Файл: Занятие 1 Задание по теме Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса Цель занятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие №1
Задание по теме 1.4. Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса
Цель занятия: закрепление знаний о ребенке как объекте и субъекте целостного педагогического процесса, формирование умений проведения анализа природного и общественного в развитии человека, факторов, влияющих на развитие личности: наследственность, среда, воспитание, активность личности, планирования взаимодействия участников целостного педагогического процесса.
Задание 1.
1.Внимательно ознакомьтесь с педагогической ситуацией:
Во время беседы Катя С., ученица 2 «а» класса была замкнута и отвечала на вопросы неохотно. На вопрос: «Нравится ли тебе проводить время с мамой?», девочка ответила: «Я не верю, что с мамой могут быть дружеские отношения. У меня самые нелюбимые дни — это суббота и воскресенье. Мама в эти дни меня ругает. Если бы она со мной вместо того, чтобы кричать, говорила по-человечески, я бы ее лучше поняла... Мне тяжело находится дома.»
2. Письменно ответьте на вопросы:
1) С какой целью проводилась беседа?
Беседа проводилась с целью выявления проблем в семье и взаимоотношений ребенка с родителями. С целью понимания причины, почему ребенок замкнут в себе.
2) Какое можно сделать предположение о взаимоотношениях в семье?
Исходя из этого можно сделать предположение о том, что ребенок замкнут потому что его не понимают в семье. Дома царит неблагоприятная для ребенка и его развития атмосфера и именно поэтому – он не чувствует материнского тепла и поддержки. Ребенок не любит выходные дни т.к ему приходится целый день проводить в непонимании, а может быть и агрессии. Из–за стрессового состояния дома, ребенок боится отвечать на уроке, так как педагог может накричать на Катю так же, как мама.
Задание по теме 2.3 Цели, содержание и структура педагогической деятельности
Цель: закрепление знаний о целях, содержании, и структуре педагогической деятельности; формирование умений проектировать и анализировать цели и содержание педагогической деятельности.
Задание 2.
«Педагогическая профессиональная деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой являются обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся» (А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова).
1. Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию в соответствии с приведенным выше высказыванием:
Ученик не доволен своей отметкой и в качестве протеста влезает во время урока на парту. В классе раздался звонкий жуткий смех детей, что очевидно, повлекло за собой срыв рабочей обстановки. Урок было невозможно продолжить.
2.Письменно ответьте на вопросы:
1) Назовите вероятные причины поведения ученика в этой ситуации.
Ребенок поступил так в данной ситуации потому что у него отсутствует взаимопонимание с учителем, они не понимают друг друга. Учитель, объективно оценил ребенка, а так как ученик сам себя объективно оценить не может, получился инцидент, который повлек за собой данное развитие событий. Недовольство отметкой, невоспитанный ребенок, плохие отношения с учителем.
2) Как следует отреагировать учителю, чтобы купировать скандал?
Чтобы купировать скандал учителя не стоит бурно реагировать на ситуацию. Для начала он должен сказать: «Спустись с парты и постарайся приложить усилия, чтобы получить хорошую отметку». Попробовать восстановить рабочую обстановку, а на перемене поговорить с ребенком и попросить впредь так не делать.
3) Какими путями можно было избежать такой ситуации?
Избежать этой ситуации можно было бы пояснив сразу же и вовремя причину выставления ученику данной оценки, а также объяснить ученику какими путями её можно исправить, и в какое время, чтобы он на этом не зацикливал своё внимание.
Задание по теме 2.4 Основные виды педагогической деятельности
Цель занятия: закрепление знаний об основных видах педагогической деятельности; формирование умений анализировать и обосновывать выбор оптимальных способов педагогической деятельности.
Задание 3. Разработайте тематический план на месяц по обучению детей одному из продуктивных видов деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию) на Ваш выбор.
В ответе укажите:
-
Возраст детей. -
Количество занятий. -
Длительность каждого занятия. -
Тему и цели каждого занятия. -
Используемые в ходе занятий методы и приемы.
Длительность каждого занятия 40 минут.
