Файл: ТАТАРНИКОВА 15 06 2013.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2021

Просмотров: 592

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для того, чтобы обосновать нашу точку зрения, был проведен социологической опрос среди молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет, живущих в городе Волгограде, т.е. имеющих свободный доступ к мультимедийным технологиям, всего было опрошено 100 человек. Для проведения данного опроса нами была разработана специальная анкета, включающая в себя 12 вопросов, об Интернете вообще и о сайте «АльмаВолга» в частности. (См. приложение 1)

По итогам исследования можно сделать следующие выводы.

Опрошенные нами респонденты, проводят свое свободное время за компьютером - 100%, выходят в Интернет часто - 100%. 66% испутуемых встречаются с друзьями, путешествуют, 34% занимаются в кружках, секциях.

Как мы видим, Интернет-технологии проникают в жизнь молодежи, видоизменяя досуг в сторону компьютеризации. Человечество вступает в новый — информационный — этап своего развития, и сетевые технологии играют в нем огромную роль.

Рис. 4 Результаты ответов на вопрос: «Как вы проводите свое свободное время?»

На вопрос «Сколько времени в день, обычно, вы проводите в сети Интернет?» 75 % респондентов ответили «более 6 часов», от 4 до 6 часов – 22%, от 2 до 4 часов – 3 %.

Это подтверждает наши предположения о том, что все больше молодых людей предпочитают реальному миру мир виртуальный. «Сетевое поколение» — это настоящий социо-культурный феномен наших дней. Для его представителей Интернет давно стал привычным и удобным спутником жизни.

Рис. 5 Результаты ответов на вопрос: «Сколько времени в день, обычно, вы проводите в сети Интернет

100% респондентов главной целью посещения Интернета определяют общение. Далее идут «поиск информации» и «просмотр видео, фильмов, скачивание музыки» - 78%. Для работы интернет используют – 66% опрошенных. 26% с помощью Интернета совершают покупки.

Сегодняшняя молодежь рассматривает интернет как основной источник информации и главное средство коммуникации. В основном, молодые люди выходят в on-line для поиска полезных сведений, новостей и работы, общения с друзьями, скачивания музыки и фильмов, совершения покупок в интернет-магазинах.

Рис. 6 Результаты ответов на вопрос: «Цель посещения интернета?»

Соответственно, самыми популярными по посещаемости сайтами оказались, социальные сети - 100 %, сайты с музыкой, книгами, видео, ПО и тд - 77%, Сайты телеканалов и радиостанций - 54%; сайты различных сообществ (творческих, спортивных и т.д.) - 32; развлекательные, политические, юмористические сайты – 23%; и, наконец, торговые сайты - 15%.

Рис. 7 Результаты ответов на вопрос: «Наиболее посещаемые вами сайты?»

На вопрос: «Если Вам нужна какая-либо информация, как Вы ее ищите?» единогласно был выбран ответ «посредством Яндекс/Google» -100%, на форумах, группах «Вконтакте» - 60% . Далее спрашивают у друзей – 50%, у родителей 30 %, у преподавателей 20%.

В ответах на этот вопрос лидирующую позицию занимают интернет-ресурсы. Здесь же прослеживается взаимосвязь с тем, что одной из значимых целей посещения Интернета является поиск информации.


Рис. 8 Результаты ответов на вопрос: «Если Вам нужна какая-либо информация, как Вы ее ищите?»

Из 100 опрошенных респондентов, все подтверждают, что можно проводить свое свободное время в интернете с пользой. Так же все знают о главных преимуществах Интернета – его коммуникативной составляющей и социальной природе. Интернет делает возможным общение в самых разных форматах, от видеосеминара до сетевой игры, а также предоставляет бесконечные возможности для самовыражения и социальной адаптации – от авторского блога до онлайновых консультаций врачей и преподавателей.


Рис. 9 Результаты ответов на вопрос: «Как вы считаете, можно ли проводить свое свободное время в интернете с пользой?»

Подтвердив наши рассуждения о современной молодежи как о поколении «Google», мы переходим к вопросам о молодежном информационном портале «АльмаВолга».

Из опрошенных респондентов 42% знают данный сайт, 58% не знают. Те, кто не знает данный сайт, ищут информацию о событиях и новостях нашего города на сайтах: «V1», «КП-Волгоград», «Волга-медиа», «Высота 102», «Афиша Вконтакте».

Рис. 10 Результаты ответов на вопрос: «Знаете ли вы сайт «АльмаВолга»?»

