ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2021

Просмотров: 689

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Компьютер и Интернет предоставляют широкий спектр возможностей для творческой самореализации человека в процессе создания и редактирования изображений, моделирования трехмерных объектов и ландшафтов, создания аудио - и видеоконтента, компьютерной анимации, разработки авторских мультимедийных навигационных, справочных и обучающих систем, web-дизайна и многого другого.

Возможность демонстрации результатов творчества и получения как прямой, так и косвенной оценочной реакции (отзывов о продукте, просьб поделиться опытом его создания, дать консультацию), обеспечивают необходимые условия для самопрезентации и самоутверждения человека.

Анонимная демонстрация продукта творчества позволяет смягчить последствия его негативной оценки, а различные способы манипулирования идентичностью (как, например, приписывание продукта сомнительного качества вымышленному автору) позволяют стать практически неуязвимым для критики и осуждения со стороны пользователей Сети.

Все это привлекательно особенно для подростков, существенно ограниченных в доступных, безопасных для личности, разрешенных обществом взрослых и свободных от контроля с его стороны способах самовыражения, самореализации и самоутверждения.

Следует отметить, однако, что в условиях отсутствия внешнего контроля творческая деятельность может приобретать асоциальный характер. Примером может служить гипертрофированное (далеко выходящее за пределы профессиональной необходимости) увлечение поиском и применением знаний об организации работы Интернета как конгломерата взаимосвязанных компьютерных сетей; закономерностях хранения, сортировки, индексирования, пересылки информационных массивов и их защиты от несанкционированного доступа и использования; о реализации поисковых механизмов и процедур; функционировании обеспечивающих такую работу информационных протоколов, телекоммуникационных устройств и программ и т.п. Оно характеризует личностную трансформацию, известную как хакерство. Наиболее характерными действиями хакеров принято считать разработку и распространение компьютерных вирусов, взлом и выведение из строя электронных систем защиты информационных массивов или совершение краж (информации, денежных средств и т.п.) с помощью компьютерных сетей.

Говоря о влиянии Интернета на социализацию людей, можно отметить, что оно распространяется не только на непосредственных и регулярных пользователей Сети, но косвенным образом и на людей из их ближайшего окружения, которые сами не пользуются услугами Интернета.

В заключение можно сказать, что Интернет играет существенную роль в социализации пользователей. Однако она может быть двойственной - и позитивной, и негативной. Позитивный характер роли Интернета в социализации человека связан с колоссальными и нарастающими ресурсами Сети, способными обеспечить большую степень свободы пользователя и обладающих огромным потенциалом его развития, духовно-ценностной ориентации и самореализации. Рассмотрение Интернета как мегафактора социализации в современном мире вполне правомерно и продуктивно. В целом Интернет может рассматриваться как феномен культуры, обладающий семиотическими и психологическими особенностями. Ресурсы Интернета представляют собой новые культурные средства, опосредствующие жизнедеятельность современного человека и способные оказать влияние на формирование не только высших психических функций, но и личности.






















Выводы по 1 главе:

На основании теоретически изученного нами материала, можно подвести следующие итоги по влиянию Интернет - технологий на досуговые предпочтения молодежи:

1. Среда Интернет – это совокупность технических, функциональных, информационных, социальных, экономических, юридических компонентов, обеспечивающих существование, формирование и деятельность индивидуальных и групповых пользователей, составляющих аудиторию Интернет.

2. Интернет-пространство дает возможность быстрее и проще получать информацию разного рода, обеспечивает возможность получения информации иногда без знания письма и языка общения. Работа с компьютерными источниками информации стала во многом более удобной и быстрой, чем общение с живым собеседником. Для поиска и использования информации становится не важным местоположение пользователя, который включен в единую сеть информационных средств связи.

3. Интернет сегодня играет огромную роль в современной жизни общества, дает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития молодежи.

4. За последние годы наблюдаются некоторые весьма позитивные изменения, в частности явное смещение досуговых интересов молодежи в сторону все большего стремления к получению информации.

5. Коммуникация, осуществляемая посредством Интернета, разнообразна: чаты, форумы, видеоконференции, электронная почта (e-mail), блоги, социальные сети.

6.Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания. Существуют информационные воздействия, прямо угрожающее психическому или физическому здоровью человека. Довольно часто они формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний.

7. Плюсы Интернета состоят в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить их успеваемость в школе, институте, университете и др.

