Файл: Шумихина яна александровна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПАССКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ШУМИХИНА ЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

студентка 3 курса

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА ОБОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

Выпускная квалификационная работа по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Руководитель: Бутенко О. Б., преподаватель математических дисциплин

с. Спасское

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………….

3

Глава 1. Теоретическая часть …………………………………………………………..

5

1.1. Понятие мышления и развитие приёмов мыслительной деятельности …………...

5

1.2. Психологические и дидактические основы использования обобщения при обучении младших школьников ………………………………………………………….


10

1.3. Методы и приёмы для формирования обобщения …………………………………

12

Глава 2. Практическая часть …………………………………………………………..

17

2.1. Экспериментальная база исследования ……………………………………………..

17

2.2. Описание и анализ констатирующего этапа эксперимента ………………………..

18

2.3. Описание формирующего этапа эксперимента ……………………………………..

23

2.4. Анализ результатов исследования …………………………………………………...

30

Заключение ………………………………………………………………………..............

35

Список использованных источников и литературы …………………...…………...

37

Приложение






ВВЕДЕНИЕ

Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Если до недавнего времени важнейшей задачей школы было вооружить учащихся глубокими знаниями и понятиями, то теперь задачи общеобразовательной школы иные.

Обучение, которое сводится лишь к накоплению знаний, а не формирует у ребенка умения думать, не учит тем мыслительным операциям, с помощью которых приобретаются осмысленные знания, малоэффективно для умственного развития. Но в настоящее время в учебном процессе основным предметом умственной деятельности детей остается подлежащее усвоению содержание и недостаточно ведется работа по обучению детей общим способам умственной деятельности, т. к. отсутствует конкретная программа развития приемов умственной деятельности. 

Изучение математики сталкивает детей с необходимостью выделять существенные свойства, которые присущи нескольким предметам и явлениям, и обобщать их, формируя определенные понятия.

Умение обобщать в математике приводит учащихся к новым обобщенным знаниям, способам действий, т. е. обеспечивает овладение ими основами наук, которые становятся средствами решения конкретных задач и дальнейшего овладения математикой.

На основании всего вышесказанного, работа по формированию обобщения у младших школьников на уроках математики является актуальной.

Процесс развития операции обобщения в младшем школьном возрасте будет успешным при следующих условиях:

  • использование разнообразного набора исходного развивающего материла;

  • анализ и сравнение учащимися большого количества сходных предметов;

  • варьирование несущественных признаков при постоянстве существенных;

  • умение видеть общее в отдельном конкретном случае, с которым приходится иметь дело в данный момент.

Таким образом, математика играет важную роль в процессе формирования процесса обобщения. Этот процесс начинается в начальной школе. Младший школьник, определяя понятия, указывает преимущественно наглядные, конкретные и единичные предметы и явления, их признаки и свойства. Это объясняется недостатком знаний, а также слабым развитием мыслительной операции обобщения у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – процесс обучения математике младших школьников.

Предмет исследования – упражнения, направленные на формирование приёма обобщения.

Цель исследования: выявление и обоснование комплекса педагогических условий, необходимых для успешного формирования приемов обобщения у младших школьников в процессе обучения математике. 



Задачи исследования: 

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по формированию умений применять приём обобщения на уроках математики.

  2. Выявить содержание, структуру и функции умственного приема обобщения, установить его место и роль в процессе обучения математике.

  3. Проверить сформированность приема обобщения у учащихся в процессе опытно-экспериментальной работы.

  4. Разработать комплекс заданий и упражнений для учащихся 3 класса, направленный на формирование приёма обобщения.

  5. Сформулировать выводы и дать практические рекомендации по проблеме исследования.

Гипотеза: использование различных упражнений на уроках математики в начальных классах способствует повышению уровня сформированности приёма обобщения.

Практическая значимость исследования обусловлена разработанным и экспериментально апробированным комплексом заданий, упражнений, направленным на формирование приёма обобщения у младших школьников на материале математики. В процессе педагогического исследования он показал свою эффективность. Далее будут разбираться все приёмы, методы и комплексы заданий, которые помогут учащимся формировать приём обобщения на уроках математики в начальной школе.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Понятие мышления и развитие приёмов мыслительной деятельности

Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления. Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как мышление влияет на воспитанность человека. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. Как отмечает Л. С. Выготский, формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса [8, с. 123]. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных процессов.

Математика дает реальное представление для развития логического мышления учащихся. Задача учителя – полнее использовать эти возможности при обучении детей математике [4, с. 120]. Для этого, чтобы дети умели последовательно излагать свои мысли, переходя от одного суждения к другому, строить логические умозаключения, анализировать, обобщать, с первых шагов обучения следует учить этому. Однако конкретной программы развития логического мышления, которое должно быть сформировано при изучении данного предмета нет [14].


Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу — это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Реализация данного направления нашла свое практическое отражение в осуществлении развивающего обучения, основной характеристикой которого является активность и самостоятельность учащихся во всех видах учебной работы. Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности—задача, которую призваны решать педагоги, психологи, методисты и учителя [1, с. 74].

Интенсивное продвижение учащихся в развитии достигается в процессе всей учебно-воспитательной работы: и приобретения знаний, и овладения навыками, и формирования побуждения к учению. Средством, позволяющим организовать целенаправленную и систематическую работу над развитием учащихся в процессе обучения математике являются учебные задания. Выполняя их, учащиеся овладевают новыми знаниями, приемами умственной деятельности, закрепляют и совершенствуют умения и навыки [2]. Одной из центральных задач начального курса математики является формирование у учащихся прочных и сознательных вычислительных навыков. Безусловно, навык формируется в процессе многократных упражнений, тем не менее при выполнении тренировочных упражнений не следует ослаблять работу и над развитием учащихся [3, с. 67]. Этого можно достигнуть, используя в процессе обучения такие задания, которые побуждают учащихся не только к воспроизведению, но и требуют наблюдения, анализа, сравнения, обобщения.

По мнению Б. П. Есиповой, многие трудности, испытываемые студентами в процессе обучения в вузе, обусловлены их недостаточной логической подготовкой в начальной школе [12, с. 263]. Это выражается прежде всего в том, что учащиеся не могут грамотно сформулировать определение понятия, выполнить обобщение, допускают ошибки в рассуждениях, испытывают затруднения при решении задач на распознавание и т. д. Для будущего учителя логическая грамотность приобретает особую значимость, так как, формируя у школьников представления, понятия, умения и навыки, он постоянно обращается к тем или иным логическим приемам.

Целенаправленная работа по формированию таких приемов, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение осуществляется в курсе начальной математики. Степень владения данными приемами зависит от сформированности определенных логических умений. Одним из основных средств формирования умений является система упражнений, эффективность которой во многом определяется тем, насколько продуман ее содержательный и методический аспекты [23]. Методический аспект находит свое отражение в усложняющейся последовательности упражнений в соответствии с принципами преемственности и доступности, которая предусматривает поэтапное формирование того или иного умения.


Так как изучением психического развития ребенка занимается психология, то при построении развивающего обучения методика математики, несомненно, должна опираться на результаты исследований этой науки. Н. А. Менчинская отмечает, что исследование формирования у детей понятий и логических (умственных) операций внесли важный вклад в науку: «Было показано, что понятия отнюдь не формируются в голове у ребенка по типу образования чувственных образования чувственных образов, а представляют собой результат процесса присвоения «готовых», исторически выработанных знаний и процесс этот происходит в деятельности ребенка [18, с. 93]. Обучаясь выполнению тех или иных действий, он овладевает соответствующими операциями».

С. Л. Рубинштейн раскрывает механизм мыслительной деятельности следующим образом [22, с. 133]. Наличие проблемной ситуации, с которой начинается мыслительный процесс, всегда направленный на разрешение какой-либо задачи, свидетельствует о том, что исходная ситуация дана в представлении субъекта неадекватно, в случайном аспекте, в несущественных связях. Для того, чтобы в результате мыслительного процесса разрешить задачу, нужно прийти к более адекватному познанию. К такому все более адекватному познанию своего предмета и разрешению стоящей перед ним задачи мышление идет посредством многообразных операций, составляющих различные взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны мыслительного процесса. Таковыми являются сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение [5].

Включение этих операций в процесс усвоения математического содержания – одно из важных условий построения развивающего обучения, так как продуктивная (творческая) деятельность оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций. «Организация развивающего обучения – справедливо отмечает Я. И. Груденов – предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но дает существенные сдвиги в умственном развитии ребенка. Овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении учебных задач, могут рационально строить свою деятельность по усвоению знаний» [9, с. 78].

К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Ж. Пиаже, характеризуя данный период развития ребенка, называет его стадией конкретных операций с предметами. По его мнению, это время является третьей стадией в развитии логического мышления ребенка. Ж. Пиаже считал, что исследование развития логических операций в сознании ребенка позволяет точно соотнести оперативные структуры мышления со структурами порядка, что соответствует связи детского мышления и общеалгебраических структур [20, с. 53]. Поэтому включение в программу элементов алгебраического материала позволяет повысить уровень операции обобщения, способствует развитию логического мышления.