Файл: ТАТАРНИКОВА 15 06 2013.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2021

Просмотров: 593

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие навыков осуществления познавательной деятельности посредством Интернета может стимулировать не только развитие познавательных действий в рамках традиционной деятельности (реализация принципа возвратных воздействий), но и личностный рост (генерализация преобразований). Так, осуществление поиска необходимой информации в гипертексте (напоминающем тезаурус с системой отсылок к релевантным информационным источникам) формирует готовность ознакомиться с несовпадающими точками зрения, конкурирующими теориями по поводу разнообразных явлений природы или общественной жизни. Это расходится с воспитанными тоталитарным строем навыками ознакомления лишь с господствующей (возможно, догматической) позицией, безальтернативного согласия с единственно принятой точкой зрения. В гипертекстовом пространстве активность проявляет сам пользователь, который может в любой момент покинуть гипертекст, ограничившись ознакомлением с единственной точкой зрения. Для движения в гипертексте предложена компьютерная метафора "путешествия", или навигации. Обучение навыкам навигации в гипертексте - своего рода удар по традиции авторитаризма. Можно предположить, что перенос подобных навыков на работу с традиционными источниками информации будет способствовать личностному росту пользователей Интернета.

За последние десятилетия общество вошло в новый этап развития - его можно охарактеризовать как информационное. Темпы прироста информации стремительно увеличиваются, в обиход прочно вошло понятие информационный взрыв. Будучи обусловленным потребностями общества и его развития, этот процесс вместе с тем оказывает дезориентирующее влияние на людей, и в первую очередь на молодежь, не имеющую пока устоявшегося мировоззрения. Повышение интенсивности информационных потоков обусловливает неопределенность ценностей и ориентиров. Молодежь проводит свое свободное время в Интернете в основном общаясь в социальных сетях и смотря фильмы и скачивая музыку на специально предназначенных для этого сайтах.

Требуются эффективные средства, позволяющие сделать время, проведенное молодыми людьми в Интернете более полезным и продуктивным, стимулировать их культурный рост, личностное развитие и способствовать успешной социализации. На наш взгляд, одним из таких средств могут стать Интернет-порталы для молодежи.

Как нам уже известно, Интернет соединяет в себе как положительные, так и отрицательные факторы и оказывает неоднозначное, противоречивое влияние, но мы в то же время признаем его огромный педагогический потенциал, который, на наш взгляд, нельзя игнорировать. Поэтому весьма важным представляется использование позитивных возможностей Интернет-технологий, а именно интернет-порталов для молодежи. Для этого необходимо выделить основные составляющие качественного Интернет-портала для молодежи.


В Волгограде положительным примером деятельности Интернет-порталов для молодежи является Интернет-портал «АльмаВолга».

В 1 и 2 параграфах второй главы, мы выяснили, что данный портал интересен молодежи города и помогает им в проведении досуга. Но мы так же выделили важную проблему, а именно:

- молодежи на Интернет-портале «АльмаВолга» не хватает информации о вакансиях и образовательных учреждениях города.

На основе анализа Интернет-порталов города Волгограда и с учетом возможности видео-съемки на портале «АльмаВолга», нами разработана видео-передачи для молодежи «Человек и профессия».

Цель: знакомство молодежи с профессиями, привлечению внимания молодых людей к выбору учебного заведения и дальнейшей специальности.

Описание передачи: Рассказ о существующих профессиях, о том, в каких учебных заведениях проводится обучение, о востребованных специальностях города, рубрика «Открытая вакансия».

Сотрудничество: С центром занятости населения города Волгограда, с кадровыми агентствами.

Аудитория: молодежь от 14 до 30 лет.

Длительность: 15 мин.

Опираясь на работу выпускника Липецкого государственного педагогического университет А.С. Кадукова «Интернет-технологии как средство социализации молодежи» 34, мы обозначим методические рекомендации, для создания положительного образа в сознании посетителей интернет-портала и привлечения на ресурс больше молодежи, без усилий на дополнительную рекламу.

1.Интернет-портал для молодежи должен удовлетворять потребности молодых людей в сфере досуга, и в то же время способствать их личностному развитию и успешной социализации.

2.Поскольку в становлении человека и формировании его личности важнейшую роль играют люди, с которыми он взаимодействует на протяжении жизни, то следует обратить особое внимание на коммуникативную функцию Интернет-порталов для молодежи.

3.Интернет обладает свойством интерактивности, позволяющим пользователям обмениваться разного рода информацией. Этим свойством обусловлено возникновение различных форм Интернет - общения, таких как чаты, форумы, службы мгновенных сообщений и т.п. Необходима возможность организации групп по интересам с собственными обсуждениями, форумами. Именно такими возможностями должны обладать Интернет-порталы для молодежи, чтобы отвечать запросам молодых людей в общении.

4.Не стоит забывать о модераторской функции и других способах воздействия на организацию коммуникативного процесса и управления его развитием в соответствии с замыслом разработчиков Интерет-порталов.

5. В настоящее время в Интернете формируется особая медийная культура. Практикуется выкладывание мультимедийных материалов, обмен ими, обсуждения и т.п. В данной области имеют место специфические формы, присущие именно Интернет - пространству, например - авторские видеоролики, которые при современном развитии компьютерной техники может самостоятельно создать практически каждый пользователь. Использование мультимедийных возможностей на Интернет-ресурсе для молодежи, увеличит посещаемость и интерес к данному виду сайтов.


6.Значительный потенциал предоставляет информационная составляющая глобального пространства. Молодые люди для получения информации по самым разнообразным интересующим их вопросам все чаще обращаются к ресурсам Интернет. Гипертекстуальное пространство предоставляет огромные возможности доступа к информации, которые коренным образом изменяют концепцию информационных взаимодействий и, в конечном счете, обусловливают принципиально новые взаимоотношения человека с окружающим миром. Этому направлени разработчикам Интернет-порталов для молодежи стоит уделить особое влияние.

Интернет, таким образом, оказывая влияние на формирование социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга, в определенной мере формирует личность человека. Это значит, что необходимо развивать позитивный потенциал виртуального пространства и противодействовать возможным негативным последствиям пребывания в нем. Говоря о характере потребностей, реализуемых через Интернет, А.И. Ковалева отмечает: «Сеть, в отличие от масс - медиа, никоим образом не связана рамками приличия и хорошего вкуса, поэтому в Интернете картина пристрастий, вкусов и потребностей пользователей получает адекватное отражение».35 Аналогичную точку зрения высказывает и Х.М. Энценсбергер: «Интернет не является ни проклятием, ни благословением; он просто отражает состояние сознания своих пользователей».36

Интернет - техническое достижение качественно нового уровня, средство, раскрывающее самые широкие возможности человека в отношении культурно-научных изменений. Другой вопрос - для достижения каких целей это средство используется, чем наполняется его содержание.

Учитывая весь спектр последствий распространения Сети, крайне важно поставить под социальный и нравственный контроль ее прогресс, предотвратив тем самым хотя бы частично некоторые негативные последствия, связанные с новым видом досуговой практики молодежи - Интернетом.

Выводы по 2 главе:

  1. В современном мире все большую популярность приобретают интернет-порталы, интегрирующие на своей площадке различные виды Интернет-коммуникации и полезную информацию по различным вопросам.

  2. Интернет-портал - это многофункциональный сайт предоставляющий пользователю различные полезные сервисы и возможность получить полную и актуальную информацию по одному или нескольким направлениям.

  3. Недавно образовавшийся сайт «АльмаВолга», больше всего соответствует запросам молодежи, что подтверждается растущей посещаемостью данного сайта.

  4. Способ проведения досуга у современной молодежи не отличается многообразием, в большинстве случаев это досуг с помощью компьютера, а именно общение в социальных сетях. Появление интернет-порталов для молодежи представляет возможность сделать досуг с помощью компьютера не только интересным, но и полезным. В результате проведенных исследований нами так же сделан вывод о необходимости разработки методических рекомендаций для привлечения молодежи города к проведению своего досуга за компьютером целоособразно, а именно посещая интернет-порталы, которые положительно влияют на социализацию молодежи, а так же для улучшения работы сайта «АльмаВолга». А именно:


  • Интернет-портал для молодежи должен удовлетворять потребности молодых людей в сфере досуга, и в то же время способствать их личностному развитию и успешной социализации.

  • Интернет обладает свойством интерактивности, позволяющим пользователям обмениваться разного рода информацией. Именно такими возможностями должны обладать Интернет-порталы для молодежи, чтобы отвечать запросам молодых людей в общении.

  • -Не стоит забывать о модераторской функции и других способах воздействия на организацию коммуникативного процесса и управления его развитием в соответствии с замыслом разработчиков Интерет-порталов.

