Файл: Реферат По философии Духовная сущность человека студентка группы 2 ис сарычева А. С.doc
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Душа как «орган управления» и есть живая форма аппарата предвидения, располагающая постоянной информацией, необходимой для сохранения и развития в условиях постоянно меняющегося мира.
Рефлекторная психоматрица
Рефлективная психоматрица – модель разумной формы Души, которая придает единообразие экзистенциальному действию индивида, представляет собой проекцию Духа. Развернутая программа сущности Души – это предназначение, которое ведет индивида к зрелости, завершенности, удовлетворению. Это есть правило жизни для самосозидания, порядка, обеспечивающее переход из психического небытия в психическое бытие, где осуществляется трансформация и наполнение психическим содержимым – образом мира. Рефлективная психоматрица – это модель отражения духовного правила жизни, которое обеспечивает тематический отбор по линии собственного пути.Причинность в психологии связана с объяснением настоящего через призму представлений субъекта о будущем, реализуемом в его жизненных целях, дальних мотивациях. Представители христианской антропологии прибегают к теологической причинности, где представление о личности формулируется следующим образом. Духовная сущность человека происходит от Духа Святого. Дух властвует над душой и телом. Человек в первую очередь имеет духовную, а уж затем психофизиологическую природу. Личность – образ и подобие Божие – бессмертна в душе и духе. «Дух твой, ищущий Бога Небесного, да властвует над душою и телом, назначение которых – устроить временную жизнь» (Никодим Святогорец).
МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ
Таким образом, личность является инструментом достижения своей духовной сущности. Это система регуляции отношений человека с собой и с миром – саморегулирующаяся система, сохраняющая адаптивность и устойчивость. Как психологическое образование, личность имеет интегральную природу, и взаимовлияние психологических структур обеспечивает ее функционирование как сложной саморазвивающейся системы.
Жизнь не полностью детерминирована: внешний мир таков, каким человек его конструирует в своей психической реальности – системе организованных личностных мыслеобразов, в которых перерабатывается (воспринимается, интерпретируется) личный опыт человека. В этой связи структура личности рассматривается нами как индивидуально своеобразная иерархия бессознательно-сознательных процессов, как саморазвивающаяся эволюционная система. В функциональном аспекте, целостной системе присуща конкретная форма активности, которую в нашем подходе выражает функция интегрированного потенциала личности (И.Н.Шванева, 2002). Интегрированный потенциал личности представлен духовным, душевным, умственным и телесным опытом личности Он содержит как фенотипические, так и генотипические черты индивидуальности, причем последние играют немаловажную роль в психологической структуре личности, и наиболее развитой, доминирующей функцией является функция интегрированного потенциала личности. Эта функция выражает параметры наиболее априорного уровня поведенческой стратегии личности ее предназначения, и может быть соотнесена со всеми измерениями индивидуальности от свойств нервной системы до способов самоактуализации.
Психодуховная модель личности
Это уровень высшего духовного потенциала личности – уровень интегрированной суммы бессознательных, сознательных и сверхсознательных возможностей, что можно представить как слияние всех уровней личности воедино. Высший потенциал – это основа преадаптации человека, наличие у его системы врожденных приспособлений к условиям среды, с которыми он еще не встречался. Психические структуры личности вбирают в себя телесный, душевный, мысленный и духовный опыт через призму того закона, который выражает предназначение врожденного потенциала и интегрирует в себе опыт прошлого, настоящего и будущего.
Мы предлагаем психодуховную модель интегрированной личности, в которой рассматриваем личность как саморазвивающуюся эволюционную систему, как целостную индивидуальность, причинность которой обусловлена ее духовным потенциалом – предназначением.
3. Диалектические аспекты и проблемы духовности человека
Печально, когда человек, существо сознательное, общественное, жизнь вокруг которого все больше проникается светом разумности и добра, ведет образ жизни, простительный разве что для существа, не обладающего человеческим разумом.Важная сторона самовоспитания - самообразование. Неправильно было бы понимать его только как простое продолжение образования, познания внешнего мира. В процессе самообразования человек познает и себя, развивает свои интеллектуальные способности, волю, самодисциплину, самообладание, образует себя в соответствии с идеальным образом Человека. Самообразование является средством удовлетворения одной из главных потребностей современного человека - постоянно расширять свой кругозор, повышать общую и политическую культуру, удовлетворять интеллектуальные запросы, поддерживать умственную работоспособность. Без этого вообще немыслима духовно богатая, насыщенная высокими запросами, творческая жизнь личности.
