Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
Педагогический институт
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Язык эффективной коммуникации»
на тему: «Основы публичного выступления»
Выполнил студент:
Тамбов 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Организация публичного выступления…………………………4
1.1 Этапы подготовки речи………………………………….……….4
1.2 Структура выступления………………………………….………7
1.2 Внешний вид выступающего……………………………………8
Глава 2. Проведение публичного выступления…………………………10
2.1 Невербальные сигналы во время выступления……….…….…..10
2.2 Манера выступления……………………………………………..11
2.3 10 ошибок начинающего оратора…………………….…………13
Заключение…………………………………………………….………….16
Список литературы…………………………………………………….…17
ВВЕДЕНИЕ
Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, -- создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.
Общение с людьми - это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому.
Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательным условием любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне, и уметь обращаться со словом. Чтобы этого достичь, необходимо изучать особенности публичных выступлений, правила верного обращения со словом и техникой его использования. А знания приемов влияния на партнера во время делового общения помогут налаживанию делового сотрудничества.
Рассмотрение тонкостей публичного выступления, его организация и проведение - цель данной работы.
Задачи:
Рассмотреть этапы подготовки и структуру публичного выступления;
Изучить внешний вид выступающего;
Исследовать невербальные сигналы во время выступления;
Изучить ошибки, которые допускают выступающие.
Глава 1. Организация публичного выступления
1.1 Этапы подготовки речи
Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную – взаимодействие с аудиторией.
Докоммуникативная фаза
В докоммуникативной фазе различают два начальных этапа:
- определение темы и цели выступления;
- оценка аудитории и обстановки.
Работа на этих этапах носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п.
Состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.
Тему выступления следует тщательно выбирать.
Затем, нужно попробовать сузить темы выступления, чтобы она представляла наибольший интерес.
Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время.[1]
Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют».
Стержневая идея – это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в не произносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то- то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.
Возможные интонационные окраски выступлений следующие:
- мажорная;
- беспечная или юмористическая;
- шутливая;
- сердитая или упрекающая;
- мрачная;
- торжественная;
- предостерегающая;
- просительная.
Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
- фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
- суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
- мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
После подготовки плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:
- Вызывает ли мое выступление интерес?
- Достаточно ли я знаю по данному вопросу и имеется ли у меня достаточно данных?
- Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
- Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
Оценка аудитории и обстановки
Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:
- возраст;
- уровень образования;
- профессия;
- цель прихода людей на выступление;
- уровень заинтересованности в теме;
- уровень осведомленности в данном вопросе;
Желательно заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию.
Место выступления – очень важный фактор успешного выступления. Для того, чтобы чуствовать себя уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться.[2]
Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.
Оценка темы, цели и аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы – «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:
- подбор материалов;
- композиционно-логическое оформление речи;
- использование фактологического материала;
- работу над языком и стилем выступления.
Фактологический материал
Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.
Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться репетицией выступления.
Коммуникативная фаза
Коммуникативная фаза – это произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д.
Оратору, стремящемуся к достижению успеха, конструктивного результата, необходимо тщательно подготовить выступление.
1.2 Структура выступления.
Выступление должно состоять из трех частей:
1. Вступление.
2. Основная часть.
3. Заключение.
Примерное распределение времени:
- вступление – 10-15%;
- основная часть – 60-65%;
- заключение – 20-30%.
Вступление.
Вступление – важная часть, так как более всего запоминается слушателям, поэтому должно быть тщательно продуманным. Оно включает: объяснение цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи.
Основная часть.
Основная часть – всестороннее обоснование главного тезиса. Некоторые варианты системного построения аргументации:
- проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);
- хронологическое изложение;
- изложение от причин к следствиям (от частного к общему);
- индуктивное изложение (от общего к частному).
План развития основной части должен быть ясным. Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно.
Заключение
Заключение – формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления.
В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению.[3]
1.2 Внешний вид выступающего.
Первое впечатление об ораторе складывается до того, как он начинает говорить по его внешнему виду. Причем внешний вид включает в себя и одежду, и манеру поведения, и походку, и выражение лица, и жестикуляции, и т.д. Слушатели хотят знать, что он представляет сам по себе, т.е. они хотят сразу составить мнение об ораторе — положительное или отрицательное — и, сами того не осознавая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора и воспримут ли они то, что он им скажет. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук.
Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. В самом деле, если он развернется, то заставит забыть о своей внешности. Поэтому каждый оратор не должен подстраиваться под строгие шаблоны, он должен обладать индивидуальностью, чтобы создать дружескую атмосферу и, таким образом, заинтересовать слушателей, привлечь их внимание. Оратор — живой человек, а не говорящий автомат.
Не суетитесь. Спокойно направляйтесь к избранному месту. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Всё это позволит вам создать образ уверенного и знающего своё дело человека, что непременно привлечёт слушателей. [4]
Мимика также важна для оратора. Если слушатели действительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора. Лицо его должно быть серьезно. Но следите за собой. Может случиться, что благодаря умственному напряжению вы начнете хмуриться или, мысленно витая где-то в пространстве, примете отчужденный вид. А может быть, что еще хуже, лицо у вас во время речи совершенно ничего не выражает. Если на нем «застывшее» выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями — печалью, радостью и т.д., наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.
Правила пользования жестами:
При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами:
а) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем.
б) Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи.
в) Управляйте жестами. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.
г) Вносите разнообразие в жестикуляцию.
д) Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию.
Глава 2. Проведение публичного выступления.
2.1 Невербальные сигналы во время выступления.
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения, а, следовательно, и публичного выступления. Если при помощи внешнего вида вы создаёте образ и привлекаете внимание аудитории, то при помощи невербального общения
Чтобы стать успешным оратором, необходимо знать и уметь анализировать невербальные сигналы аудитории, по которым можно судить о впечатлении, произведенной речью на слушателей и эффективности выступления.
Проксемические особенности невербального общения.
Пространство и время также выступают в качестве особой знаковой системы и несут смысловую нагрузку. Их необходимо учитывать для создания психологически комфортной обстановки выступления.
Так, например, размещение слушателей и выступающего лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения (как для двух партнеров, так и для большой аудитории). Недавно было обнаружено, что и у человека, как и у животных, есть свои охранные зоны и территории.