Файл: Основы публичного выступления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Размеры личной пространственной территории человека можно разделить на 4 зоны:

интимная зона – от 15 до 45 см;

личная зона – от 46 до 120 см;

социальная зона – от 120 до 360 см;

общественная, или публичная зона – более 360 см – это расстояние, которое должно соблюдаться, когда мы адресуемся к большой группе людей.

Для того, чтобы психологическая обстановка была комфортной в аудитории должна создаваться обзорность, а также «равноправие» между слушателями и оратором и чувство защищенности для выступающего.

Визуальный контакт.

Для того чтобы удержать интерес зрителей к вашему выступлению необходимо создавать зрительный контакт с аудиторией, но это вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать такое впечатление, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Это поможет вам избежать смущения, которое «испытывают многие от упорного взгляда, натравляемого на них во время беседы или публичного выступления.

Ваш взгляд должен встречаться с глазами слушателей около 60 – 70% от всего времени общения. [9]

Часто встречается так называемый взгляд искоса. Он используется для передачи интереса или враждебности. Если такой взгляд сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, то он означает заинтересованность. Если он сопровождается опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, то он означает подозрительное, враждебное или критическое отношение.

Если слушатели часто опускают веки, то это подсознательный жест, который является попыткой человека «убрать» вас из своего поля зрения, потому что вы ему надоели или стали неинтересны, или он чувствует свое превосходство над вами. При нормальной частоте моргания 6 – 8 раз в минуту веки этого человека закрываются на секунду или больше, как будто человек моментально стирает вас из своей памяти.

 

2.2 Манера выступления.

Для того чтобы раскрыть свою манеру выступления, необходимо придерживаться нижеприведённых правил:

Первое. Пробейте скорлупу своей застенчивости.

Очень важно освободиться от закрепощённости людей. Людей всегда привлекают люди, которые могут сохранить детскую непосредственность.

Второе. Не пытайтесь подражать другим – будьте собой.

Кроме слов, в речи есть ещё нечто очень важное – это оттенки, с которыми она произносится. Неважно, что вы говорите, а важно, как вы это делаете. Сотни миллионов людей имеют два глаза, нос и рот, но ни один из них не похож в точности на вас, ни у кого нет таких черт и такой ментальности. Немногие будут говорить так, как вы, и выражать свои мысли таким же образом, если вы будете говорить естественно. Другими словами, вы обладаете индивидуальностью.


Третье. Беседуйте со своей аудиторией.

Современная аудитория – будь то пятнадцать человек на деловом семинаре или многотысячный митинг – хочет, чтобы выступающий говорил так же просто, как в беседе один на один, и в такой же манере, словно он говорит с одним из них. В такой же манере, но с большей силой и энергией. Выберите кого-то в аудитории, сидящего сзади, человека самого обыкновенного вида, какого только сможете найти и обращайтесь к нему. Забудьте о присутствии всех остальных. Беседуйте с этим человеком. Представьте, что он задал вам вопрос, и вы на него отвечаете.

Можно пойти дальше, и в самом деле начать задавать вопросы и отвечать на них. Например, можно сказать в середине выступления: «Вы спрашиваете меня, чем я могу доказать подобное утверждение? У меня есть убедительное доказательство. Вот оно…» Затем отвечайте на такой воображаемый вопрос. Такой приём можно выполнить очень естественно. Он прерывает монотонное течение речи, придаёт ей разговорный характер, делая её проще и приятнее.

Четвёртое. Вложите в выступление своё сердце.

Вам также поможет искренность, эмоциональность и энтузиазм. Когда человек находится под влиянием своих чувств, его истинная душа выходит наружу. Он ведёт себя естественно.

Пятое. Упражняйтесь, заставляя свой голос звучать сильно и гибко.

[10]

 

2.3 10 ошибок начинающего оратора.

Ошибка 1: Несоответствие

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям.

