ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2021
Просмотров: 271
Скачиваний: 2
Централизация библиотечного дела в основном завершилась также к концу 1980 г.
Отметим, что на последующем этапе интеграции учреждений культуры с начала 1980-х гг. стали создаваться культурно- спортивные комплексы, куда входили, кроме учреждений культуры, и спортивные объекты. Сельский культурно-спортивный комплекс объединял клубы, библиотеки, красные уголки, киноустановки. Всего к концу 1980 г. в стране имелось более 2 тысяч культурно- спортивных комплексов.
Студент должен сделать анализ позитивных и негативных сторон процесса создания культурно-спортивных комплексов в нашей стране. Как и на централизацию клубов и библиотек, так и на создание культурно-спортивных комплексов возлагались большие надежды, прежде всего, на улучшение качества работы досуговых учреждений н их эффективность в работе с населением. К сожалению. этого не произошло, за исключением отдельных районов. Централизация и создание культурно-спортивных комплексов проводились повсеместно, часто без учета местных особенностей и добровольности участия организаций в этом процессе. Однообразие никогда не приводит к хорошим результатам, и поэтому в отдельных регионах эти процессы происходили насильственно и не принесли никаких практических результатов.
На семинарских занятиях студенты, особенно заочники, работающие в учреждениях культуры, смогут проанализировать мероприятия. проводимые в конкретных регионах России и других стрз- нах СНГ. показать положительные и отрицательные моменты в организации и результатах этого дела.
Нет сомнения, что без квалифицированных кадров бессмысленно рассуждать о качестве работы досуговых учреждений. В 1960 г ь стране было около 170 тыс. платных клубных работников, в 1985 - около 174 тыс., а в 1970 - около 228 тыс. человек, или на 58 :ыс. г»1дьше, чем в 1960 г. Увеличился качественный состав работников мпссопых библиотек. Количество платных библиотечных ра-
Сотников увеличилось с 136 тыс. в 1960 г. до 175 тыс. в 1970 г., т.е. на 39 тыс. человек'.
К сожалению, качественный состав клубных работников не может характеризоваться положительно. Так, например, в 1965 г. только 2% работников клубов имели высшее образование, в 1970 г. - 3%, причем процент с высшим специальным остался на прежнем уровне (1%); со средним специальным образованием в 1965 г. - 15%, в 1970 г. - 21%, рост незначительный1.
В конце 60-х гг. в стране имелось 10 вузов культуры, в 1975 г. их стало 16, что, безусловно, способствовало улучшению подготовки кадров для учреждений досуга.
Обратим внимание на то, что кадры с высшим образованием стали готовиться в различных регионах страны (Ташкенте, Ровно, Казани, Перми, Куйбышеве, Барнауле). В эти годы были открыты
филиалы МГИК в Рязани, Орле и Тамбове, два последние выросли
||
сегодня в самостоятельные вузы.
Клубных работников и библиотекарей средней квалификации готовили 139 культурпосветучилищ (ныне училищ культуры).
Укажем также на введение в 1959 г. художестввенных специализаций в институтах культуры. Развитие самодеятельного художественного творчества требовало резкого улучшения состава кадров руководителей кружков различных жанров. Кстати, в 1964 г. биб- лиотечные институты были переименованы в институты культуры.
В определенной мере изменилось научно-методическое руководство системой культурно-досуговых учреждений. В 1979 г. был создан Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и культпросветработы. Аналогичные единые Центры народно-
' Народное обрлюаанме. наука и куямура а СССР. Стат. сб.-М. 1971.-С 296. х Т>* , с л!.
го творчества и культпросветработы были образованы в республиках. краях и областях страны.
Следует отметин- все же, что общая картина положения с кадрами работников клубов, библиотек, особенно на селе, изменялась весьма медленно. К концу 1980 г. в клубных учреждениях Минн- с!срства культуры СССР с высшим образованием работало только 3,9% специалистов: несколько выше процент специалистов со средним образованием - 33,3.
