Файл: 1 Теоретические и методологические основы исследования социальной поддержки молодой семьи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На федеральном уровне интересы молодой семьи отражаются в документах, составляющих основу реализации государственной политики в отношении российских семей:

- Конституция Российской Федерации;

- Семейный, Жилищный, Гражданский, кодексы Российской Федерации;

- Федеральные законы.

Основной стратегической целью реализации семейной политики государства по отношению к молодой семье является организация соответствующих условий для создания, сохранения, развития благополучной молодой семьи в качестве субъекта социальной структуры российского общества, укрепления семейного образа жизни и в полной мере выполнения семьей функций как социального института. Концептуальная задача в сложившейся обстановке заключается в том, чтобы содействовать успешной социальной адаптации молодой семьи в обществе. Государственные структуры должны обеспечить поддержку и помощь всем организациям, которые оказывают комплексную поддержку молодой семье.

Государственная политика Российской Федерации в отношении молодой семьи строится в рамках семейной политики и молодежной политики.

Складывающаяся в нашей стране государственная молодежная семейная политика ставит своей целью создание условий для формирования социально благополучной семьи, которая в состоянии самостоятельно решать свои проблемы и в полной мере выполнять свойственные семье в современном обществе функции.

Молодежная семейная политика на региональном и муниципальном уровнях тесно связана с федеральным уровнем. Ее особенность состоит в учете острых проблем молодой семьи в сфере социальной защиты, трудовой занятости, реализации мер по обеспечению жилыми помещениями, сохранению здоровья, организации досуга, преодолению социально-психологических трудностей.

В настоящее время региональный уровень является ключевым при реализации социальных программ по отношению к уязвимым в социальном плане группам населения (семьям с детьми, лицам с ограниченными возможностями здоровья, малообеспеченным и др.). Органы власти регионов имеют законодательно закреплённую возможность самостоятельно определять характер мер социальной поддержки для ряда категорий населения (включая молодежь), существенно варьировать регламент и особенно объем предоставления социальной помощи как адресного, так и категориального характера.

Государственным органам управления в субъектах Российской Федерации чрезвычайно важно учитывать, что правовое обеспечение социальной поддержки молодой семьи должно представлять собой, с одной стороны, комплекс средств правового воздействия на общественные отношения в регионе, а с другой – упорядоченную совокупность правовых норм на уровне субъекта Российской Федерации, регламентирующих, прежде всего, систему управления социальным обслуживанием молодежи и обеспечивающих упорядоченность деятельности молодежных служб, а в конечном счете, гарантирующих право молодых семей на получение высококачественных социальных услуг.


На региональном уровне, в Хабаровском крае реализуются следующие меры поддержки молодой семьи:

  • Обеспечение жильем молодых семей;

  • Строительство жилья на условиях ипотеки;

  • «Жилье для российской семьи»;

  • Предоставление социальных выплат гражданам, проживающим в сельской местности края на приобретение (изготовление, доставку) строительных материалов, конструкций и изделий для строительства индивидуального жилого дома (далее – социальная выплата);

  • Программа Дальневосточная Ипотека 2 %;

  • Новые меры материнства и детства;

  • Государственная поддержка семей с детьми;

  • Подпрограмма «Жилье для молодых семей на 2021- 2025 годы».

В рамках магистерской работы для проведения дальнейшего эмпирического исследования из всех программ поддержки молодой семьи реализующихся на территории Российской Федерации и Хабаровского края нами были выбраны четыре меры поддержки молодой семьи.

Выбор конкретных мер поддержки обусловлен рядом причин:

- мера поддержки реализуется государственными учреждениями, на базе которых проводится исследование;

- мера поддержки направлена на улучшение положения молодой семьи;

- новизна меры поддержки.

1. Федеральный закон N 418-ФЗ от 21 декабря 2017 года «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

В рамках президентских инициатив по улучшению демографической ситуации с 2013 года в Хабаровском крае предоставляется ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей.

В продолжение этой программы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на Координационном совете по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей 28 ноября текущего года предложен ряд новых мер поддержки материнства и детства.

13 декабря во исполнение инициатив Президента Российской Федерации депутатами Государственной Думы Российской Федерации рассмотрен в первом чтении законопроект о введении с 2018 года ежемесячной выплаты при рождении (усыновлении) первого ребенка.