Ошибка 2: Оправдания

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...». Публика эгоистична. В ее центре внимания стоит, прежде всего, она сама. Поэтому важно не то, как вы говорите и что при этом чувствуете. Важно, какую информацию аудитория при этом получает.

Ошибка 3. Извинения

Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!». Но лучше всего - умение превратить недостаток в достоинство: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким образом, сплотившись еще больше, мы продемонстрируем, что мы все - одна команда, работающая в тесном взаимодействии». [10]



Ошибка 4: Глаза и брови.

Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Брови - главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови - признак неуверенности и некомпетентности.

Ошибка 5: Подбор слов

Отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора.

Используйте только те слова, которые подкрепляют желаемую цель. Пусть до ушей слушателей долетает лишь то, что должно туда попасть. Если вы хотите создать позитивный настрой, тогда вместо «это не плохо», скажите «это хорошо». Создавайте позитивное настроение позитивными словами - ведь от настроения публики зависит очень многое!

Ошибка 6: Отсутствие юмора

Лучше информативной речи - только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать.

Ошибка 7: Всезнайство

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов - ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Открыто признаваясь в своем знании или незнании, вы завоевываете еще большую симпатию аудитории.. Вы должны быть благодарны аудитории за активное участие, ведь это, как минимум, признак интереса к вашему выступлению.
Ошибка 8: Суетливость

Найдите подходящее место и займите позицию. Главное, чтобы со своего места вы могли установить зрительный контакт со всей аудиторией. Не стоит «окапываться» на одном месте. Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой и выходящий лишь в конце публичного выступления - тоже не лучший вариант. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство.

Ошибка 9: Монотонность

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью - он постоянно варьирует громкость и силу своего голоса, придавая ему живости.


Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения? Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от ее содержания?

Ошибка 10: Отсутствие пауз

Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами. Асы ораторского мастерства используют паузы целенаправленно, чтобы получить обратную связь от аудитории. Паузу можно использовать для установления визуального контакта, чтобы проконтролировать, правильно ли вас поняли; для усиления напряжения и драматизма; для возбуждения любопытства («...а что он скажет дальше?») и для многого другого. Поэтому не бойтесь делать паузы. Обычно публика воспринимает их длительность гораздо короче, чем это кажется самому докладчику.

 

Заключение

Таким образом, чтобы выполнить свою задачу и донести до слушателя слово, выступающий должен обладать значительным диапазоном разнообразных знаний, умений и навыков, среди которых важнейшими являются:

- знания основных социальных и психолого-педагогических особенностей процесса публичной речи;

- умение подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и психологии, а также с особенностями устной речи и специфики аудитории;

- умение установить контакт с людьми, выступить перед ними, соблюдая правила поведения на трибуне и используя обратную связь с аудиторией;

- безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи;

- умение отвечать на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию.

Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями – значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.                  Апресян, Г.З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. - М.: Издательство Московского университета, 1969.

2.                  Введенская, Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская. - Ростов н / Д: изд-во "Феникс", 2002.


3.                  Виханский, О.С. Наумов А.И. Менеджмент. М.: ЭКОНОМИСТЪ,2006г.

4.                  Карнеги, Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги. - М.: "Проспект", 1989.

5.                  Лобанов, А.А. Основы профессионально - педагогического общения: Учебное пособие для студентов выш.пед. учебных заведений - М.: Изд. Центр «Академия», 2002 г.

6.                  Морозов, А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних спец. Заведений.СПб.: Изд. - во Сонез, 2002 г.

7.                  Рогов, Е.И. Психология общения. М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС,2004 г.

8.                  Сопер, П. Основы искусства речи / П. Сопер. - М.: Б.И., 1992.

9.                  Шейнов, В.П. Риторика / В.П. Шейнов. - Мн.: Амалфея, 2000.

10.             Ярин, О.Э. Уроки психологии. М.: ДАНА, 2004 г.