Файл: Реферат По философии Духовная сущность человека студентка группы 2 ис сарычева А. С.doc
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В психологии человек, организм, сообщество могут быть рассмотрены как открытые, нелинейные, динамические системы, находящиеся вдали от равновесия, но имеющие устойчивость за счет самоорганизации хаоса потенциальных состояний в определенные структуры. Открытые системы характеризуются тенденциями как отдачи ресурсов среде, так и получения их от нее. Система считается нелинейной, если в разное время при разных внешних воздействиях ее поведение определяется различными законами и имеет устойчивые и неустойчивые стационарные состояния. Причем одно и то же стационарное состояние такой системы при одних условиях может быть устойчивым, а при других – неустойчивым. Устойчивые состояния в большей степени присущи самой системе, а неустойчивые характеризуют моменты собственно изменений в ней. Таким образом, понятие «нелинейность» приобретает мировоззренческий смысл. Идея нелинейности включает в себя многовариантность, альтернативность выбора путей эволюции, и ее необратимость. Нелинейные системы испытывают влияние случайных малых воздействий, порождаемых неравновесностью, нестабильностью, выражающихся в накоплении флуктуаций, бифуркациях, ветвлениях лучей эволюции, фазовых и самопроизвольных переходах.
Согласно теории систем, состояние системы дает представление о системе в целом в конкретный момент времени. Смена состояний выражает изменение системы во времени и определяется как внешними воздействиями, так и самой системой. Составляющие систему элементы в синергетике называют осцилляторами. Это название пришло из физики, где под осцилляторами понимают физическую систему, совершающую колебания. Совокупность большого числа нелинейных осцилляторов образующих систему способна порождать особые аттракторы, выступающие для исследователя как «цели эволюции».В естествознании под динамической системой понимается любой объект или процесс, для которого возможно определить понятие состояния как некоторого мгновенного описания этой системы, известного в любой момент времени. Динамика общественного сознания – следствие нелинейного взаимодействия индивидуальных сознаний миллионов людей. Сознание каждого функционирует как нелинейный осциллятор. Процессы самоорганизации общественного сознания подчиняются общим закономерностям становления когерентности, связанности событий, возникновения тех или иных стереотипов, шаблонов: либо адаптация, либо нестандартный, творческий выбор, преобразующий действительность. В этой связи показателен процесс формирования коллективных предпочтений – устойчивое характерное свойство, условие существования общественной системы. Чем больше развита система (общество), тем больше степеней свободы развития она имеет.
Личность с ее идеалами и ценностями – своеобразный носитель изменчивости общества, и реализуются эти идеалы и ценности через степени свободы людей, их системы ценностей, с их идеями и моделями потребного будущего. Согласно теории информации, из самоуправляемого характера живой системы вытекает такой ее существенный признак, как наличие особой формы всеобщей взаимосвязи материальных объектов – информации, причем обмен информацией имеет место между компонентами самой системы, а также между системой в целом и окружающей ее внешней средой. Благодаря процессам обмена информацией живая система, будь то протоплазма или сложный организм, сохраняет свою целостность –уравновешенность, гармонию, как своих частей, так и системы в целом – со средой. Таким образом, в природе не существует ни одного сколь угодно малого или большого объекта и явления, которые не были бы вплетены в ткань мирового процесса, и потому все материальные формы обладают способностью получать, фиксировать и ретранслировать информационные сигналы, которыми пронизано все космическое пространство, то есть участвовать в обмене информацией. Под информацией понимаются сведения об окружающем мире, о внутреннем состоянии системы и внешних условиях, которые управляющая система использует для осуществления процессов управления.
Таким образом, в свете результатов современных исследований природы человека уже оказывается неприемлемым образ человека как исключительно биологической машины. Вступая в серьезный логический конфликт с традиционной моделью, новые данные науки недвусмысленно поддерживают воззрение, которое во все века отстаивали и отстаивают все мистические традиции: человек функционирует и как обширное поле сознания с нелинейной причинностью.
Согласно голографической природе образов и мыслей человека, любой объект – это не только объективная реальность, адекватно воспринимаемая нашими органами чувств, но и, с точки зрения голографии, волновая структура. Образ того или иного предмета, генерируемого мозгом человека и его ДНК, в своей физической сущности является стоячей волной, голограммой, и согласно признаку нелокальности (принцип квантовой механики), мысли и образы существуют в латентном состоянии в любой точке пространства. Таким образом, геном человека содержит полную информацию о человеке как микрокосме и об Универсуме.
Один из основателей квантовой генетики П.П. Гаряев своей работой показал, прежде всего, возможность голографической и иной памяти хромосомного континуума, как биокомпьютора, связанного с волей Творца. Согласно его гипотезе, генетический аппарат человека обладает голографической памятью колоссального объема. Запись событий в ней производится наложением электромагнитных волн, которые образуют волновые пакеты, своеобразные матрицы в книге жизни. Созданная на матрицах ДНК, такая голограмма существует и после смерти физического тела за счет энергии окружающей среды, подобно шаровой молнии, что равносильно понятию бессмертия Души. В процессе эволюции сложных структур прошлое не исчезает, оно продолжает существовать в ином, более медленном, или менее интенсивном, «тонком», мире. Таким образом, бессознательное человека является хранилищем всего того, что человек когда-либо видел, слышал, делал и знал – это и есть опыт его Души.«Идеальная компонента» – супергеноконтинуум – представляет собой трансперсональное, надличностное, тождественное Душе человека, что полностью совпадает с православным знанием, согласно которому Душа нераздельно разделяется на сущность и энергию.