Можно высказать профессиональное удивление: куда уходят выпускники вузов культуры? Думается, что смежные сферы - ДМШ. концертные и другие организации привлекают их больше, нежели клубы, дома культуры и досуговые центры. Невнимание к выпускнику на местах, отсутствие нормальных условий жизни и перспектив объективно толкают его на поиск лучшей жизни. Трудно однако сказать, что эта проблема 8 прошлом.
На семинаре-дискуссии студентам будет представлена возможность анализа проблемы подготовки кадров в России сегодня. Работая в различных регионах, студенты-заочники на вопрос нашей анкеты: «Изменилось ли отношение к работнику культуры в 90-е годы» отвечали коротко: «Нет». Выразим сожаление по этому поводу и попытаемся на семинаре ее проанализировать, сделать прогноз на будущее в связи с введением новых специализаций в институтах н училищах культуры («социальный педагог», «социолог культурно- досуговой сферы», «менеджер-постановщик культурно-досуговых программ», «музейный работник», «организатор туризма», «менеджер культурно-досуговой сферы»).
Нчроюк оЗрсзоипос, »«:•*» » к>яитур» « СССР: Сгаг сб М .1971 - С 321
При изучении этого периода заслуживают внимания вопросы содержания и форм работы учреждений досуга, развития самодеятельного художественного творчества. Это не простые вопросы, ибо вошедшие в историю так называемые годы застоя отражались и на содержании работы клубов, домов культуры, библиотек. Парадность клубных мероприятий, погоня за количественным охватом посетителей, формализм в организации, отход от интересов и духовных потребностей человека - все это было. В то же время мимо внимания студентов не должно пройти то положительное, что имелось в культпросветработе этих лет.
Надо отметить, что и начало перестройки 1985-1987 гг. было отмечено подъемом в деятельности учреждений досуга. Попытаемся рассмотреть эти вопросы на практических семинарских занятиях. В процессе семинаров студенты-заочники рассмотрят новые, рожденные временем формы досуга молодежи и других групп населения, осмыслят позитивный н негативный опыт 60-70-х и начала 80-х гг., вынося его на объективное обсуждение.
Остановимся, однако, на вопросах развития самодеятельного художественного творчества в 60-70-с гг. Существенным явлением стал первый Всесоюзный фестиваль самодеятельного художественного творчества, проходивший с 1975 по 1977 гг.
Динамика роста участников самодеятельных коллективов весьма внушительна: 1970 г. - 13 млн., в 1977 - 25 млн., 1982 - 28 млн. человек. Самодеятельные артисты участвовали в 3 млн. концертов ежегодно и обслуживали до 600 млн. зрителей1. С одной сто- роны, это, безусловно, отрадное явление, но говоря об этих цифрах с позиций объективного исторического опыта, нельзя не отметить,
' Пинало* СЛ. Истарм аулкгууно-проскллелшоа работ ■ СССР. - Ким.!9*).-С-331.
чю цифры эти часто завышались, больше того, в погоне за количеством в условиях фестиваля «пропадали» десятки и сотни коллективов, которые после выступлений и конкурсов прекращали свое существование.
По итогам Всесоюзного фестиваля в 1978 г. было принято постановление партии, в котором подводились его результаты и намечались меры по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества. Однако судьба этого документа была похожа на другие аналогичные по вопросам культурно-просветительной рабо- гы тех лет: они не соответствовали практике.
Тем не менее, анализируя, осмысляя исторический опыт, подчеркнем, что фестиваль в значительной степени активизировал сельскую художественную самодеятельность, выявил лучшие коллективы, что также способствовало росту исполнительского мастерства его участников. На фестивале были отмечены 80 тыс. лауреатов-исполнителей и 3 тыс. победителей-коллективов (хоров, оркестров, агитбригад и т.п.).
