Файл: 1 Теоретические и методологические основы исследования социальной поддержки молодой семьи.doc
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
воспроизводство населения; -
развитие творческого, духовного и физического потенциала личности; -
передача социального опыта, традиций, нравственных норм из идеалов; -
первичная социализация личности, -
формирование гражданина своего отечества; -
забота о нетрудоспособных членах социума и др.
Черняк Е.В. различает следующие основные формы семьи:
- по составу: нуклеарная - состоит из супругов и детей, которые от них зависят, расширенная - включает нуклеарную семью и других родственников;
- по типу власти: патриархальная, матриархальная, эгалитарная (демократическая);
- по ценностной структуре семьи: детоцентрическая (главная семейная ценность - наличие и благополучие детей), супружеская (в центре системы ценностей семьи - межличностные и сексуальные отношения супругов);
К этим наиболее распространенным формам семьи и семейных отношений необходимо добавить все более распространяющийся тип внебрачной молодой семьи, одной из разновидностей которого является неполная семья. Неполная молодая семья образуется либо в результате развода, либо в результате смерти одного из супругов.
Молодые семьи в процессе становления и жизнедеятельности испытывают трудности, которые качественным образом влияют на развитие каждой из них. Выделяется два блока наиболее актуальных с точки зрения молодых семей проблем:
- социально-экономический блок, включающий в себя проблему материальной обеспеченности, жилищную проблему и проблему трудоустройства молодых супругов;
- социально-психологический блок, в котором можно выделить проблемы адаптации молодых супругов друг к другу, к новой ситуации (смене ролей, стереотипов и стилей поведения) и к новым родственникам.
По данным Росстата в 2016 году заключено около 700 000 браков, в каждом из которых возраст обоих супругов не превышал 35 лет.
Следовательно, формирование государственной политики в отношении молодой семьи призвано охватить значительную часть населения страны, развитие которой в дальнейшем обусловлено состоянием именно молодых семей. Выделение молодых семей в самостоятельную социальную группу и формирование государственной политики по отношению к ним как части государственной семейной политики способствуют повышению устойчивости молодых семей за счет реализации комплекса специальных целенаправленных мер по оказанию им социальной поддержки.
Для того чтобы молодая семья полноценно функционировала, она должна иметь возможность удовлетворять все свои основные потребности. Поэтому государственная социальная поддержка должна уделять особое внимание регулированию системы помощи молодым семьям, создавая и улучшая уже действующие формы социальной защиты семей и информирования молодых семей в области социальной поддержки.
Молодые семьи относятся к целевым группам социальной защиты молодежи и включаются в социальные программы государственной поддержки, если они испытывают какую-либо недостаточность.
По показателю социальной уязвимости (как особой подверженности факторам риска развития неблагополучия) можно говорить о двух целевых группах молодых семей, нуждающихся в разном объеме мер социальной защиты.
Первая группа молодых семей, нуждается в постоянной социальной помощи и поддержке из-за нарушенных условий функционирования: семья с ребенком-инвалидом; семья с родителями-инвалидами; многодетная семья; неполная семья; семья несовершеннолетней матери; малообеспеченная семья; семья выпускников интернатных учреждений; приемная семья и т.д.
Вторая группа семей, нуждается в социальной помощи и поддержке в связи с особым этапом своего развития: студенческая семья; семья, ожидающая рождения ребенка; семья с новорожденным ребенком; семьи, где отец проходит военную службу; молодая семья, переживающая кризисные ситуации (потеря работы, болезнь, конфликты, пр.), и др.
Для анализа социальной поддержки молодой семьи необходимо определить понятие «социальная поддержка».
М.Ф. Глухова трактует понятие социальная поддержка как «предоставление информации, материальных пособий, возможности обучения и иных льгот отдельным группам населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации».
Брыкова Т.Ю. говорит о том, что «социальную поддержку можно трактовать как специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для обеспечения жизнедеятельности социально слабых групп населения (отдельных семей и граждан), испытывающих жизненные трудности».
А. В. Дюмин, определяет социальную поддержку как систему, обеспечивающую потенциальную возможность оказания помощи, а также специальные меры, направленные на поддержание достойных условий существования малообеспеченных социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования.
По мнению А.М. Сергиенко и С.А. Решетниковой при определении подходов к рассмотрению вопроса отношения государства и общества к молодой семье, а также к понятию «социальная поддержка молодой семьи» можно выделить философский, правовой, экономический, психологический, культурологический и социологический подходы.
Философский подход позволяет выявить значение государства в поддержке молодой семьи, а также в создании условий для реализации функций семьи и общества в целом.
Правовой подход. В рамках данного подхода социальная поддержка молодой семьи определяется как система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих их реализацию по предоставлению оптимальных условий жизни, удовлетворению потребностей, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования молодой семьи.
Экономический подход. В рамках данного подхода социальная поддержка молодой семьи рассматривается как совокупность мероприятий, предполагающих распределение ресурсов в пользу нуждающихся молодых семей, имеющая целью нивелирование негативных последствий рынка.
