Файл: ТАТАРНИКОВА 15 06 2013.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2021

Просмотров: 589

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интернет - технологии оказывают колоссальное влияние на интеллектуализацию общества и экономики. По всему миру - компьютерная техника, учебные программы и файлы мультимедиа - привычные атрибуты повседневной жизни.

Информационные технологии играют ключевую роль в получении и накоплении новых знаний, использование которых повышает эффективность экономических процессов, протекающих как в рамках отдельной компании, так и на территории всей планеты.

Эти свойства Интернет - технологий предоставляют экономикам всех стран мира возможность активно развиваться.

Существуют технологии двух видов: технологии off-line - средства распространения сообщений, допускающие существенную асинхронность в обмене сообщениями, и технологии on-line для синхронных коммуникаций в реальном времени.10 По мнению исследователей Фонда «Общественное мнение», люди, пользующиеся Интернетом - это основной человеческий капитал и ключевая часть современного общества. Группа пользователей сети Интернет неоднородна, но некоторые ее характеристики выделить можно. Средний пользователь сети Интернет - это молодой человек, который моложе среднего россиянина. Среди Интернет - пользователей в два раза больше людей с высшим образованием (30 % против 15 %).11

«Интернетчики» склонны к инновационному поведению и потреблению (во взрослой суточной Интернет - аудитории половина - люди-XXI, две трети - 66 % - финансово активные). Интернет - пользователи более состоятельны финансово: среди них на 13 % больше людей с высоким доходом. Среди Интернетчиков больше людей, занятых высококвалифицированным и управленческим трудом (руководителей -10 % против 6 %; специалистов с высшим образованием - 24 % против 12 %). Формирование сознания молодых людей, родившихся и развивающихся в эпоху информационных технологий, происходит в условиях, ключевым образом меняющих отношение к ориентирам интеллектуального мира.12

Интернет - пространство дает возможность быстрее и проще получать информацию разного рода, обеспечивает возможность получения информации иногда без знания письма и языка общения. Работа с компьютерными источниками информации стала во многом более удобной и быстрой, чем общение с живым собеседником. Для поиска и использования информации становится не важным местоположение пользователя, который включен в единую сеть информационных средств связи. Эти характеристики работы с информационным пространством требуют от создателей технологий информирования и привлечения молодежи к участию обращать внимание, главным образом, на особенности молодых людей - «Homo Informaticus» и «Поколения Google», родившихся после 1993 г., для которых Интернет стал единственным источником информации. Можно выделить некоторые особенностями работы молодых людей с информацией, поступающей им из сети Интернет. Молодые люди, обращаясь к сети Интернет, часто в погоне за скоростью жертвуют качеством получаемой информации. Современные молодые люди «пропитаны» инновационными технологиями и предпочитают интерактивный интерфейс возможности просто получать информацию.


Визуальная информация предпочтительнее текста, и разработчики технологий информирования и привлечения молодежи должны это учитывать. Информацию он-лайн получить гораздо проще, и возможность простого доступа к информационным ресурсам соответствует современному ритму жизни. Молодые люди просматривают лишь часть информации - заглавия, содержание, аннотации, но редко копают глубоко. Это хорошо для быстрого ознакомления, но молодые люди должны уметь серьезно разобраться в вопросе, в тонкостях и нюансах, если хотят принимать решение самостоятельно. Молодежь как объект воздействия технологий информирования и привлечения очень сложный, неоднородный сегмент, поэтому для эффективности действия технологий их разработчики должны учитывать характеристики молодых Интернет - пользователей и особенности Интернет - пространства, где будут работать эти технологии.

Интернет сегодня играет огромную роль в современной жизни общества, дает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития молодежи.

Молодёжь не только сегодня, а, пожалуй, всегда являлась и является самой изучаемой возрастной категорией населения.

Молодёжь - это такая социальная общность, которая устремлена в будущее, однако она связана многими и очевидными, и незримыми нитями с предыдущими поколениями.

