Файл: "Особенности правовой системы Российской Федерации" по дисциплине "Теория государства и права".rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8 Это правовая идеология и судебная практика. Данный подход оправдан, ведь он комплексно оценить многогранное понятие правовой системы.

Правовая идеология является элементом правовой системы. Безусловно, без комплексного анализа принципов и основных начал, которые заложены в качестве правовой идеологии, вряд ли возможно полноценной развитие права вообще.

Достаточно близкую к точки зрения С.С. Алексеева занимает позиция Л.Б. Тиунова. Она указывает, что процесс правового регулирования – это единая функция правовой системы, которая обеспечивается взаимодействием трех элементов:

  1. Сознания (идеального);

  2. Деятельности (реальной);

  3. Правил поведения.9

Каким бы не было их разное содержание и взаимосвязь в разных странах, они все равно обеспечивают функционирование каждой правовой системы.

Этот подход справедлив. Но он все же требует более детального толкования.

Третий подход отличается тем, что его сторонники относятся к этому понятию (правовая система) как к категории, которая отражает все правовые явления и всю правовую действительность, существующая в обществе. Данная позиция имеется в работах Н.И. Матузова, который пишет, что правовая система охватывает весь юридический аппарат, всю юридическую деятельность, которая осуществляется в разных формах.10 Данной позиции также придерживается С.В. Поленина. Она утверждает, что понятие «правовая система» включает в себя всю совокупность правовых феноменов, таких как:

  1. Правореализация;

  2. Правосознание;

  3. Правовая культура и др.11

Представители данной точки зрения не считают необходимым присутствие признака однородности у элементов правовой системы. Более того, что специально указывают, что те компоненты, которые входят в правовую систему разнообразны по своему значению, юридической природе и т.д. По их мнению дать исчерпывающий перечень компонентов правовой системы невозможно, потому что сама правовая система – это сложное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование. В ее структуру входят различные подсистемы, блоки, и т.д.

М. А. Больсунов определяет правовую систему как комплекс социально – юридических компонентов, которые отражают сущностные характеристики права, характеризующихся относительной самостоятельностью, стабильностью, определенностью и которая включает:

  1. Нормативно – правовую сферу;

  2. Идеологическую сферу, которая определяет особенности правотворчества, правоприменения и толкования права;

  3. Идеологическую сферу, которая включает правовую идеологию и правовую культура общества.12


1.2 Функции правовой системы
Правовая система выполняет определенные функции. В частности, интегративную, регулятивную, коммуникативную и охранную.

Основные характеристики разграничения функций правовой системы сводятся к следующим моментам:

  1. функции этого правового явления определяются разными целями;

  2. каждая из функций правовой системы предполагает собственный объект воздействия;

  3. реализация интегративнои, коммуникативной, регулятивной функций правовой системы осуществляется через аналогичные механизмы общества в целом;

  4. каждая из функций характеризуется индивидуальным, специальным механизмом реализации;

  5. все основные функции правовой системы имеют собственное содержание.13

Главной и определяющей является функция интеграции общества, объединения различных слоев населения для достижения определенного уровня, реализации важной идеи. Например, по Украине - это построение гражданского общества, социальной, правового демократического государства.

Интегративная функция обеспечивает объединение всех правовых институтов с правовой поведением и правовой деятельностью в единое целое, их взаимодействие с другими социальными институтами, которые и позволяют обеспечить целостность социума. Роль этой функции должен постоянно расти в условиях трансформации украинского общества, создание консенсусных отношений социальных групп, сочетание развития демократии с ответственностью, повышение доверия населения к государству, поддержание общественного спокойствия и социального мира.

Регулятивная функция правовой системы получает выражение в формировании нормативной основы, соответствующих образцов деятельности, их включение в массовую и профессиональную правовое сознание и поведение.

С функции регулирования вытекают и другие функции правовой системы: фиксация правовой воли народа, моделирования общественных отношений (правоотношений), официальное определение степени свободы субъектов права и тому подобное.

Коммуникативная функция правовой системы обеспечивает получение участниками правоотношений информации о том, какова позиция государства по необходимой, разрешенной или запрещенной поведения. Социальная жизнедеятельность индивидуумов органически связана с получением, восприятием, усвоением и использованием такой информации. Правовая информация является одной из разновидностей социальной информации. С помощью юридических норм государство уведомляет участников общественных отношений о позиции государства по необходимой, разрешенной или запрещенного поведения.



Охранная функция правовой системы органично связана с предыдущими, ее социальное назначение состоит в охране общезначимых, социально важных политических, экономических, культурных, этнонациональных, личных отношений и соответственно вытеснении явлений, наносящих ущерб развитию этих отношений. Эта функция определяется путем правового воздействия на поведение людей, осуществляется в соответствии с воли и сознания субъектов путем установления запретов и возможности практической реализации юридической ответственности. Этой цели подчинены такие правовые средства, как установление запрета надежды, которые нарушают права граждан, общественных организаций, государства, определение охранных юридических фактов (формулирование составов правонарушения, установления санкций, широкие средства профилактики правонарушений, в том числе преступности и т.д.).
2. Основные черты систем современности
2.1 Виды правовых систем
Первую точку зрения высказал французский ученый Р. Давид. Он был «первопроходцем» в этой области и в 60-х гг. XX в. создал сравнительное правоведение. Его классификация семей права состоит из двух частей:

Основные правовые семьи:

  1. романо-германская (континентальная);

  2. англосаксонская (семья общего права);

  3. социалистическая.

