ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2021

Просмотров: 691

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реальностью российского общества в первой половине 90-х гг. ХХ в. стало включение России в глобальное информационное пространство, которое включает все виды информации, функционирующие в этом пространстве, созданном при помощи новых технологий (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации), ставшие важнейшим агентом социализации молодежи. Они распространяют и популяризируют определенные образцы, стили и нормы поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которой необходимо стремиться. Следует заметить, что влияние глобального пространство на молодежь как положительное, так и отрицательное.

С одной стороны, коммерциализация и доступность сетевых сообществ, приводит к преобладанию низкопробных западных и российских фильмов, роликов, реклам, насыщенных насилием, агрессией, жестокостью, а с другой стороны, появление новых типов информационных обществ помогает молодежи, как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания.

Информационное поле нового типа пронизывает все сферы социальной жизни, затрагивая социализационные процессы в различных институтах социализации.

Существует мнение, о том, что не следует преувеличивать роль глобального пространства в формировании образа жизни молодежи, списывая все существующие в молодежной среде проблемы на счет «тлетворного влияния запада» и коммерционализации средств массовой информации. Не только Интернет сегодня ведет к тому, что значительная часть населения ведет нездоровый образ жизни. В тоже время роль глобального пространства в формировании образа жизни нельзя недооценивать.

К проблемам, связанные с негативным влиянием на молодежь, можно отнести и новые психические заболевания, которые возникли с появлением Сети - все больше подростков уходят от проблем реальной жизни в виртуальную. Психологи и педагоги с тревогой отмечают у нового поколения трудности вести живое общение, а также появилась мода на шокирующие видеоролики: подростки ищут сомнительной славы, снимая на сотовый телефон изнасилования, жестокие избиения, издевательства над своими сверстниками. Как противостоять этому, решения проблемы пока нет. Многие исследователи отмечают, что глобальное пространство вызывает привыкание или даже зависимость, и это привыкание может возникнуть довольно быстро, даже через полгода. Молодежь наталкивается на такие риски, как попадание в виртуальный мир, уменьшение социальных контактов, социальную дезадаптацию, что может привести к депрессиям и самоубийству.

Молодежь ежедневно сталкивается с огромным потоком массовой пропаганды, впитывая далеко не гуманную информацию. По большей части эта негативная информация зомбирует личность человека, вырабатывает конкретные отрицательные установки и не развивает у нее позитивного мышления, что впоследствии влияет на комплекс действий и поступков отдельных индивидов.


Молодежь российского общества, склонная доверять информации, не сразу оказалась готовой отобрать из нее нужное для себя. Но с другой стороны глобальное пространство - неотъемлемый элемент культуры ХХ века, часть и компонент духовной жизни социума и личности. Оно в своей развитой форме увеличивает возможности соучастия людей в разных событиях, делает достижения науки и культуры доступным для масс, расширяет пределы жизненного мира каждого индивида до всепланетарных масштабов.

Помимо отрицательного влияния глобального пространства на молодежное поведение, можно выделить и положительные моменты: СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом, удаляя «информационный голод»; средства массовой информации повышают общую, в том числе и политическую культуру населения; служат для взаимного информирования властей и населения; снимают социальную напряженность.

Влияние глобального пространства на поведение молодежи и воздействие - существует, и оно достаточно существенное. Молодежь - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию.

Новые приоритеты в системе ценностей, интересов и социальных норм у молодежи найдут в дальнейшем отражение в их сознании, а затем и в поведении, активности и, в конечном счете, в социальном самочувствии. Активная жизненная позиция молодежи чаще всего выражается в росте трудовой, общественно - политической, познавательной и других видах активности, в социальной мобильности, в формировании не анархично- рыночного сознания, а цивилизованного продуктивно-осмысленного менталитета. И этот процесс должен быть регулируемым и управляемым. И в этом огромное значение должны сыграть как объективно существующие условия жизнедеятельности, так и последовательная система воспитания и пропаганды новых прогрессивных ценностей. [29]