  • В настоящее время в Интернете формируется особая медийная культура. Использование мультимедийных возможностей на Интернет-ресурсе для молодежи, увеличит посещаемость и интерес к данному виду сайтов.

























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью нашего исследования являлось определение влияния Интернет-технологий на досуговые предпочтения молодежи.

Было выдвинуто предположение, что в современном обществе интернет - порталы положительно влияют на досуговые предпочтения молодежи, а именно информационный сайт «АльмаВолга» помогает молодежи Волгограда в проведении досуга.

Был проведен теоретический анализ по теме, способствующий достижению цели и подтверждению наших предположений.

На основе теоретического анализа нами установлено:

  • С точки зрения изменения ценностей досугового поведения, происходит переориентация значительной части молодежи на проведение своего свободного времени в просторах Интернета. Таким образом, можно вести речь о виртуализации досуга в культурном пространстве города, проявляющейся, в настоящий момент, в тех формах досуга, которые реализуются с помощью всемирной сети.

  • Изучение виртуальной реальности в различных сферах жизнедеятельности человека отражено в работах А.Е. Войскунского, Бондаренко С.В., Ю.Д. Бабаевой, Е.П. Белинской, А.Е. Жичкиной, В.Л. Силаевой, и др.

Нами также эмпирически установлено, что:

  • Недавно образовавшийся сайт «АльмаВолга» г. Волгограда, больше всего соответствует запросам молодежи, что подтверждается в эмпирическом исследовании.

  • Все больше молодых людей предпочитают реальному миру мир виртуальный. «Сетевое поколение» - это настоящий социо-культурный феномен наших дней. Для его представителей Интернет давно стал привычным и удобным спутником жизни.

  • Сегодняшняя молодежь рассматривает интернет как основной источник информации и главное средство коммуникации. В основном, молодые люди выходят в on-line для поиска полезных сведений, новостей и работы, общения с друзьями, скачивания музыки и фильмов, совершения покупок в интернет-магазинах.

  • Что касается Интернет-портала «АльмаВолга», на данном ресурсе не хватает информации о вакансиях и образовательных учреждениях города.


Для решение данном проблемы мы разработали видео-передачу «Человек и профессия», подробное описание которой представлены в параграфе 2.3





















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. 1996. Серия 14. Психология, №4. С. 14-20.

2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000. С.55-60.

3. Арестова О.Н., Войскунский А.Е. Исследование половых различий при работе с Интернетом на примере российских пользователей/ Московский государственный университет. Сборник Гуманитарные исследования в Интернете. Под ред. Войскунского А.Е. - М.: Можайск-Терра, 2000. С.432.

4. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей,1993. С. 350.

5. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология или конструирование миров. М., 1996. С. 768.

6. Астляйтнер Г. Дистантное обучение посредством WWW: социальные и эмоциональные аспекты // Гуманитарные исследования в Интернете. Под ред. А.Е. Войскунского. - М.: Можайск-Терра, 2000. С. 56- 62.

7.Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Кобелев В.В., Тихомиров О.К. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты. - Вопросы психологии, № 2, 1983, с. 25-34.

8.Бабанин Л.Н, Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет в психологическом исследовании // Вестник Московского университета, Сер. 14. Психология, № 3, 2003, c. 79-96.

9.Белинская Е.П. К проблеме групповой динамики сетевого сообщества. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000. С.249-251.

10. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во МГУ, 1982. С.200.

11. Бутенко И.А. Стандартизованные интервью и новые технологии // Социол. исслед. 1997. № 11. С.67.

12. Васильева Н. А. Молодежная культура как переоценка ценностей. Философия. СПб.: 1999. С.347.

13. Т. Н. Владимирова, И. В. Жилавская , Молодежь и медиа. Цели и ценности, Москва, 2011

14.Войскунский А. Е.Актуальные проблемы зависимости от Интернета, Психологический журнал, №1, 2004.

15.Войскунский А. Е. Общение, опосредованное компьютером/ Диссертация кандидата психологических наук. М., 1990.

16.Войскунский А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. - 2001. -№11. - С. 64-79

17.Войскунский А.Е. Психологические исследования деятельности человека в Интернете // Информационное общество, 2005, № 1, с. 36-41.

18.Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции /2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС. - С. 251-253.

19.Волокин А.В., Маношкин А.П, Солдатенков А.В. Электронная коммерция: учебное пособие для служащих государственных организаций и коммерческих фирм.- М.: НТЦ «Фиорд-Инфо», 2002. С.64.