Психологический подход, в рамках которого исследуется воздействие общества, группы на индивида на различных этапах его развития, объясняет функционирование молодой семьи, мотивы вступления в брак, причины семейных конфликтов и т. д. При оказании социальной поддержки учитываются индивидуальные особенности конкретной семьи.
Культурологический подход, согласно которому изучение проблем молодой семьи, молодежи рассматривается в контексте культуры. С одной стороны, семья является культурологической ценностью, с другой — транслятором ценностей.
Социологический подход. Данный подход базируется на понимании социальной поддержки молодой семьи как особом направлении социальной политики — семейной политики, а также как действий различных субъектов по изменению социального положения семьи».
На наш взгляд самым оптимальным подходом к понятию «социальная поддержка молодой семьи» является социологический подход. В рамках данного подхода выделяются несколько направлений исследований социальной поддержки семьи. В одних направлениях не разграничиваются такие понятия, как «социальная поддержка» и «социальная защита», в других - социальная поддержка рассматривается как элемент социальной политики государства, в третьих = акцент делается на изучении форм обеспечения условий для удовлетворения жизненных потребностей представителей различных социальных групп, в четвертых - рассматриваются различные аспекты социальной поддержки семьи. Мы считаем, что социальная поддержка молодой семь должна рассматриваться как элемент социальной политики государства и пониматься как совокупность специальных мер, реализуемых государственными структурами для создания благоприятных условий молодой семье для выполнения ими своих функций.
Социальное благополучие молодой семьи считается важнейшей составляющей её жизнедеятельности в целом. Современное российское государство провозглашает социальное благополучие населения стратегическим ориентиром и критерием результативности социальной политики. Особенно это актуально для таких уязвимых групп населения, как молодые семьи. Поэтому одной из задач социальной политики в отношении молодых семей является поддержание семейного благополучия на высоком уровне, то есть преодоление негативных тенденций и стабилизация положения семьи и повышение её социального статуса, а также создание предпосылок для улучшения её жизнедеятельности в будущем.
1.2 НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ХАБАРОВСКОМ КРАЕ
Вопросы правового обеспечения комплексной поддержки молодой семьи в России весьма актуальны, особенно вопросы, касающиеся правового обеспечения организационно-управленческой деятельности в области социальной поддержки молодой семьи.
По мнению Рожкова М. И. и Коряковцевой О. А. право в виде законов и подзаконных актов имеет общее социальное значение для становления системы работы с молодой семьей и играет обеспечительно-организационную роль в функционировании служб:
-
в обеспечении социальных гарантий, развитии социального обслуживания от минимальной необходимости к оптимальной достаточности; -
в воспроизводстве различных социальных услуг, необходимых для постоянного удовлетворения потребностей молодой семьи; -
в регламентации технологий работы с молодой семьей, видов и форм предоставления социальных услуг; -
в определении основополагающих принципов организации обратной связи и обмена информации внутри системы работы с молодой семьей.
Правовое обеспечение имеет большое значение как для создания и развития организационно-управленческих систем поддержки молодой семьи, так и для обеспечения гарантий качественного обслуживания клиентов молодежных служб, высокого качества социальной работы в целом.
Авторы считают, что основные признаки правового обеспечения можно сгруппировать в пять блоков:
-
согласованный единый комплекс федеральных законов, касающихся социального обслуживания населения в целом и молодой семьи в частности; -
правовые акты субъектов Российской Федерации, выражающие нормы правообеспечения поддержки молодых семей; -
подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок управления системами и подсистемами работы с молодежью; -
нормативная регламентация деятельности отдельных учреждений и категорий специалистов молодежных служб;
-
определенный уровень правосознания населения и работников социальных служб.
При всем многообразии подходов к управлению государственными службами, которые ведут работу с молодой семьей, в их основе должны лежать нормативно-правовые акты, которые обеспечивают законность принятия решений, согласованность всех звеньев системы социального обслуживания, а значит, ее упорядоченность и организованность. Нарушение норм ведет к рассогласованию организационного механизма и увеличению ресурсных затрат, необходимых для получения запланированных результатов.
Нормативно-правовые основы поддержки молодой семьи отражены на трех уровнях правовой системы: международном, федеральном и на уровне субъектов Российской Федерации.
На международном уровне интересы молодой семьи представлены следующими нормативно-правовыми актами:
-
Всеобщая декларация прав человека. Отмечается, что семья нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту. В силу этого семьи должны быть объектом особой защиты и помощи со стороны государства, социальных и общественных структур. -
Конвенция о правах ребенка. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к членам семьи. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку в семье такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
В Российской Федерации проводится целенаправленная семейная политика в отношении молодой семьи, законодательно предоставляя им самостоятельный социальный статус и обеспечивая соблюдение прав семьи в социальной жизни общества. Молодая семья при этом рассматривается не как средство воспроизводства рабочей силы, а как институт воспроизводства и воспитания жизнеспособной личности, формирования гармонично развитого человека.
В ст. 7 Конституции Российской Федерации заложены основы правовой базы социального государства и обязательства государственной поддержки граждан. В дальнейшем государственно-правовое обеспечение социальной работы в России развивается в федеральных законах и подзаконных актах.