8. Интернет играет существенную роль в социализации пользователей.
Рассмотрение Интернета как мегафактора социализации в современном мире вполне правомерно и продуктивно.

В целом Интернет может рассматриваться как феномен культуры, обладающий психологическими особенностями. Ресурсы Интернета представляют собой новые культурные средства, способные оказать влияние на формирование не только высших психических функций человека, но и на формирование личности.





















Глава II. Современная практика использования Интернет - технологий в досуговом пространстве молодежи.

2.1. Практика организации и использования Интернет - технологий как основного направления досугового вида деятельности в молодежной среде

Говоря о том, что Интернет соединяет в себе как положительные, так и отрицательные факторы и оказывает неоднозначное, противоречивое влияние, мы в то же время признаем его огромный педагогический потенциал, который, на наш взгляд, нельзя игнорировать. Поэтому весьма важным представляется использование позитивных возможностей Интернет- технологий. Для этого в первую очередь необходимо выделить освоение досугового пространства Интернет.


В настоящее время Интернет становится неотъемлемой частью молодежного досуга. Между тем, известно, что досуг, его содержание и наполнение оказывает огромное влияние на формирование и развитие личности молодого человека, на становление его базовой культуры. Поэтому педагогическое освоение Интернета должно включать в себя организацию досуга, создание Интернет - сайтов, удовлетворяющих досуговые потребности молодых людей, и в то же время способствующих их личностному развитию и успешной социализации.

Поскольку в становлении человека и формировании его личности важнейшую роль играют люди, с которыми он взаимодействует на протяжении жизни, то следует обратить особое внимание на коммуникативную функцию Интернет - технологий. Благодаря Интернету коммуникативное пространство молодых людей, во-первых, расширяется за счет виртуальных контактов, во-вторых, углубляется за счет новых сфер совместной деятельности, реализуемых в виртуальном пространстве.

Интернет обладает свойством интерактивности, позволяющим пользователям обмениваться разного рода информацией. Этим свойством обусловлено возникновение различных форм Интернет - общения, таких как чаты, форумы, службы мгновенных сообщений и т.п. В последнее время появились масштабные Интернет - проекты - «Вконтакте», «Одноклассники» и т.п., которые представляют собой мощные коммуникативные среды, объединяющие молодых людей всей страны и, частично, за ее пределами. Подобные проекты дают возможность организации групп по интересам с собственными сайтами, форумами, установления взаимосвязей различного статуса, выкладывания файлов мультимедиа, творческого оформления собственной страницы и т.п.

Это предоставляет широкие возможности для реализации специальных социально и педагогически ориентированных Интернет - проектов. Оформление виртуального пространства с целью создания определенной атмосферы, формирование сообществ с заданными характеристиками, модераторская функция и другие способы воздействия позволяют организовать коммуникативный процесс и управлять его развитием в соответствии с замыслом разработчиков.

Еще одна область, широко представленная в Интернете - область мультимедиа. Интернет все в большей степени берет на себя функции традиционных медийных институтов, сегодня там можно найти музыку, видео и т.п. практически любой тематики. Все больше людей, прежде всего молодежи, осуществляют свои мультимедийные потребности посредством Интернет - технологий. Несомненно, фильмы, которые смотрят молодые люди, музыка, которую они слушают, оказывают определенное воздействие на формирование их личности. Поэтому управление мультимедийными потоками, имеющими место в виртуальном пространстве, также является важным направлением.


В настоящее время в Интернете формируется особая медийная культура. Практикуется выкладывание мультимедийных материалов, обмен ими, обсуждения и т.п. В данной области имеют место специфические формы, присущие именно Интернет - пространству, например - авторские видеоролики, которые при современном развитии компьютерной техники может самостоятельно создать практически каждый пользователь. В числе прочих достаточно широкое распространение получают видеоролики мировоззренческой, этической и другой направленности, такие как «Интервью с Богом» и т.п.

Значительный потенциал предоставляет информационная составляющая глобального пространства. Молодые люди для получения информации по самым разнообразным интересующим их вопросам все чаще обращаются к ресурсам Интернет. Гипертекстуальное пространство предоставляет огромные возможности доступа к информации, которые коренным образом изменяют концепцию информационных взаимодействий и, в конечном счете, обусловливают принципиально новые взаимоотношения человека с окружающим миром. [35]

Отдельно хотелось бы сказать об Интернет - играх. Игровая деятельность обладает значительным педагогическим потенциалом. Использование игр позволяет осуществлять широкий спектр педагогических функций, что обусловливает их применение в различных видах работы с детьми и молодежью. Компьютерные игры (с учетом некоторой специфики) не являются исключением. «Игровая компьюторика - новый пласт игровой культуры современных детей. И с ним необходимо считаться. Это важная перспектива развития целенаправленного досуга детей, учащихся и молодежи» [36]. Поскольку в настоящее время Интернет - игры приобретают все большее распространение в молодежной среде, представляется целесообразным освоение этих игровых форм, тем более что они обладают рядом возможностей, недоступных «традиционным» играм.