Названную выплату получат семьи и в нашем крае при рождении первого ребенка. При этом ребенок должен быть рожден не ранее 1 января 2018 года. Срок предоставления выплаты - до достижения первенцем возраста полутора лет.

Настоящий Федеральный закон устанавливает основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.



Ст. 1 настоящего Федерального закона устанавливает, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка имеют граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации в случае:

- если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года

- если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации. В 2023 году в Хабаровском крае эта величина составит 19 170 рублей на каждого члена семьи (прожиточный минимум для трудоспособного населения составляет 20 895 рублей).

В соответствии со ст. 2 ФЗ гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка. Ежемесячная выплата осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.

Ежемесячная выплата назначается на срок один год. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты на срок до достижения ребенком возраста полутора лет, а также представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения. Заявление о назначении ежемесячной выплаты подается гражданином по месту жительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

2. Подпрограмма« Жилье для молодых семей на 2021 - 2025 годы»:

По оценкам экспертов, одним из факторов ухудшения демографической ситуации является недостаточная обеспеченность жильем.

В городе Хабаровске более 3 000 молодых семей нуждаются в улучшении жилищных условий.

Однако эти цифры не дают полного представления о числе нуждающихся семей. Низкий процент необеспеченности жильем молодых семей от общего числа молодежи и общего числа очередников объясняется тем, что многие молодые семьи, не имеющие своего жилья, нуждаются в улучшении жилищных условий, не имеют общей регистрации по месту жительства из-за отсутствия перспективы получить жилье.


Улучшение жилищных условий молодых семей - одно из направлений деятельности органов местного самоуправления города.

Целью Подпрограммы является предоставление поддержки при приобретении и строительстве жилья молодым семьям, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:

- улучшение жилищных условий молодых семей;

- улучшение демографической ситуации в городском округе «Город Хабаровск»;

- укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе.

Реализация Подпрограммы предполагает оказание поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления социальных выплат, и это позволит увеличить количество молодых семей, получивших поддержку для приобретения жилья, на 420 молодых семей.

  1. Строительство жилья на условиях ипотеки.

Реализация мероприятия осуществляется в рамках постановления Правительства Хабаровского края от 20.08.2014 № 284-пр.

Право на получение государственной поддержки имеют постоянно проживающие на территории Хабаровского края граждане РФ при выполнении одного из следующих условий:

1)  проживание гражданина и членов его семьи в жилых помещениях на основании договоров социального найма или в жилых помещениях, находящихся в совместной или долевой собственности гражданина и членов его семьи, общей площадью менее:

- 33 кв. метров на одиноко проживающего человека,

- 42 кв. метров на двух граждан, проживающих в жилом помещении;

- 18 кв. метров на каждого гражданина, проживающего в жилом помещении, при численности три человека и более;

2) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда (за исключением граждан, проживающих в период их обучения в образовательном учреждении);

3) проживание на условиях коммерческого найма.

Социальная выплата используется для участия в долевом строительстве квартиры либо для осуществления строительства индивидуального жилого дома.

4. Предоставление социальных выплат гражданам, проживающим в сельской местности края на приобретение (изготовление, доставку) строительных материалов, конструкций и изделий для строительства индивидуального жилого дома (далее – социальная выплата).

Право на получение социальной выплаты имеет гражданин, нуждающийся в улучшении жилищных условий в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:


1. Наличие гражданства Российской Федерации.

2. Постоянное проживание и наличие регистрации по месту жительства на территории муниципального образования.

3. Признание гражданина, нуждающимся в жилом помещении.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории сельской местности края, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005.г., а также признанные после 1 марта 2005 г. органами местного самоуправления по месту постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Первоочередным правом на получение социальной выплаты обладают следующие категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий:

- граждане Российской Федерации, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;

- граждане Российской Федерации, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Также, одним из условий является наличие земельного участка в собственности или по договору аренды (при строительстве индивидуального жилого дома).

Размер предоставляемой социальной выплаты не может превышать:

- 500,0 тыс. рублей на реконструкцию существующего индивидуального жилого дома;

- 1 млн. рублей на строительство нового индивидуального жилого дома.

Возраст получателей социальной выплаты законодательством не ограничен.

На сегодняшний день в Российской Федерации реализуется большое количество федеральных, региональных социальных программ поддержки молодой семьи. Главной целью всех мер поддержки является обеспечение необходимыми условиями для реализации функций молодой семьи и повышение качества их жизни.