Одно из первых определений понятия «молодёжь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским:

«Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет».13 В словаре С.И. Ожегова дается такое определение понятию «молодежь»: «Молодое поколение, молодые люди, не достигшие зрелого возраста». Более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодёжь - это социально- демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально - психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально- психологические особенности имеют социально - историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».14

На наш взгляд, молодежь - это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени». Но следует дать более определенное научное понятие «молодежь». Итак, молодежь - социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.15


Таким образом, среди факторов социологического определения, «молодежь» исследователями выделяются: возрастные границы и социально - психологические особенности; специфика социального статуса, поведения.

Социологи давно заметили, что желания молодежи очень сильно разнятся от желаний взрослых. Если взрослые в большинстве своем ориентированы на приобретение стабильных вещей - недвижимости, машины, мебели, у них более развито накопление денег, то молодежь чаще всего ориентирована на сиюминутное удовольствие. Так вместе с новыми потребителями пришла и новая культура потребления - современная молодежная культура.

Современная молодежь - это «компьютерное поколение», «поколение виртуальной реальности», поэтому ее культурные запросы и ценностные ориентиры принципиально отличаются от всех предшествующих поколений.

В современной молодежной культуре существует противоречие между технической «продвинутостью» и мировоззренческой слаборазвитостью, пресыщением объема знаний и культурной деградацией. Это противоречие выражается в том, что полное поглощение образовательного цикла компьютерным знанием ведет к формированию «специализированных личностей», которые в результате интенсивной работы с компьютером, все более технизируясь, утрачивают интерес к чисто человеческим ценностям: любви, состраданию, вере, так как они не входят в круг ценностей компьютерного мира. Жизнь в мире «электронных симуляций» позволят молодежи уйти от объективной реальности, остается только виртуальный мир, в котором жизненный опыт заменяется информацией с дисплея. Данный опыт не безопасен, так как развивается однообразное мышление, не учитывается интуитивное, чувственно-подсознательное, происходит внутреннее изменение личности, порой ведущее к деградации.16

Однако следует отметить, что в современной молодежной культуре появилась новая волна ценностного отношения к жизни, появилась тенденция к формированию мировоззрения «качества жизни», значимости деятельности в реализации своих возможностей на основе Интернет - образования, развитие творческих способностей. Создается новая компьютерная культура общения и её ценности.

Культура современной молодежи по своей структуре неоднородна, существует множество различных направления, имеющих свои идеалы, цели, моду, имидж и так далее. Все имеющие субкультуры можно сгруппировать в несколько основных направлений: субкультура Интернет - сообщества; субкультура приверженцев музыкальных вкусов (брейкеры, битломаны, роллинги); гедонистически - развлекательное направление («рейверы», «реперы», «золотая молодежь», «голубая тусовка», «митьки»); субкультура молодежи аполитичного характера (хиппи, панки, дредеры); идеологическое направление (пацифисты, зеленые, отклонисты); агрессивно-криминальное направление (антифа, гопники, скинхеды, сатанисты); субкультура фанатов (спортивные, актерские, футбольные).17 Каждая из этих субкультур пытается переосмыслить имеющие ценности и идеалы, вырабатывая свои собственные, порой, отрицающие общечеловеческую мораль, право и веру.


Поэтому сущностной характеристикой современной молодежной культуры, не смотря на ее неоднородность и многообразие форм и направлений, несомненно, является переоценка всех ценностей предшествующих поколений с позиций рационализма и прагматизма. Романтически - героические идеалы, где служение исключительно добру было нормой, а порой смыслом жизни, заменяются идеалами личной выгоды и пользы. Но следует отметить, что объективная реальность уже существующей цивилизационно - культурной среды определяет во многом стереотипы мышления, поведения и чувствования молодежи, а значит, и ее ценностные ориентиры. Современная молодежная культура по-своему уникальная и неповторима и является составной частью культуры общества и возможной основой для дальнейшего культурного развития.

Молодежь всюду одинаково существует в ситуации глобального информационного пространства, сетей Интернета и др. В среднем, свыше 82% молодых людей чаще всего проводят свое свободное время у телевизора или в сети Интернет. Все могут говорить со всеми. И если на заре молодежной культуры пластинки любимого Элвиса Пресли достигали фанатов после премьеры через месяцы, то сейчас любое культурное событие не может быть изолированным ни во времени, ни в пространстве. Сегодня в любом уголке мира можно стать реальным свидетелем любой премьеры, если в ее трансляции задействованы современные медиасредства. И в США, и на Таиланде, и в Сингапуре, и в России есть пользователи глобальных сетей, есть МТВ. Поэтому те молодые люди, которые хотят что-то знать из первых рук, могут удовлетворить свое желание в Волгограде точно так же, как и в Нью-Йорке. Однако доступ к этим ресурсам не у всех одинаков. Это зависит и от дохода, и от уровня культуры, и от ситуации.

