Файл: 1 Конституционное право как отрасль права. Понятие, предмет и методы конституционного права как отрасли российского права. Конституционное право .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• – вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

• – разграничение государственной собственности;

• – природопользование;

• – охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

• – особо охраняемые природные территории;

• – охрана памятников истории и культуры;

• – общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

• – координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

• – осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

Исключительная компетенция субъектов РФ определяется конституциями и уставами субъектов РФ. В нее входят все полномочия, не отнесенные к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

К числу полномочий субъекта РФ относятся:

• – принятие, изменение и дополнение конституции (устава), законов и иных правовых актов, контроль за их соблюдением;

• – установление административно-территориального устройства;

• – определение системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом, а также формирование органов государственной власти субъекта РФ;

• – государственная служба субъекта РФ;

• – организация и развитие местного самоуправления;

• – учреждение и присвоение почетных званий и премий субъекта Федерации;

• – государственная собственность субъекта Федерации и управление ею;

• – определение политики и принятие программ в сфере государственного, экономического, экологического и социального развития субъекта Федерации;

• – финансовое, валютное, денежно-кредитное регулирование в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации;

• – бюджет, налоги, пошлины и сборы, внебюджетные фонды субъекта Федерации;


• – международные и внешнеэкономические связи субъекта Федерации;

• – иные вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий ее органов государственной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Федерации.
48) Правовой статус федеральной территории «Сириус».

1.Федеральной территорией "Сириус" признается имеющее общегосударственное стратегическое значение публично-правовое образование, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях обеспечения комплексного устойчивого социально-экономического и инновационного развития территории, повышения ее инвестиционной привлекательности, необходимости сохранения олимпийского спортивного, культурного и природного наследия, создания благоприятных условий для выявления, самореализации и развития талантов, реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации устанавливаются особенности организации публичной власти и осуществления экономической и иной деятельности.

2. Местное самоуправление в федеральной территории "Сириус" осуществляется проживающими на ее территории гражданами непосредственно в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также через органы публичной власти федеральной территории "Сириус", осуществляющие в том числе полномочия органов местного самоуправления городского округа (в том числе по решению вопросов местного значения городского округа), определенные Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, если такие полномочия не переданы для осуществления органам местного самоуправления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

3. В федеральной территории "Сириус" создается система органов публичной власти федеральной территории "Сириус", наделенных компетенцией в соответствии с настоящим Федеральным законом.
49)Порядок принятия и образования в составе РФ нового субъекта РФ.

Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта

– процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части.

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта – процедура, предусматривающая такое изменение состава субъектов РФ, которое не связано с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части.

Основными требованиями, предъявляемыми к принятию в Российскую Федерацию и образованию в ее составе нового субъекта, являются: добровольность; соблюдение государственных интересов Российской Федерации, принципов федеративного устройства России, прав и свобод человека и гражданина, а также сложившихся исторических, хозяйственных и культурных связей субъектов РФ, их социально- экономических возможностей.

Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключения соответствующего международного договора является данное иностранное государство.

1.Президент РФ после поступления данного предложения уведомляет обе палаты Федерального Собрания, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

2.После подписания международного договора Президент обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного договора.

3.При положительном заключении Конституционного Суда РФ в Государственную Думу вносится на ратификацию международный договор и проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.

4.По вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта обязателен референдум на территории заинтересованных субъектов Федерации. Результаты референдума представляются Президенту РФ. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта РФ, положения о прекращении существования заинтересованного субъекта.

5.В случае положительного решения об образовании нового субъекта Федерации на референдуме проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта может быть Президентом РФ внесен в Государственную Думу.

50)Органы государственной власти субьекта РФ, государственные органы субъекта РФ, общая характеристика.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в единой системе публичной власти в Российской Федерации осуществляют в конституционно установленных пределах свои полномочия и несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный орган субъекта Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

1)Федеральные органы исполнительной власти могут участвовать в формировании органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные для осуществления органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в назначении на должность и (или) освобождении от должности должностных лиц указанных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в порядке и случаях, установленных федеральными законами.

2)Федеральные органы исполнительной власти могут участвовать в формировании органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих полномочия субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам ведения субъектов Российской Федерации в сферах образования, здравоохранения, финансов, государственного регулирования тарифов, а также осуществляющих региональный государственный жилищный контроль (надзор),
региональный государственный строительный надзор,

3)Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов.

4)Мировые судьи субъекта Российской Федерации осуществляют свою деятельность на судебных участках в пределах судебного района, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации