Файл: 1 Конституционное право как отрасль права. Понятие, предмет и методы конституционного права как отрасли российского права. Конституционное право .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

51)Органы местного самоуправления, общая характеристика.

Органы местного самоуправления — это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти, осуществляющие свою деятельность в интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций.

К полномочиям относятся:

— создание муниципальных предприятий и учреждений и осуществление их финансового обеспечения;

— установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;

— организация тепло- и водоснабжения, водоотведения;

— организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;

— утверждение генеральных планов городского округа, городского поселения, правил землепользования и застройки;

— дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения;

— присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети;

— создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, городского округа, городского округа с внутригородским делением;

— создание условий для обеспечения жителей поселения, городского округа, внутригородского района услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

— подготовка, материально-техническое обеспечение и проведение местных выборов и референдумов;

— разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры;

— утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд;

— утверждение правил благоустройства территории, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов;


— участие в профилактике терроризма экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципальных образований;

— организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района, городского округа;

— выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;

— обеспечение проживающих в городском округе, городском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями;

— сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, городского округа;

— создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, муниципального района, городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.
52)Избирательная система: понятие и виды.

Избирательная система - совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством реализации избирательных прав граждан.

Типы избирательных систем:

- Мажоритарная — одна из наиболее распространенных избирательных систем, при которой избранным считается тот кандидат, за которого подано большинство (относительное или абсолютное) голосов избирателей.

Суть мажоритарной системы

заключается в разделении территории, на которой проводятся выборы, на избирательные округа, в которых избиратели голосуют персонально за тех или иных кандидатов.

Пропорциональная система — избирательная система, предполагающая распределение депутатских мандатов пропорционально числу поданных за избирательные списки партий голосов.

Для пропорциональной избирательной системы характерны следующие черты. Ее применение ограничено выборами депутатов законодательных (представительных) органов; она не применяется на выборах должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов обладают исключительно политические партии (избирательные объединения). Избиратели при такой системе голосуют не персонально за кандидатов, а за выдвинутые избирательными объединениями списки кандидатов (партийные списки).Пропорциональная избирательная система применяется на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В субъектах Федерации в чистом виде она встречается редко (Дагестан, Ингушетия, Амурская область, Свердловская область, г. Санкт- Петербург).

Смешанные системы — смешанные избирательные системы, при которых часть депутатских мандатов (например, половина) замещается путем выборов по партийным спискам в целом по стране, а другая часть депутатских мандатов формируется через мажоритарные в одномандатных округах.

Ее применение позволяет соединить достоинства и сгладить недостатки мажоритарной и пропорциональной систем. При этом политические партии получают возможность выдвигать в качестве кандидатов одних и тех же лиц как в составе партийного списка, как и по одномандатным избирательным округам. Закон лишь требует, чтобы в случае одновременного выдвижения по одномандатному избирательному округу и в составе списка кандидатов информация об этом обязательно указывалась в бюллетене, изготавливаемом для голосования по соответствующему одномандатному округу.
53)Избирательный процесс, его основные стадии.

Избирательный процесс - это урегулированная законом и традициями деятельность по организации и проведению выборов. Избирательный процесс включает ряд стадий.

1. Назначение выборов — установление даты голосования. Дата выборов назначается уполномоченным органом (главой государства, парламентом) либо определяется законом заранее.


2. Образование избирательных округов — важнейшая стадия избирательного процесса, от которой в немалой степени будут зависеть результаты выборов. Виды избирательных округов:

— одномандатные (униноминальные) — от каждого избирается только один депутат;

— многомандатные (полиноминальные) — избираются несколько депутатов;

— единый общенациональный избирательный округ, охватывающий всю страну, от которого избираются сразу все депутаты.

3. Создание избирательных органов (комиссий, бюро, президиумов и т. п.). Основная задача этих органов — организация избирательного процесса. Наиболее распространенным органом по организации выборов являются избирательные комиссии. Среди них различают: центральные, окружные, участковые. Порядок их образования и состав определяются конституциями (относительно выборов парламентов) и обязательно — законами.

В состав центральных избирательных комиссий входят представители политических партий, действующих под руководством представителей государственного аппарата, или только государственные служащие.

4. Регистрация избирателей — составление списка избирателей, имеющих право голоса на предстоящих выборах. В зависимости от того, на ком лежит бремя регистрации, она бывает обязательной — списки составляют соответствующие государственные и муниципальные органы на основании данных персональной регистрации граждан по месту жительства

5.Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) — определение круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты или другие выборные лица.

6. Агитационная кампания — комплекс мероприятий, осуществляемых зарегистрированными кандидатами, политическими партиями, общественными организациями. Официально агитационная кампания начинается со дня установления или объявления даты голосования и продолжается в течение установленного законом срока.

Предвыборная агитация включает:

— проведение предвыборных митингов и собраний;

— проведение встреч кандидатов с избирателями;

— расклейку лозунгов, афиш, объявлений;

— издание статей, буклетов, портретов;

— изготовление и раздачу символов и значков;

— выступление по радио и телевидению и т.д

7.Стадия голосования. Голосование проходит на избирательных участках в день выборов в отведенный период времени (обычно с 8 до 22 часов).

8. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами избирательных комиссий или иными органами с соответствующими функциями. Начинается сразу после окончания голосования, производится открыто и гласно.При подсчете голосов присутствуют партийные наблюдатели, представители независимых кандидатов, общественности, средств массовой информации, а также международные наблюдатели.

54)Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации: понятие и основные стадии.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС- урегулированная правовыми нормами деятельность уполномоченных органов государственной власти и должностных лиц по созданию закона.

1. законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть.

2. подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан.

3. обсуждение законопроекта. Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона. Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым.

5. опубликование закона. Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.