Влияние информационной компоненты на социум в целом и на процессы социализации в частности резко возросло с момента их качественного изменения, предоставившего пользователям информации возможность активно участвовать в движении и преобразовании информационных потоков. В силу этого информация как ценность общества нового типа определяется не только и не столько ее общедоступностью, познавательным, экономическим или политическим потенциалом, сколько возможностью персонализации, определяющей новые грани самоидентификации личности. Таким образом, новая информационная среда выступает одновременно и средством, и средой социального развития личности. [30]

Общение в Интернете, пожалуй, в наибольшей степени привлекательно в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда ищут новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе. В Интернете юный человек получает возможность общения с практически безграничным количеством людей и групп по интересам, со всевозможными типами личностей, узнает множество историй, имеет возможность обменяться мнениями и обсудить интересующие его вопросы. Поиск собственного круга общения идет параллельно тенденции автономизации от родителей. Подростки хотят быть независимыми, заниматься чем-то своим. Сеть Интернета в этом плане особенно заманчива - она позволяет удовлетворить потребность в лидерстве и стимулирует предприимчивость. С другой стороны, подростки все же боятся полной автономизации.


Известно, что подростковый и юношеский периоды - время стрессов и фрустраций. Подросток, юноша, девушка испытывают стресс везде - в школе, в семье, общаясь с друзьями. Что делать с этим чувством неудовлетворенности, особенно когда оно связано с сексуальностью и агрессией, и к тому же усиливается гормональными всплесками? Необходимо дать выход своим эмоциям, для чего анонимный мир киберпространства подходит как нельзя лучше. [31]

Факторы новизны и непривычности опыта, позволяющего варьировать степень анонимности общения, имеют чрезвычайно большое значение. Новизна естественным образом привлекает молодежь, которая, согласно имеющимся данным, наиболее активно экспериментирует с анонимными формами общения. Кроме того, подростки, как и люди, более старшего возраста, высоко ценят возможность компенсировать и нейтрализовать в ходе опосредствованного Интернетом общения те препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты: действительные либо мнимые недостатки собственной внешности, дефекты речи (например, заикание), некоторые свойства характера (застенчивость и др.) или психические заболевания (например, аутизм). При высокой степени анонимности общения такого рода недостатки нетрудно скрыть, а в случае назойливых расспросов на чувствительную тему общение может быть прервано. [32]

Степень социальной зрелости пользователей младших возрастов, проводящих много времени в Интернете, возрастает. Киберпространство открывает массу возможностей удовлетворить потребность в самовыражении, исследовании и экспериментировании в плане постижения собственной личности . [33] Анонимность в интерактивном общении поощряет их обсуждать такие вопросы, о которых они не смогли бы поговорить в реальной жизни. Возможность варьировать степень анонимности в общении обладает, как показывает практика применения Интернета, большой притягательной силой. Часто скрываются настоящее имя, возраст и социальный статус, инвертируется пол, истинные факты биографии подменяются или дополняются вымышленными, неадекватным образом представляются сведения об опыте, компетентности, вместо реальных описываются социально одобряемые личностные качества, в том числе одобряемые лишь в узком социуме, субкультуре, андерграунде (например, киберпанков, музыкальных фанатов, игроков в компьютерные игры и т.д.). С психологической точки зрения подобная активность может быть охарактеризована, правда, с некоторыми оговорками, как позитивная. Действительно, при этом расширяется психологический опыт, развивается социальная компетентность, реализуются такие существенные потребности, как желание, с одной стороны, выделиться из толпы, быть замеченным и узнаваемым, а с другой стороны, присоединиться к референтной группе (субкультуре), спрятаться и раствориться в ней, разделив групповые ценности и почувствовав себя защищенным.


В мире многопользовательских коммуникативных систем подростки, юноши, девушки могут экспериментировать с любыми типами личности, способными отразить их скрытые желания, потребности и опасения. Персонаж, который они конструируют, дает им возможность действовать подобно тому человеку, которым они восхищаются. В идеальных условиях они могут и сами научиться чему-то у своих персонажей. Возможно, они могут даже развить в реальной жизни те черты, которыми восхищаются в своих героях. При не совсем идеальных условиях интерактивный персонаж просто становится еще одним способом бессознательного переживания стрессов и конфликтов реальной жизни - без изменения собственного характера.

