власти, который позволяет местному населению самостоятельно, иод свою ответственность и за счет собственных средств решать вопросы местного значения.
Местное самоуправление воплощает в себе несколько конституционноправовых элементов. Оно является:
1) формой реализации права граждан на участие в управлении государством и обществом. Граждане осуществляют свои политические права, например, право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме, реализуют свои социальные и экономические права (получать определенную социальную поддержку, медицинскую помощь, влиять на управление и распоряжение муниципальной собственностью и др.);
2) важным институтом гражданского общества. Согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
3) одной из форм публичной власти на местах.
Местное самоуправление обладает всеми признаками публичной власти:
наличием публично-властных обязанностей по решению вопросов местного значения;
2) возможностью принудительного обеспечения предписаний органов власти местного самоуправления;
3) обособлением органов местного самоуправления в качестве особых органов с властными полномочиями.
Эти признаки можно отнести к общим признакам публичной власти. К специальным признакам местного самоуправления как формы публичной власти относятся:
1) наличие носителя (субъекта) власти местного самоуправления населения муниципального образования. Согласно ч. 2 ст. 3 и ст. 12 Конституции РФ правом на самостоятельное осуществление муниципальной власти обладает только население муниципального образования;
2) локально-территориальный характер распространения власти местного самоуправления (власть распространяется только на территорию муниципального образования и на граждан, находящихся на этой территории);
3) особый предмет реализации муниципальной власти — «вопросы местного значения». Согласно ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ к ним относятся вопросы муниципальной собственности, местного бюджета, местных налогов и сборов, охраны общественного порядка и иные вопросы
;
4) широкое участие населения в управлении делами на местах. На местном уровне гармонично сочетаются разные формы демократии. Идеологическую основу участия населения в управлении делами государства на местах составляют формы непосредственной демократии, которые обязательны для широкого применения.
56)Система органов местного самоуправления, способы _ формирования органов местного самоуправления.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.Особенностью формирования органа местного самоуправления является закрепление за ним конкретного вопроса местного значения и соответствующих полномочий. Большое влияние оказывает и тип муниципального образования: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ или внутригородская территория города федерального значения
предусматривают наличие таких органов Структуру органов местного самоуправления, предусматривают как:
• глава муниципального образования;
• местная администрация — исполнительно-распорядительный орган;
• представительный орган муниципального образования (совет депутатов, городская дума и т.п.);
• контрольно-счетная палата — муниципальный орган внешнего финансового контроля;
• иные органы местного самоуправления.В п. 4 ст. 35 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в отношении представительного органа муниципального района указано, что он:
1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства;
2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать 2/5 от установленной численности представительного органа муниципального района.
Следует отметить, что федеральным законодательством установлен количественный состав депутатов в представительных органах местного самоуправления.
Так, численность депутатов представительного органа поселения и городского округа не может быть менее:
7 человек — при численности населения менее 1 тыс. человек;
10 человек — при численности населения от 1 тыс. до 10 тыс. человек;
15 человек — при численности населения от 10 тыс. до 30 тыс. человек;
20 человек — при численности населения от 30 тыс. до 100 тыс. человек;
25 человек — при численности населения от 100 тыс. до 500 тыс. человек;
35 человек — при численности населения свыше 500 тыс. человек.
Формы_непосредственной_демократии,_понятие,_общая_характеристика._Непосредственная_демократия'>57)Формы непосредственной демократии, понятие, общая характеристика.
Непосредственная демократия – это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Роль и значение современных форм непосредственной демократии сводятся к следующему: 1) все формы непосредственной демократии способствуют активизации политической жизни любой страны; 2) удельный вес и значение каждой из форм демократии различны и зависят от множества национальных, исторических, политических и иных обстоятельств, характерных для каждого общества; 3) значимость этой формы народовластия столь велика, что фактически все современные конституции содержат положения о формах непосредственной демократии.
Формы:
Референдум – форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемое посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.Решение, принятое на референдуме, общеобязательно, не нуждается в дополнительном утверждении, действует на всей территории РФ и может быть отменено не иначе, как путем принятия решения на новом референдуме РФ.
Другая форма высшего непосредственного волеизъявления многонационального народа РФ – выборы. На основе норм избирательных законов в России избирается Президент РФ, депутаты Государственной Думы, формируются законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, образуются органы местного самоуправления.Через выборы четко просматривается политическое волеизъявление граждан, их участие в процедуре приобретения и передачи власти. Свое правовое оформление выборы находят через избирательное право – систему правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.Говоря о формах народовластия, нельзя останавливаться только на формах непосредственной демократии. Ее высшие формы проявления – явления не столь часты для того, чтобы управлять государством, тем более ни выборы, ни референдум как таковые для этого не предназначены. Каждодневная форма осуществления демократии – представительная. Она осуществляется в разных формах. На федеральном уровне и уровне субъектов – это избираемые населением законодательные органы, на местном уровне – органы местного самоуправления. Представительное народовластие – наиболее эффективный способ проведения воли народа в жизнь, отражения его интересов на государственной политике.
57)Экономическая основа РФ, субъекта РФ, местного самоуправления.
Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений.
Экономическую основу деятельности органов публичной власти субъекта Российской Федерации составляют находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации имущество, в том числе имущественные права субъекта Российской Федерации, а также средства бюджета субъекта Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации.
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.