Возраст детей: 8-9 лет.
| | | | | |||||
Месяц | Предварительная работа | Тема | Цели | Материалы и оборудование | Взаимосвязь с лепкой | ||||
С Е Н Т Я Б Р Ь | Проведение п/и “Большие ноги”, чтение и заучивание потешки “Большие ноги” | “По ровненькой дорожке” | Обучение умению рисовать пальцем, ритмично нанося отпечаток на полоску бумаги. | Гуашь зелёного цвета, влажные тряпочки, листы, на которых изображены 2 домика и дорожка между ними | Конструирование “Дорожка” | ||||
Игры с кубиками, на прогулке рисование квадратов палочкой на песке или мелом на асфальте, выкладывание квадратов из палочек | “Кубики” | Формирование умения рисовать с помощью штампа. | Гуашь, деревянные фигурки –кубики, блюдца, разноцветные кубики из строительного набора, листы бумаги | | |||||
Чтение стихотворения Н.Дубровской “На болоте среди кочек”, попробовать конфеты “Клюква в сахаре” | “Клюква” | Формирование умения рисовать пальцем. | Гуашь красного цвета, влажные тряпочки, листы бумаги с изображением кустиков клюквы | Лепка “Ягоды клюквы” | |||||
Игры с мячами на прогулке и в группе, п/и “Мой весёлый звонкий мяч”, чтение стихотворения С.Маршака “Мяч” | “Мой весёлый звонкий мяч” | Формирование умения рисовать с помощью штампа. | Гуашь основных цветов, штампы из морковки, блюдца, листы бумаги, мячики разных цветов, кукла Таня | Лепка “Мячик” |
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:
· наглядные;
· словесные;
· практические.
Это традиционная классификация.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:
· информативно - рецептивный;
· репродуктивный;
· исследовательский;
· эвристический;
· метод проблемного изложения материала.
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
Ø рассматривание;
Ø наблюдение;
Ø экскурсия;
Ø образец воспитателя;
Ø показ воспитателя.
Словесный метод включает в себя:
Ø беседу;
Ø рассказ, искусствоведческий рассказ;
Ø использование образцов педагога;
Ø художественное слово.
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
Ø прием повтора;
Ø работа на черновиках;
Ø выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.
Задания по теме 2.5 Функции педагогической деятельности
Цель: закрепление знаний о функциях педагогической деятельности; формирование умений выделять и характеризовать функции педагогической деятельности.
Задание 4.
1. Познакомьтесь с педагогической ситуацией:
В детском коллективе есть слабый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда педагог о чем-то его спрашивает, просит публично рассказать что-либо, вызывает его с ответом на занятиях, мальчик только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Педагог только вздыхает, упрекает и низко оценивает «выступление» ребенка.
2. Ответьте письменно на вопросы:
1) В чем заключается проблема? Назовите причину этой проблемы.
Проблема заключается в неуспеваемости и неуверенности ребенка.
Педагог не нашел индивидуального подхода к ученику.
2) В чем педагог не прав, какие функции он не выполнил?
Педагог не создал спокойную для выступления обстановку, а также и усугубил ее своими упреками. Педагог только вздыхает, упрекает и низко оценивает «выступление» ребенка – это главные ошибки учителя.
3) Как должен был поступить педагог: опишите способ(ы) решения педагогической задачи.
Для неуспевающих детей нужно создать максимально спокойную атмосферу, а также не торопить ребенка с ответом. Педагог должен дать возможность подумать. А также лучше попросить ребенка ответить на вопрос письменно, т.к. ребенок не будет чувствовать себя скованно, не будет волноваться и сможет спокойно выполнить поставленное задание. Предложить индивидуальное задание с которым бы справился ребенок, предложить коллективное задание, где будет отведена определенная роль учащемуся.
Задания по теме 3.4 Приемы и средства обучения
Цель занятия: закрепление знаний о приемах и средствах обучения; формирование умений проектировать обоснованный выбор оптимальных приемов и средств обучения.
Задание 5.
1.Познакомьтесь с педагогическими ситуациями:
Ситуация 1.
Идет урок биологии. Учитель входит в класс и вносит скелет. Объясняет тему урока. И на скелете начинает показывать кости, проговаривая названия.
Ситуация 2.
Учитель математики на дом всегда задает задачи с выбором. Это значит, что задается 2-3, иногда и 4 задачи, а ученик может выбрать любую из них. Иногда тот же учитель задает на дом математическое сочинение - придумать задачу определенного типа и с определенным количеством действий или любую задачу на 10 минут решения. Время от времени устраивается конкурс самостоятельных сочиненных задач: у кого самая трудная задача, самая четкая, самая остроумная?