Респонденты, которые знакомы с сайтом «АльмаВолга» переходили к ответу на вопрос: «Что привлекает вас на данном сайте?», 100% опрошенных ответили, что их привлекает на сайте актуальная информация о событиях, развлечениях в нашем городе. Это говорит о том, что сайт «АльмаВолга» отвечает запросам молодежи, так как в первую очередь позиционирует себя как информационный ресурс.

Рис. 11 Результаты ответов на вопрос: «Что привлекает вас на данном сайте?»

На вопрос: «Чего по Вашему мнению, на сайте «АльмаВолга» не хватает?», 60 % ответили «информации о вакансиях», 30% - «информации об образовательных учреждениях», и лишь 10% ощутили нехватку в информации политического характера. Это свидетельствует о том, что молодое поколение в первую очередь интересуется тем, как устроиться на хорошую работу, получить достойное образование. Поэтому создателям сайта, нужно обратить внимание на информационную составляющую по вопросам трудоустройства и образования.

Рис. 12 Результаты ответов на вопрос: «Чего, по Вашему мнению, на сайте «АльмаВолга» не хватает?»

И на главный вопрос: «Нравится ли вам проводить свое свободное время на сайте «АльмаВолга»?» большинство респондентов ответили «посещение данного сайта помогает мне в проведении досуга» - 90%, 10% ответили «посещение данного сайта отвлекает меня от реальной жизни». Тем самым мы получили подтверждение нашему предположению о том, что сайт «АльмаВолга» помогает молодежи города в проведении досуга.

Рис. 13 Результаты ответов на вопрос: «Нравится ли вам проводить свое свободное время на сайте «АльмаВолга»?»

Обобщая результаты данного опроса, можно сделать следующие выводы:


  1. молодежь проводит свое свободное время за компьютером и Интернетом часто;

  2. наиболее значимой целью посещения Интернета среди молодежи является общение;

  3. наиболее посещаемыми сайтами являются социальные сети, форумы и чаты, то есть сайты, позволяющие реализовать цель общения;

  4. большинство молодых людей для поиска информации используют Интернет;

  5. молодое поколение считает, что можно проводить свое свободное время в интернете с пользой;

  6. молодежь на Интернет-портале «АльмаВолга» интересует актуальная информация новостях и событиях, но не хватает информации о вакансиях и образовательных учреждениях города;

  7. наше предположение о том, что информационный сайт «АльмаВолга» помогает молодежи Волгограда в проведении досуга, оказалось верным.

Таким образом, на основании результатов опроса можно сделать вывод о том, что способ проведения досуга у современной молодежи не отличается многообразием, в большинстве случаев это досуг с помощью компьютера, а именно общение в социальных сетях. Появление интернет-порталов для молодежи представляет возможность сделать досуг с помощью компьютера не только интересным, но и полезным. В результате проведенных исследований нами так же сделан вывод о необходимости разработки методических рекомендаций для привлечения молодежи города к проведению своего досуга за компьютером целоособразно, а именно посещая интернет-порталы, которые положительно влияют на социализацию молодежи, а так же для улучшения работы сайта «АльмаВолга».




















2.3. Специфика проблем и перспективы развития досуговых Интернет-технологий на примере информационного интернет-портала «АльмаВолга».


На основе результатов эмпирического исследования нами были выявлены следующие проблемы:

  1. Молодежь проводит свое свободное время в Интернете, общаясь в социальных сетях, смотря фильмы и скачивая музыку, на специально предназначенных для этого сайтах, что препятствует их культурному росту, личностному развитию и успешной социализации.

  2. Молодежи на Интернет-портале «АльмаВолга» не хватает информации о вакансиях и образовательных учреждениях города.

На основе исследований, проведенных в России и за рубежом, мы предлагаем следующие пути решения первой проблемы.

Из исследований, проведенных в диссертации заведующего лабораторией «Психологические проблемы информатизации» факультета психологии МГУ, одного из основоположников психологических исследований в сфере информационных технологий и компьютеризации А. Е. Войскунского "Общение, опосредованное компьютером", в которой рассматривается общение в локальной сети в сравнении с реальным общением, можно сделать выводы о влиянии компьютерных технологий на социализацию молодого человека.

Проводившиеся в течение ряда лет исследования, показали, что применение Интернет-технологий представляет собой новый, качественно особый уровень опосредствования мыслительной, коммуникативной, исполнительской и творческой деятельности молодежи, что ведет к коренной перестройке операционально-технической, мотивационно-личностной, аффективной и других сторон деятельности.


