Файл: Московская финансовоюридическая академия согласовано.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В зависимости от качественной и количественной характеристик выделяют следующие виды трудового стажа:

а) общий трудовой стаж; б) специальный трудовой стаж; в) непрерывный трудовой стаж; г) страховой стаж.
Как правило, общий, специальный и непрерывный трудовой стаж исчисляются по фактической продолжительности за исключением специальных правил исчисления общего трудового стажа и выслуги лет.

Порядок исчисления непрерывного трудового стажа, а также допустимая продолжительность перерывов в труд. деятельности определяются Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по гос. соц. страхованию, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 52.

По общему правилу, непрерывный трудовой стаж сохраняется при переходе с одной работы на другую при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца если иное не установлено правилами или другими нормами действующего законодательства.

При увольнении после 1 сентября 1983 г. по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил 3 недель (21 календарный день).





20. Понятие и виды трудовых пенсий.

Пенсионное обеспечение являетеся основным видом соц. обеспечения нетрудоспособных граждан. В соотв. со ст. 8 ФЗ «Об основах обязательного соц. страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца являются одним из видов страхового обеспечения работающих граждан по обязательному соц. страхованию.

Пенсия — это ежемесячная денежная выплата, назначаемая нетрудоспособным гражданам при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установлении инвалидности или смерти кормильца, а также в связи с длительной проф. деятельностью.

Правовое регулирование пенсионного обеспечения граждан осуществляется различными нормативными актами» предусматривающими конкретные основания, условия и размеры пенсий.

Основным нормативным актом, устанавливающим основания и условия назначения и выплаты государственных пенсий, является Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. Данным Законом предусмотрены два вида пенсий трудовые и социальные.


К трудовым пенсиям, назначаемый в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью засчитываемой в трудовой стаж, относятся следующие четыре вида пенсий

1). по старости; 2). по инвалидности; 3). по случаю потери кормильца; 4). за выслугу лет.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия. Социальная пенсия может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней)

Право на пенсионное обеспечение имеют не только граждане РФ, но и проживающие в РФ граждане других союзных республик, иностранные одновременно право на различные гос. граждане и лица без гражданства, если иное не предусмотрено Законом или Договором.



21. Пенсии федеральным государственным служащим.

ФЗ «Об основах гос. службы РФ» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ устанавливается право гос. служащих на пенсию за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти гос. служащего в связи с исполнением должностных обязанностей. Условия, порядок назначения и выплаты пенсии должны быть определены ФЗ.

В настоящее время такой закон не принят и пенсионное обеспечение гос. служащих, т.е. назначение и выплата пенсии за выслугу лет, осуществляется на основании Указа Президента РФ «О некоторых соц. гарантиях лиц, замещающих гос. должности РФ и должности федеральных гос. служащих» от 16 августа 1995 г. № 854. Указ предусматривает ежемес. доплаты к гос. пенсиям для лиц, замещавших гос. должности. Поскольку Указом предусмотрена доплата к пенсии, следовательно, гос. служащие должны иметь право на назначение какой-либо гос. пенсии (либо по Закону от 20 ноября 1990 г., либо право на досрочную пенсию по Закону РФ «О занятости населения в РФи» от 19 апреля 1991 г.). Условия назначения и размер ежемесячной доплаты зависят от гос. должности и продолжительности стажа работы на гос. должностях.

Гос. служащие, замещавшие гос. должности РФ на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств федер. бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в т.ч. досрочно), за исключением случаев

прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату в таком размере, чтобы сумма гос. пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении гос. должности РФ от одного года до трех лет — 55%, свыше трех лет — 75% их месячного денежного вознаграждения.



Гос. служащие, замещавшие гос. должности федеральной гос. службы и гос. должности федеральных гос. служащих, имеют право на ежемесячную доплату при наличии стажа гос. службы не менее 15 лет, при увольнении с федер. гос. службы по следующим основаниям:

* ликвидация федеральных органов государственной власти, а также сокращение штата федеральных государственных служащих;

* увольнение с должностей в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;

* достижение предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности федеральной службы;

* обнаружившееся несоотв-е замещаемой должности федер. службы вследствие сост-я здоровья, препятствующего продолжению гос. службы;

* увольнение по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.

Ежемесячная доплата в этих случаях устанавливается в таком размере, чтобы сумма гос. пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45% месячного денежного содержания. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3% месячного денежного содержания (денежного вознаграждения) федер. гос. служащего за каждый полный год стажа гос. службы свыше 15 лет. При этом сумма гос. пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75% месячного денежного содержания.

Стаж государственной службы, дающий право на ежемесячную доплату к гос. пенсии, определяется постановлением Правительства РФ от 31 января 1996 г. № 83 «О реализации Указа Президента РФ от 16 августа 1995 г. № 854 " О некоторых соц. гарантиях лиц, замещающих гос. должности РФ и должности федер. гос. служащих».

Размер ежемесячной доплаты исчисляется по выбору обратившихся лиц исходя из их месячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев федеральной гос. службы, предшествовавших дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на государственную пенсию по старости.

Размер месячного денежного содержания, из которого исчисляется ежемесячная доплата, не должен превышать 1,8 должностного оклада.

Размер ежемесячной доплаты к гос. пенсии не может быть ниже установленного законодательством РФ минимального размера

государственной пенсии по старости.

Ежемесячная доплата к гос. пенсии не устанавливается лицам, замещавшим государственные должности РФ и должности федер. службы, которым в соответствии с законодательством РФ назначены пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение либо в соответствии с законодательством субъектов РФ установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии.


Выплата ежемесячной доплаты приостанавливается при замещении лицом государственной должности.

Материальное обеспечение судей, пребывающих в отставке, а также членов их семей регулируется специальным законодательством. Законом РФ «О статусе судей в РФ» от 26 июня 1992 г. № 3132-1 закрепляется право судей, пребывающих в отставке, на ежемес. пожизн. содержание.

Право на получение ежемесячного пожизненного содержания имеют:


§ судьи, ушедшие (удаленные) в отставку, при стаже работы в должности судьи не менее 20 лет;

§ судьи, ушедшие (удаленные) в отставку, имеющие стаж работы менее 20 лет, при достижении ими возраста 55 лет (для женщин — 50 лет);

§ бывшие судьи, ушедшие на пенс. по возр. с должности судьи либо по истеч. срока полномочий, при стаже судейск. работы не менее 20 лет;

§ бывшие судьи, находящиеся на пенсии, при стаже судебной работы не менее 10 лет.

Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда РФ, пребывающим в отставке, утверждено постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1995 г. № 425.

22. Трудовая пенсия по инвалидности.

Закон РФ «О соц. защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. дает следующее понятие термина «инвалид». Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Порядок и условия признания лица инвалидом регулируются постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами», которым утверждено Положение о признании лица инвалидом.

Для пенсионного обеспечения юр. значение имеет не только группа, но и причина инвалидности. Причина инвалидности определяется также гос. службой медико-социальной экспертизы одновременно с установлением группы инвалидности. Для пенс. обеспечения по Закону РФ «О гос. пенсиях в РФ» юр. значение имеют следующие причины инвалидности: трудовое увечье, проф. заболевание, общее заболевание, военная травма и заболевание, полученное в период военной службы.

Основанием возникновения пенсионного правоотношения о пенсии по инвалидности является следующий сложный состав юр. фактов:

1) заявление инвалида о предоставлении ему пенсии по инвалидности;