2.Ответьте письменно на вопросы:
1) Какие методы и средства обучения использовал учитель на уроке (в ситуации 1)? Наглядный, практический и словесный метод обучения, материальное и визуальное средство обучения.
2) С какой целью разрабатывает учитель такую серию приемов своей работы (в ситуации 2)?
Такая серия приёмов побуждает к управлению процессом решения задач, сравнению различных вариантов ответов. Организовывает учебный процесс, как игру, повышая интерес к поиску какой-либо информации, развивает мыслительные процессы. Использование эвристического метода помогает стимулировать познавательную деятельность детей.
Задания по теме 3.5. Формы организации обучения
Цель: закрепление знаний о формах обучения; формирование умений разрабатывать структуру учебных занятий.
Задание 6. Разработайте структуру обучающего занятия для детей (тему, цель и задачи, возраст обучающихся, структурный план обучающего занятия).
Тип занятия: изучение новой темы (изучение нового материала).
Конспект урока по теме: Уравнение.
Класс: 2
Тип урока: Изучение нового материала
УМК: Школа России
Технологическая карта урока.
Тема | Уравнение. | ||
Цель | Сформировать навыки записывать, читать, решать уравнения с помощью метода подбора. | ||
Планируемые результаты | Предметные: знать, что называется уравнением, отличие уравнения от других математических записей. Научиться решать уравнения с помощью метода подбора и выполнять проверку вычислений. Личностные: сформировать интерес к математике. Метапредметные: - Регулятивные УУД: с помощью учителя понять и сформулировать цель урока; спланировать свои действия в соответствии с целью урока. - Коммуникативные УУД: высказывать ход своих мыслей в устной форме; уметь слушать и понимать других. - Познавательные УУД: различать новый материал от пройденного; находить новые знания, используя учебник и отвечать на поставленные вопросы. | ||
УУД | Коммуникативные (взаимосвязь с преподавателем и одноклассниками; понимание различных точек зрения; полное выражение своих мыслей; научиться работать совместно.). Познавательные (анализ, группировка, синтез). Личностные: развитие навыков сотрудничества. Регулятивные: подготовка места для занятий; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка. | ||
Основные понятия | Уравнение, решение уравнений. | ||
Ресурсы: - основные | Учебник, ПК, доска, тетрадь, проектор, экран. | ||
Формы работы | Работа в парах, фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | ||
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
I. Мотивация к получению знаний. Цели: создание атмосферы для возникновения у обучающихся интереса к учебному процессу. | Здороваются с учителем, подготавливаются к получению новых знаний. | Приветствует учеников, создает эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку. | -Здравствуйте ребята»! давайте улыбнемся друг другу и пожелаем продуктивной работы. Сначала садятся девочки, а потом мальчики. а) Давайте выполним зарядку для наших пальчиков. Желаю (соприкасаются большими пальцами) Успеха (указательными) Большого (средними) Во всём ( безымянными) и везде. (мизинцами) Здравствуй! (всей ладонью) Удачи тебе! (пальцы переплести в замок). Молодцы! б) Проверяем готовность к занятию. Ребята давайте проверим все ли готово к уроку? Тетрадь, дневник, письменные принадлежности, все на месте?? Хорошо, теперь откроем наши тетради и запишем: число, классная работа. |
II. Актуализация опорных знаний | Повторяют пройденный материал. | Организует повторение. | - Каждые новые знания формируются на изученных . Я вам предлагаю вспомнить все то, что вы уже знаете. – Проведем самостоятельную работу в тетрадях. Запишите выражения, вставляя пропущенные числа. 65 + = 75 + 20 = 80 34 – = 1 – 30 = 15 - Теперь проверьте и оцените свои результаты. |
III Изучение нового материала 1) Постановка проблемы. | . Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). | Наводит на формулировку темы и задач урока. Помогает увидеть проблему, которую надо решить. | - Соедините стрелками соответствующие карточки. (Запись на доске) 20 +4 1 неравенства Y – 5 выражение с окошком 4+1<7 буквенные выражения +5=15 уравнение Y+4=8 числовое выражение |