Дополнительные семьи права:

  1. религиозная, т. е. исламская;

  2. традиционная, т. е. семья обычного права;

  3. дальневосточная;

  4. индусская.14

От социалистической семьи права после разрушения СССР мало что осталось (разве только право Кубы, Северной Кореи). Можно говорить о том, что эта правовая семья почти исчезла.

Вторую точку зрения высказали немецкие ученые К. Цвайгерт и X. Кетц. Они выделяют следующие восемь семей (кругов, стилей):

  1. романская;

  2. германская;

  3. скандинавская;

  4. англо-американская;

  5. социалистическая;

  6. исламская;

  7. индусская;

  8. дальневосточная.15

Сторонник третьей точки зрения, американский ученый К. Осакве, объединяет национальные системы в три группы, в составе которых в обшей сложности он насчитывает 13 правовых семей:

западные (светские) семьи мира:

  1. романская;

  2. германская;

  3. скандинавская;

  4. английская;

  5. американская;

  6. российская;

  7. социалистическая;


иные незападные семьи мира:

  1. юго-восточная;

  2. африканская;

религиозные семьи мира:

  1. мусульманская;

  2. еврейская;

  3. каноническая;

  4. индусская.16

Четвертую точку зрения высказал X. Бехруз. Он все семьи считает основными и называет их семь:

  1. традиционного права (африканское обычное право);

  2. традиционно-этического права (китайское, японское право);

  3. религиозного права (иудейское, индусское, исламское право);

  4. законодательного права (романо-германское право);

  5. прецедентного права (английское, американское право);

  6. смешанного права (латиноамериканское, скандинавское право);

  7. постсоветские правовые системы.17

И наконец, пятая точка зрения представлена французским ученым Р. Леже, который все правовые системы мира классифицирует на две группы:

  1. принадлежащие правовым государствам (с длительной правовой традицией);

  2. принадлежащие государствам, подчинившим право религии или идеологии (не обладающим правовыми традициями).18

Возьмем за основу классификацию, предложенную Р. Давидом, несколько подкорректировав се с учетом изменений, произошедших в мире.

Итак, в современном мире четко различаются четыре правовые семьи:

  1. романо-германская (континентальная);

  2. англосаксонская (семья общего права);

  3. арабская (мусульманская);

  4. африканская (семья обычного права).


Глава 3. Особенности Российской правовой системы
3.1 Основные черты правовой системы в Российской Федерации
В современной практике демократических государств действует принцип связанности законодателя основными права человека. Этот принцип действует по – разному в различных государствах в зависимости от позитивной или надпозитивной трактовки места и роли государства в системе защиты прав и свобод. Однако, и в том, и в другом случаях принцип связанности законодательных органов основными правами человека неизбежно вытекает из природы правового государства, признающего приоритет прав человека.

В Конституции РФ закрепляется надпозитивная естественно – правовая концепция прав человека, выраженная в п. 2 ст. 17: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения». Это означает признание и законодательное закрепление естественных прав человека, принадлежащих ему как представителю человеческого рода. В п.1 ст. 17 отмечается, что в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Приведенные формулировки свидетельствуют о разрыве с позитивистской трактовкой первичности государства по отношению к основным правам человека, о необходимости выведения прав человека из властных полномочий государства, определяющего правовой статус индивида, объем и содержание его прав и свобод. Все советские конституции опирались на такую позитивистскую традицию, по сути, закрепляющую патримониальную позицию государства по отношению к правам и свободам гражданина.

Изменение подходов к взаимоотношению государства и гражданина не может сведено лишь к чисто концептуальным трактовкам этих вопросов; за ними следуют новые подходы к пределам властных полномочий различных государственных структур, к содержанию законодательных актов. Главным ценностным ориентиром при принятии законов становятся не интересы государства, его органов, должностных лиц, а естественные неотчуждаемые права человека. Такой ценностный ориентир, который вытекает из Конституции РФ, должен трактоваться применительно к деятельности законодательного органа – Федерального Собрания – как его связанность основными правами и свободами человека. Исходя из естественно – правовой концепции прав человека, основными правами будут являться – право на жизнь, личное достоинство, свободу и т.д. – неотъемлемы, неотчуждаемы, независимы от воли государства. Вместе с тем конституционное закрепление обеспечивает наиболее благоприятные условия реализации этих прав и создает зримые правовые ориентиры для дальнейшей деятельности законодателя, который в издаваемых актах не может нарушить основные права и свободы человека. Вместе с тем их конституционное закрепление обеспечивает наиболее благоприятные условия реализации этих прав и создает зримые правовые ориентиры для дальнейшей деятельности законодателя.