Результаты исследования показали, что применение компьютерных технологий существенным образом изменяет строение и динамику деятельности человека. Компьютерные технологии представляют собой качественно новый уровень опосредствования деятельности, обусловливающий всесторонние и глубокие изменения самой деятельности. При работе с современными компьютерными технологиями происходит перестройка и развитие ориентировочной и операционально-технической сторон деятельности, изменяются пространственные и временные границы взаимодействия, формируется система мотивационной регуляции взаимодействия с компьютерными технологиями, включающая в себя познавательные, коммуникативные, социально-нормативные и творческие мотивы. Взаимодействие с компьютерными технологиями становится для субъекта важным новым источником психических новообразований, формирующихся в различных сферах деятельности: личностной, когнитивной, операциональной.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что при применении компьютерных технологий происходит качественная перестройка и изменение всех основных сторон деятельности субъекта. Это позволяет судить о взаимодействии человека с информационными системами как о новом качественно особом виде деятельности, который принципиально не может быть сведен ни к одному из традиционно выделяемых в психологии основных ее видов (мыслительной, познавательной, творческой, игровой, коммуникативной, трудовой), хотя и включает в себя в качестве составляющих те или иные их элементы.

В рамках первой проблемы можно сформулировать вопрос о направлениях изменения личности пользователей Интернет-технологий, и в частности социальных сетей. С позиций теории развития высших психических функций, развитой Л.С.Выготским и его последователями, постановка вопроса о глобальных преобразованиях личности под влиянием усложняющихся орудий деятельности представляется закономерным развитием ранее проведенных исследований, в которых анализировалось преобразование конкретных психических процессов и видов деятельности.

Немногочисленные и разрозненные исследовательские данные, имеющиеся в настоящее время, позволяют судить о неоднозначности и разнообразии влияния, оказываемого Интернет-технологиями на личность, в частности социальными сетями. В зависимости от мотивации, целей и условий деятельности многочисленные сетевые услуги могут быть использованы и для ухода в некий виртуальный мир, в котором трудности и проблемы реального мира отсутствуют, и в качестве своеобразной творческой лаборатории, позволяющей приобрести новый психологический опыт.

Широко распространено убеждение о негативном воздействии информационных технологий на личностное развитие из-за формирования у молодых людей Интернет-зависимости.


Понятие Интернет-зависимости (Интернет-аддикция), было впервые введено нью-йоркским психиатром Айвеном Голдбергом (Ivan Goldberg) употребившим его в значении "болезненная зависимость от Интернета" и квалифицирушим эту зависимость как психическую. По его мнению, Интернет-зависимость оказывает  пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности".

Обсуждение данного феномена началось не так давно. Американский профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде Кимберли Янг (Kimberly S. Young) разработала и поместила на web-сайт специальный опросник. Согласно этим исследованиям, из 600 опрошенных мужчин и женщин в возрасте от 12 до 47 лет, 78 % используют Интернет для работы, 22 % исключительно для отдыха и развлечения.

Так по данным К.Янг, распространенность этого нового вида зависимости составляет около 1-5 %.

За рубежом существует несколько он-лайн центров поддержки интернет-аддиктов, один из которых основан К. Янг, самым известным исследователем Интернет-зависимости. В Рунете на сегодняшний день есть Служба Анонимной Помощи пользователям Интернет, предлагающая психологическую поддержку он-лайн с помощью ICQ – сетевой аналог ”телефона доверия” и “Виртуальная психологическая служба”. Как бы не были хороши виртуальные службы психологической помощи, все же большинство специалистов рекомендуют очную индивидуальную и/или групповую психотерапии, с акцентом на работе с образами, эмоциями, т.к. аддикты, как правило, испытывают значительные затруднения на эмоциональном плане. Учитывая определенные трудности в осуществлении межличностных взаимодействий и социальной адаптации у лиц, страдающих интернет-зависимостью, в лечении предпочтительнее использовать именно групповые варианты психотерапии.

Интернет-аддикция признается негативным направлением трансформации личности.

Старший научный сотрудник лаборатории труда факультета психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова Ю.Д. Бабаева, так же как и А.Е. Войскунский считает, что опасность глобального негативного воздействия Интернет-технологий на личность может быть нейтрализована путем психологической экспертизы разрабатываемых проектов внедрения новых Интернет-технологий.

Огромное значение во всем мире придается проектам, связанным с организацией доступа широких слоев населения к Интернету. Ожидается, что это приведет к позитивным глобальным преобразованиям личности путем качественной трансформации коммуникативной и познавательной деятельности, а также стиля обучения. Работа в Интернете позволяет повысить активность познающего субъекта, индивидуализировать процесс обучения, преодолевать стереотипы традиционного (во многом авторитарного) стиля взаимодействия между обучающимся и педагогом, получить доступ к разнообразным источникам информации, знакомиться с различными, в том числе и дискуссионными, точками зрения и т.п.