2) Формирование учебной проблемы. Постановка темы урока | Учатся говорить свои предположения. Формулируют тему урока, цели и задачи. | Учит высказывать Подводит детей к формулированию темы и постановке задач урока | - Какая новая математическая запись вам встретилась? (Уравнение) - Давайте назовем тему урока. - Какие задачи мы поставим перед собой? ДОСКА Узнаем, что называют уравнением. Будем учиться решать уравнения. |
3) этапы выхода из затрудненной ситуации | Формулируют этапы. | Помощь в формировании этапов | Составим план: 1.Узнать, что тназывается уравнением. 2.Сравним свои догадки с материалом из учебника. 3. Устраним проблему. 4. Применим полученное знание. |
4) Реализация этапов | Исследуют тему параграфа, учатся формулировать свои мысли и высказывать их. | Проводит работу над изучением нового материала. | Давайте начнем наше исследование. Внимательно посмотрите на запись: 5+Y = 10 У. Что нам показывает знак «=»? (Это равенство) У. Все ли числа нам известны? (Нет) У. Какое число неизвестно? (Первое число) У. Какой буквой оно обозначено? (Латинской буквой) У. Какая задача стоит перед нами? (Найти, какое это число) У. Давайте сделаем вывод Уравнение это (показываю на знак «=») равенство, содержащее (показываю на Y) неизвестное число, которое надо найти. Уравнение - это равенство, которое содержит неизвестное число (запись на мониторе) У. Давайте найдем неизвестное число, чтобы неравенство было верным (Это число,5, тк 5 + 5 =10) У. А знаете, что вы сейчас сделали? Решили уравнение 5 + Y = 10 У. Давайте сделаем вывод Что, означает, решить уравнение? Д. Найти такое число, чтобы равенство было верным. У. Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы сделали вывод. (Обучающиеся открывают учебники на стр. 80 и читают параграф.) Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство стало верным. (Запись на мониторе) У. Умнички! Ваша работа достойна похвалы. У. Какой сделаете вывод? Удалось ли вам выяснить что называется уравнением? (Да) У. Что такое уравнение? Расскажите своему соседу по парте. У. Что значит решить уравнение? - Составим план работы с уравнением. 1. Прочитаем уравнение. 2. Запишем уравнение. 3. Найдём неизвестное число. 4. Выполним проверку. Физкультминутка
(наклониться, присесть) |
IV. Первичное закрепление. | Работа у доски с проговариванием действий, самостоятельная работа с самопроверкой по образцу, ответы на вопросы | Организует работу у доски. Проводит самостоятельную работу с последующей самопроверкой. | -Кто из вас сможет отличить уравнение от других математических записей? Найдите уравнение среди записей и запишите в тетрадь. (Слайд) 28-a 4+9=13 x+7=10 20+x x-8=12 b>3 Уч. стр. 80 №1. Работа у доски 1столбики, 2столбик в тетрадь самостоятельно. Ответьте на вопросы (начало формирования алгоритма самооценки): – Что нужно было сделать? – Получилось ли правильно выполнить задание? – Были ли у тебя ошибки и недочеты? – Ты решал сам или с помощью одноклассников? |
V. Актуализация знаний Цель: Научить применять приобретенные знания | Дети работают в тетрадях и у доски, отвечают на поставленные вопросы, анализируют свою деятельность. | Предлагает работу |
У 1 варианта числа и буквы, у 2 варианта - знаки. 2 3 5 7 х у + - = Почему не можете выполнить задание? В группах составьте уравнения и запишите их решения, не забываем про правила работы в группе. |
VI. Рефлексия | Сопоставляют цель и результат. Проговаривают способы «открытия» нового знания. Оценивают деятельность класса и себя, проводят анализ | Организует беседу, связывая результаты урока с его целью. Вовлекает учеников в оценивание своей деятельности в конце урока. Предлагает домашнее задание: уч. Стр. 81 № 4, № 6 На дополнительную отметку: составить 2 уравнения и записать их решение. | .У. Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили вначале урока (Узнать, что называется уравнением и как научиться его решать) У. Достигли мы этой цели? (Да) У. Что называется уравнением? Что означает решить уравнение? - Давайте оценим свою работу на уроке? Если вам было легко, то поднимем радостный смайлик вверх, если сложно, то грустный. |