Важной негативной стороной коммуникативного применения Интернета можно считать Интернет - аддикцию (Интернет - зависимость): подобное общение способно целиком затягивать субъекта, не оставляя ему ни времени, ни сил на другие виды деятельности. Однако термин «зависимость от Интернета» выглядит спорным, если подходить к нему со строгими медико-психологическими критериями: эта зависимость не упоминается в официальных перечнях заболеваний, не вполне ясны и критерии, отличающие этот феномен от других человеческих увлечений (коллекционирование, страсть к покупкам, графоманство, просмотр телепередач, гипертрофированная забота о собственном здоровье и др.), не менее сильно выраженных, однако обычно не признаваемых патологическими видами зависимости. В наиболее расширительном смысле к проявлениям зависимости от Интернета относят не только зависимость от социальных применений Сети, т.е. опосредствованного общения, но и привязанность к азартным играм в Интернете, электронным покупкам и аукционам; страсть к навигации по WWW; пристрастие к сексуальным применениям Интернета. По сравнению с другими видами зависимостей (например, от алкоголя и наркотиков), Интернет - зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг и казалась бы достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Как и наркотик, общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем, однако в действительности этих проблем не решает.

Однако наиболее значительный объем исследовательской и консультативной работы в этой области выполнен на основе анализа зависимости от опосредствованного Интернет - общения.[34]

Исследователи приводят различные критерии, по которым можно судить об Интернет - зависимости. Так, К. Янг называет следующие четыре признака:

- навязчивое желание проверить e-mail;

- постоянное желание следующего выхода в Интернет;

- жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете;


- жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Интернет - это непрерывно уточняемая модель совокупного духовного и материализованного информационного потенциала общества, и в этом своем качестве она представляет собой мощный информационный базис для самых разнообразных видов и направлений человеческой деятельности.

Познавательная деятельность в Интернете представляет собой поиск информации, как по ключевым словам, так и через переход от одной гипертекстовой ссылки к другой - такое «хождение» по ссылкам получило название навигации. Как правило, каждый, кто помещает на своей web-страничке какую-либо информацию, ссылается на другие страницы в Интернете. Таким образом, у пользователя, даже если он искал какую-то конкретную информацию, есть возможность переходить от одной ссылки к другой практически бесконечно. Более эффективный поиск информации предполагает использование возможностей широко представленных в Интернете специальных поисковых систем (например: Yandex, Rambler, Yahoo, Google и др.). При этом в Интернете можно найти информацию совершенно разного рода и качества: от монографий, научных статей, периодических изданий и художественных произведений до домашних страничек школьников и домохозяек. К настоящему времени большое распространение на просторах «всемирной паутины» получили всевозможные познавательные и образовательные ресурсы: Интернет - энциклопедии и справочники, обучающие курсы, электронные библиотеки, сетевые картинные и фотогалереи и др.

Один из способов использования информационных возможностей компьютеров и ресурсов Интернета для целенаправленного развития человека -получающие сегодня все более широкое распространение организованные формы дистанционного образования. Организация таких форм образования заключается в пересылке заказчику информационных материалов на электронных носителях либо в создании и размещении на страницах Интернета определенным образом структурированных учебных материалов, ориентирующих учащихся в информационном пространстве базы знаний, а управление осуществляется посредством алгоритмов учебной деятельности, представленных в форме инструкций по работе с этими материалами.

Преимущества дистанционных форм образования перед традиционными заключаются, прежде всего, в возможности пользователя самостоятельно определять собственную образовательную траекторию, в частности путем выбора изучаемых курсов.

В этих условиях существенно расширяются возможности жизненного и, в особенности, профессионального, самоопределения личности. Так, например, известен случай, когда два молодых человека из Лонг-Айленда (США), Бен Коен и Джерри Гринфилд, за 5 долларов прошли курс дистанционного обучения искусству производства мороженого, что позволило им впоследствии основать собственную империю по производству этого популярного продукта.