В условиях современной научно-технической революции самообразование приобретает все большее значение. Во-первых, в связи с необходимостью всю жизнь учиться, самостоятельно пополнять свои знания, получать новую информацию. Во-вторых, в связи с необходимостью противостоять интеллектуальному иждивенчеству. На последнем стоит остановиться подробнее.В условиях развития учебной, научной, производственной специализации, усложнения научной и специальной терминологии, загруженности узкопрофессиональной деятельностью человек часто вынужден довольствоваться информацией, знаниями, сведениями, полученными из «вторых рук». Само по себе это явление необходимое и в известном смысле безусловно прогрессивное. Высвобождается время и умственная энергия для плодотворного творчества в области профессиональной деятельности. Но будучи распространенной на все сферы интеллектуальной жизни, эта форма получения знаний таит в себе опасность привычки к облегченному способу удовлетворения духовных, умственных потребностей, удовлетворению их чисто потребительским способом, без затраты собственных усилий, без напряжения умственных и волевых сил. Складывается иждивенческое отношение к духовным ценностям, установка на то, что кто-то должен, обязан подготовить, дать, преподнести в готовой форме, чуть ли не вложить ему в голову любые готовые идеи, сведения, художественные обобщения. По-видимому, еще рано судить, какие плоды принесет обучение человека иностранным языкам во время сна, но распространение этого способа на все сферы приобретения знаний явилось бы, очевидно, равносильным погружению человека в состояние духовного сна.Интеллектуальное иждивенчество распространяется чаще всего на область общей культуры личности. Особый урон самовоспитанию оно наносит тогда, когда «заражает» такие сферы, как литературно-художественные запросы, эстетические вкусы, общение в сфере досуга. Это опустошает личность, ведет к примитивизму в освоении ценностей жизни и культуры. Интеллектуальное иждивенчество в этой сфере порождает «знатоков» и восторженных почитателей кумиров, всплывающих в пене буржуазной массовой культуры. И очень важно, чтобы каждый человек глубоко осознал необходимость прилагать собственные усилия для воспитания себя в духе цивилизованности.В стремлении человека стать лучше сливаются воедино этическое и эстетическое. Как точно заметил К. Либкнехт, «требование эстетического совершенства неизменно влечет за собой и требование совершенства этического». Понятие «внутренняя духовная красота личности» в равной мере относится к миру этических и эстетических ценностей. Внутренний мир человека духовно богат постольку, поскольку он прекрасен, и прекрасен постольку, поскольку он богат. Образованность, богатство интеллекта, хорошие манеры и вкус утрачивают ценность, превращаются в свою противоположность, как только обнаруживают свою безнравственность. Нравственный порок безобразен, каким бы ни был его носитель, образованным или невежественным, внешне красивым или непривлекательным. Он все равно вызывает отвращение у нравственно здорового человека.Единство отношения человека к внешнему миру и его самоотношения глубоко проявляется в эстетическом плане. Стремление к прекрасному в мире, если только оно по-настоящему деятельно, пробуждает в нем и стремление к внутреннему совершенству, отвращает его от безобразного в помыслах, поступках, поведении. «Нравственное очищение» внутреннего мира логически есть в то же время неприятие и искоренение не только аморального как такового, но и эстетически некрасивого, отвратительного, пошлого, грязного.
Прекрасное обладает притягательной силой. Оно увеличивает побуждение к нравственной чистоте, усиливает стремление к нравственно-возвышенному и благородному, помогает человеку мобилизовать внутреннюю энергию для преодоления в себе порочных наклонностей.Следует выделить и еще одну важную сторону самоотношения - этическую. Во всех сферах своего отношения к действительности, обществу, коллективу, людям (близким и дальним») человек руководствуется нравственными принципами, нормами, идеалами, оценками. Это помогает ему выработать определенный модус отношения к миру, максимум для поступков в разных жизненных ситуациях, обрести прочные ориентиры в оценке своих действий и общественных явлений с точки зрения добра и зла, нравственного и безнравственного, добродетели и порока.Для полноценной нравственной жизни личности недостаточно одного только ориентирования морального сознания во вне. Необходим взгляд на себя, оценка и изменение себя самого в соответствии с определенными нравственными требованиями, в обществе - в соответствии с принципами и нормами демократической морали. Иными словами, необходимо этическое отношение к себе самому. Отношение к миру предполагает органическое единство мироотношения и самоотношения. В этическом плане это выражается в единстве требований, предъявляемых человеком к другим людям и к себе самому в соответствии с задачами строительства нового общества. И, пожалуй, в первую очередь к себе самому. Если проявление снисходительности, терпимости по отношению к другим людям в тех случаях, когда это не касается вопросов общественно важных, идейно и нравственно принципиальных, не наносит ущерба моральному росту человека, а, напротив, свидетельствует о его гуманности и благородстве, то попустительство своим слабостям рано или поздно приводит к утрате принципиальности и, в конечном счете, может обернуться деградацией духовного облика личности.Формирование отношения человека к обществу есть в то же время и формирование самоотношения. Поэтому подлинные отношения смогут утвердиться лишь тогда, когда, используем образное высказывание . Поэтому проблема самовоспитания, самосовершенствования личности - не узко педагогическая. Это мировоззренческая проблема, проблема социально-этическая, философская. Новое воззрение на мир включает в себя взгляды на человека, на его развитие и совершенствование.