Итак, Интернет открывает для молодёжи:

экономит количество времени;

студенты и школьники намного реже посещают библиотеки, потому что Интернет предоставляет любую нужную им информацию;

имеет возможность получения самой новой, самой «свежей» информации о том, что происходит в мире;

новейшие музыкальные хиты, фильмы, являющиеся лидерами продаж становятся доступны для скачивания и дальнейшего просмотра;

многочисленные чаты, которые дают возможность многочасового общения с друзьями, родственниками и коллегами по работе;

электронная почта, которая в отличие от обычной почты мгновенна.

За это и многое другое молодежь так любит Интернет – благодаря тем возможностям, которые он дает, Интернет владеет не только умами, но и сердцами людей.

Особенности социализации в Интернете для молодежи:

- Интернет не навязывает информацию, она только предлагается к добровольному восприятию;

- Интернет позволяет стать участником информационного процесса любому человеку;

- в Интернете человек всегда оставляет выбор за собой, его никто не вправе отнять;


- высказанные через Интернет мнения становятся доступными достижимыми для восприятия другим человеком. Так же существуют различные сайты, форумы, на которых молодые люди высказывают своё мнение по поводу различных ситуаций, складывающиеся в мире. Море новостей, море комментариев, море мыслей и рассуждений. На этих сайтах жизнь бьёт ключом.

Еще одно преимущество Интернета - расстояние. Многие молодые люди не имеют возможности часто общаться со своими друзьями или родственниками, которые находятся далеко от них. Но с помощью Интернета мы можем сократить расстояние одним кликом мыши. Интернет - это огромная возможность общения.

Таким образом, можно сделать вывод, что потенциал Интернета в жизни молодёжи находится на благоприятном уровне и к 2015 году в России планируется значительно повысить уровень проникновения Интернета, особенно в отдаленных регионах. Сейчас, Россия занимает 2-3 место в мире по проникновению Интернета.18

1.2 Содержание, основные направления и специфика использования современных Интернет - технологий в молодежной среде.


Интернет сегодня по необходимости можно сравнить с электричеством или водой. Многие люди, буквально только встав с постели, первым делом включают компьютер. Виртуальная сеть предлагает огромное количество услуг и предоставляет множество возможностей.

Для молодежи Интернет просто незаменим. Это электронные библиотеки, социальные сети и многое другое, что также способно привлечь внимание тех, кто жаждет знаний. Но самая большая заслуга всемирной Сети в том, что она дает возможность молодежи получать образование заочно в других странах. Вы можете жить хоть Африке, а получить диплом Колумбийского университета. Это не только удобно, но и экономит финансовые ресурсы.

За последние годы наблюдаются некоторые весьма позитивные изменения, в частности явное смещение досуговых интересов молодежи в сторону все большего стремления к получению информации. За последние несколько лет в молодежной среде существенно повысилась значимость таких средств массовой информации как радио и периодическая печать, возрос интерес к телевидению, опережающими темпами в подгруппах до 26 лет растет популярность компьютера и как средства обучения, и как формы развлекательного заполнения досуга. В среднем каждый третий молодой россиянин в настоящее время заявляет, что в свободное время увлечен компьютером, программированием, Интернетом, компьютерными играми. То же самое касается стремления молодежи к самосовершенствованию, получению дополнительных знаний, умений, навыков, повышению квалификации - интерес к этим формам заполнения досуга за последние годы тоже постепенно повышается.

Таким образом, новые информационные технологии (спутниковое и кабельное телевидение, Интернет) «сделали свое дело» - люди перестали переживать по поводу того, что они чего-то не увидят, не услышат или не прочитают, поскольку все само приходит к ним в дом через новые средства массовой телекоммуникации. И это еще одна характерная черта новых способов досуговой активности.