Интернет как вид досуговой деятельности организуется не только дома, но и в различных компьютерных клубах, Интернет - кафе. Вместе с тем функционирование подобных предприятий в сфере досуга молодежи связано с рядом проблем. Многими исследователями высказываются опасения по поводу губительного влияния чрезмерного увлечения компьютерными играми сомнительного содержания на психику молодого человека. Зачастую сотрудников игровых клубов, кроме прибыли, ничего не касается, поскольку не ведется контроль над продолжительностью и временем пребывания в клубе, над самими занятиями молодежи, отсутствуют необходимые санитарные условия и пр.

Интернет, таким образом, оказывая влияние на формирование социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга, в определенной мере формирует личность человека. Это значит, что необходимо развивать позитивный потенциал виртуального пространства и противодействовать возможным негативным последствиям пребывания в нем. Говоря о характере потребностей, реализуемых через Интернет, А.И. Ковалева отмечает: «Сеть, в отличие от масс - медиа, никоим образом не связана рамками приличия и хорошего вкуса, поэтому в Интернете картина пристрастий, вкусов и потребностей пользователей получает адекватное отражение». [37] Аналогичную точку зрения высказывает и Х.М. Энценсбергер: «Интернет не является ни проклятием, ни благословением; он просто отражает состояние сознания своих пользователей». [38]


Интернет - техническое достижение качественно нового уровня, средство, раскрывающее самые широкие возможности человека в отношении культурно-научных изменений. Другой вопрос - для достижения каких целей это средство используется, чем наполняется его содержание.

Если попытаться рассмотреть Интернет как форму, замещающую другие формы досуга, например того же чтения, то, скорее всего, мы зайдем в тупик, поскольку не сможем найти достаточных оснований для того, чтобы это доказать. Вместе с тем, нельзя не согласиться с мнением, что компьютер по своему воздействию на человека ближе к книге, чем к телевизору. Кроме того, возможно расширение или замещение Интернетом живого общения, других видов досуговой деятельности, например таких, как посещение концертов, кино, театров.

Интересны результаты социологического исследования во Франции, изучившего 24 тысячи французских семей, использующих персональные компьютеры в домашних условиях. Результаты показали, что в семьях, имеющих доступ к системе Интернет, уровень вовлеченности людей в культурно-досуговую практику превышает средний (по показателям посещений культурно-досуговых мероприятий, занятиями различными видами творческой деятельности).[39]

Рассмотренные выше формы применения компьютера в сфере досуга молодежи, хотя и не исчерпывают всего их многообразия, однако в определенной степени иллюстрируют те инновации, обусловленные техническими достижениями, которые характеризуют современные увлечения молодежи в сфере досуга.

Новые возможности создает компьютеризация и в сфере производства культуры, формирующая новые увлечения, находящие свое место в досуге молодежи: компьютерная мультипликация (в качестве примера может послужить Масяня - героиня компьютерной мультипликации школьницы из Санкт-Петербурга), компьютерная живопись (в частности – «фракталы» - составление узоров, получаемых по определенным правилам с использованием компьютерных программ), компьютерная графика (в июле этого года в г. Омске был открыт первый в России детский Центр компьютерной графики), web-дизайн (подобные молодежные увлечения начинают включать в различные соревнования, примером чему могут быть Национальные Дельфийские игры, в которых традиционно принимают участие танцоры, музыканты и художники). [40]

Особый интерес представляет компьютерная живопись. В настоящее время реальностью становятся даже выставки таких картин, первая из которых несколько лет назад состоялась в Лондоне, а сейчас аналогичные выставки с успехом проходят уже по всему миру, в том числе и в России. Увлекающаяся подобным изобразительным искусством молодежь вполне допускает, что через 10-15 лет появится школа компьютерной живописи, и ее ученики будут развивать складывающиеся в настоящее время традиции компьютерной живописи, привносить свое.