Зависимость духовности индивида от реализации его задатков
Духовное развитие каждого индивида в известной мере связано с реализацией тех задатков, которые наследуются им генетически, проявляясь в особенностях организации его мозга. И общество и сам индивид вынуждены считаться с этим фактом. Без его учета нельзя правильно строить воспитание и самовоспитание. Однако возможности, предоставляемые природой человеку, чрезвычайно велики. И, конечно, требуется интенсивное воспитание и работа личности над собой, чтобы в должной мере их использовать. «Мозг,- пишет академик Н. П. Дубинин,- обладает безграничными возможностями для восприятия разносторонней социальной программы, обеспечивает универсальную готовность новорожденного подключиться к общественной форме движения материи. Реализовать должным образом этот колоссальной значимости потенциал - задача воспитания... Человеческое в человеке задается историей, социальной культурой. Все нормальные люди способны практически к неограниченному духовному развитию». Это означает, что человек потенциально способен к неограниченному самосовершенствованию. И. П. Павлов, отмечая, что человек есть система сама себя совершенствующая, писал: «Разве это не может поддерживать достоинство человека, наполнять его высшим удовлетворением? А жизненно остается все то же, что и при идее о свободе воли с ее личной, общественной и государственной ответственностью: во мне остается возможность, а отсюда и обязанность для меня, все знать». Самопознание, взятое в плане действенного самоотношения, должно вести индивида к осознанию необходимости самосовершенствования как момента индивидуального развития каждого человека. Формирование личности только в детском периоде протекает без самовоспитания или с крайне неразвитым самовоспитанием. На определенном этапе развития индивида, по мере осознания им требований общества, под определяющим воздействием объективных условий жизни и воспитания созревают предпосылки для подключения к формированию его личности и самовоспитания. Обусловлено это тем, что в результате всего предшествующего развития стали богаче действительные связи индивида с обществом, богаче стал его внутренний мир. Человек обрел способность выступать в качестве не только объекта, но и субъекта своего познания, изменения, улучшения. Он по-новому уже относится к самому себе, вносит «поправки», «корректировки» в свое формирование, в той или иной мере сознательно определяет перспективы своей жизни, деятельности, саморазвития. Так в силу социального развития и воспитания у человека возникает потребность в самовоспитании и формируются способности к нему.Процесс самовоспитания, самосовершенствования в индивидуальном развитии личности неизбежно, закономерно начинается в период подросткового возраста. Именно в этом возрасте у человека обостряется внимание к своему духовному миру, возникает стремление и активизируются поиски возможностей к самовыражению и самоутверждению, проявляется особый интерес к самопознанию, самоиспытанию. Собственно, начинается бурный процесс самовоспитания, который охватывает все стороны духовной жизни личности. Это накладывает печать на отношения подростка к другим людям и к себе самому. Учеба, чтение, труд, дружба, самообразование, отношение к родителям, учителям, сверстникам - все протекает под влиянием этого процесса. Начавшись в подростковом периоде развития личности, процесс самовоспитания, по-видимому, не у каждого
человека достигает уровня высокого развития, становится систематическим. У некоторых он остается на всю жизнь на стадии, по терминологии психологов, «ситуативного самовоспитания». Но, так или иначе, возникнув, самовоспитание в той или иной форме сопровождает личность в течение всей ее жизни. Факты, когда индивид ведет бездумную жизнь, пускает на произвол случая свое личное развитие, не противоречат этому, а говорят лишь о том, что в формировании личности возможны явления патологии, дремучего невежества и даже порочного самовоспитания.
4.Заключение
Потребности человека характеризуют его индивидуальное бытие, его эмпирическую сущность (существование). Не все индивидуальные потребности человека являются и потребностями общества, они многократно превосходят общественные потребности. У общества, к примеру, нет биологических потребностей, они есть только у индивидов, нет у общества сексуальных потребностей, это потребности индивидуальные.
Надо повсеместно и безбоязненно внедрять в жизнь социалистические духовные и нравственные ценности: коллективизм, бескорыстие, уважение к человеку труда, неприятие американского образа жизни, разумное использование свободного времени и др. Таким образом, богатство человека - это богатство его потребностей и умение управлять ими. В неменьшей степени характер потребностей, их совокупность и субординация зависят от типа личности. Каков человек, таковы и его потребности.
Человек - продукт общества, его перспективы определяются ведущей сферой общественного бытия. Когда Э. Фромм создавал обобщенную модель человека XX века как человека-потребителя, он отправлялся от характеристики ведущей отрасли общественной жизни первой половины XX века. Такой отраслью было индустриальное развитие, и общество этой эпохи было индустриальным обществом. Уже в XIX веке и в начале XX века наблюдалась тенденция превращения техники в ведущую отрасль общественной жизни, а технического прогресса в доминирующую отрасль развития общества. Человек не только освобождается от функций тяжелого физического труда, но и многих видов интеллектуальной деятельности. Как отмечал М. Маклюэн, человек передает функции умственного труда компьютером, а сам воспринимает мир при помощи органов чувств, превращаясь, таким образом, в "веселого робота". Веселый робот - очень глубокая и емкая черта человека эпохи технотронной цивилизации. Еще стоит подумать: радоваться нам этому открытию или грустить.