Рассмотрение свойств Души выводит понимание жизни на границы физических построений. В этой связи, информация и поле, ответственные за нелокальные взаимодействия, являются существенными для понимания физической сущности Души. Душа и геном человека – это одна и та же информационная матрица на разных уровнях. Сознание «рождает» речь так же, как ДНК «рождает» белок, а Душа «рождает» смыслы бытия.
Таким образом, в современном естествознании понятие психического, представленное волнами, торсионными полями, принципиально многомерно и снимает ограничение трехмерного мира. Эти идеи придают смысл понятиям Души и Духа, восприятию бесконечности. И становится наиболее употребляемой метафорой, т.к. любая часть голограммы содержит в себе целое так же, как и любая часть Вселенной заключена в Душе.
Следовательно, Душа, согласно естественнонаучной парадигме, на границе физических построений представлена информацией и полем, трансперсональными сущностью и энергией. Составляющие Души представлены различными образно-волновыми компонентами, в которых отражаются различные стороны личности.
Трансперсональные компоненты Души являются голографическими элементами нематериального мира, где материя не существует, где трансперсональные переживания, преодолевающие пространственные барьеры, вполне согласуются с теорией информации и теорией систем, где главную роль играет паттерн.
Конечно же, такое представление переворачивает базовый материалистический принцип нейронауки, в частности, психофизиологии. Согласно представлениям психологии, психика существует для того, чтобы объединять и интегрировать информацию о мире, соотносить ее с потребностями человека и регулировать его поведение в процессе развития. Психическая реальность представлена экзопсихикой (внешняя реальность), эндопсихикой (состояние организма), интрапсихикой (собственно психические процессы – мысли, волевые усилия, фантазии). Это и есть когнитивная система человека, его «внутренне-внешняя сеть», где некоторые из элементов представлены или хранятся внутри психики, а некоторые во внешней среде. Психика каждого человека, как проявление его духовной сущности, уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития, так и с единственной в своем роде композицией социальных и моральных связей. Психика представляет собой сложную систему, состоящую из отдельных подсистем; ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. Системность, целостность, нерасчлененность психики являются ее основными признаками, что в полной мере отражает целостные поведенческие акты. Важнейшая функция психики – регуляция поведения и деятельности. Первопричиной любого действия является потребность, мотивация. Ориентированность функциональной системы на полезный результат формирует избирательность поиска и извлечение информации из памяти, а мотивационные процессы обеспечивают направленность поведения и уровень его активности. Процессы планирования и целеполагания обеспечивают выдвижение цели на основе мотивации и потребностей.
Таким образом, достижения психофизиологии – идеи о моделирующем характере управления высшим организмом, требуют уточнения исходя из представления о биосистеме как об открытой, динамической, неравновесной, эволюционной системе, в том числе об «органах» управления организмом. Понятие об органе, как только морфологическом, постоянном образовании, дополняется представлениями о функциональных органах, формирующихся в нервной системе специально для решения той или иной проблемы. «Обычно, – писал, например, А.А.Ухтомский, – с понятием «орган» наша мысль связывает нечто морфологически отлитое, постоянное, с какими-то постоянными статическими признаками. Мне кажется, что это совершенно необязательно. Органом может служить, по моему убеждению и с моей точки зрения, всякое сочетание сил, могущее привести, при прочих равных условиях и всякий раз, к одинаковым результатам».
Процессы управления в организмах, проявляющиеся, в частности, в модели проблемных ситуаций, выступают как процессы формирования функциональных органов нервной системы, не имеющих постоянной анатомической структуры, а создающихся под влиянием конкретных внешних и внутренних возмущающих воздействий для решения конкретных проблемных ситуаций.Функциональный орган – информационная модель – позволяет решать системе проблемные ситуации, прогнозировать течение событий, делать выбор, корректировать поведение. Коррекция осуществляется посредством «заглядывания» в будущее – движение с упреждением, экстраполяцией. Таким образом, есть основание полагать, что информационная модель имеет не чисто физиологическую природу, а содержит в себе элементы психической (волновой) деятельности. Дело в том, что модель не может сформироваться без активного отражения тех воздействий, которые ее вызывают, без образов, связанных с данной ситуацией. Причем образ зачастую выступает не только как образ-отражение, но и как образ-сигнал, предваряющий непосредственную встречу организма с объектом. Одного отражения проблемной ситуации еще далеко не достаточно для ее решения, а потому нервная система вынуждена прибегать к помощи прошлого, как родового, так и индивидуального опыта, бессознательно мобилизуя запас информации, накопленный ею в процессе филогенетического и онтогенетического развития, что является своеобразным аппаратом предвидения.Таким образом, голографические мыслеобразы объединяют содержание бессознательного и сознательного опыта человека и представляют собой «внутренние образы» Души.
«Душа... высказывает признаки жизни и реагирует на воздействия всех областей человеческого опыта. Ее сущность проявляется не только в личном, или инстинктивном, или социальном, но и в феноменах мира вообще; другими словами, если мы хотим понять «Душу», то мы должны приобщить мир» (К.Юнг). Таким образом, индивидуальная психика – Душа человека, не только комбинирует человеческие, животные или природные символические формы, но также способна получать голографически записанную
информацию обо всем феноменальном мире – о его настоящем, прошлом и будущем – посредством мыслеобразов. Душа – орган Духа, орган управления, из которого исходят процессы самоорганизации, приводящие к формированию устойчивых структур, поддерживающих свою целостность в течение всей жизни.