Последующий фестиваль самодеятельного творчества 1986-88 гг. и несостоявшийся третий. Всесоюзный, из-за распада Союза - также уроки истории, которые требуют серьезного размышления.
В заключение оговоримся, что мы преднамеренно не рассмотрели развитие культурно-досуговой деятельности в современный период. Во-первых, исторический опыт еще не устоялся, требуется время на его осмысление и анализ, во-вторых, раздел «теория куль- гурнэ-досуговой деятельности», который студенты будут изучать на втором курсе, основывается полностью на современной социокультурной ситуации..
Вопросы для самопроверки:
-
Демократизация деятельности учреждений досуга после 20 съезда КПСС.
-
Развитие сети досуговых учреждений, создание централизованных клубных систем, подготовка кадров для них.
-
Вопросы развития народного творчества, проблемы и их решение.
-
Новые формы досуга молодежи и других групп насе-
\ !
ления.
\ /
I Литература: /
-
Жаркова Л.С.,- Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культур- но-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособ. - М., 1994. - 112 е.
-
Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом: Курс лекций. -М., 1992.-72*.
-
Никитина ГД История культурно-досуговой деятельности: Обзорная лекция. - М., 1994. - 34 с.
-
Клюско Е.М.. Никитина Г.Я. Культурно-досуговая деятельность. Программа. - М., 1996.
-
Социально-культурная деятельность (история, теория, методика): Программа по специальностям «социальная педагогика», «социальная работа», «социология культуры». - М., 1992. - 72 е.
-
Савченко А.М. Введение в историю культурно- просветительной работы в СССР: Лекция. - М., 1988. - 48с.
' Справочные материалы* опетижу жждалу ЦК профсоюза 10 съеш профсоюза работам-
Вопросы для самопроверки:
!. Демократизация деятельности учреждений досуга
после 20 съезда КПСС.
-
Развитие сети досуговых учреждений, создание централизованных клубных систем, подготовка кадров дня них.
-
Вопросы развития народного творчества, проблемы и их решение.
-
Новые формы досуга молодежи и других групп населения.
I Литература:
I Жаркова Л.С.. Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культур-
но-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособ. - М.. 1994. - 112 с.
-
Киселева ТТ. Теория досуга за рубежом: Курс лекций -М, 1992.-72 с.
-
Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности: Обзорная лекция. - М., 1994. - 34 с.
-
Клюско Е.М.. Никитина Г.Я. Культурно-досуговая деятельность. Программа. - М., 1996.
-
Социально-культурная деятельность (история, теория, методика): Программа по специальностям «социальная педагогика», «социальная работа», «социология культуры». - М., 1992. - 72 с.
-
Савченко А.М. Введение в историю культурно- просветительной работы в СССР: Лекция. - М., 1988. - 48с.
1 С»ц%»»1»чмые материалы* отчепюму аоыаду ЦК профслох* 10 оодж профсоюкм работ»-
-
20 съезд КПСС. Постановление по докладу «О культе личности и его последствиях» // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференции н пленумов ЦК. Т.7. М.,
-
О преодолении культа личности и его последствии: Пост. ЦК КПСС от 30 нюня 1956 г. // КПСС в резолюциях
Т. 7. - М.. 1957. - С. 199-204.
-
Примерное положение об автоклубе системы Министерства культуры СССР. Утв. Министерством культуры СССР от 12 июня 1968 г. № 29-73 по согласованию с Минфином СССР от 25 апреля 1968 г. Л? 23/106-13 //Сборник руководящих материалов и документов по культурно- просветительной работе. - М., 1983. - С. 92-96.
-
Примерное положение об условиях и порядке присвоения звания «Клуб отличной работы». Утв. Министерством культуры СССР по согласованию с ЦК профсоюза работников культуры от 24 апреля 1985 г. № 29-32. // Сборник руководящих материалов ... - М., 1983. - С. 68-70.
-
Авторская песня жива // Сов. культура. - 1989. - 9 фев. - С.2.
12 Балдина И .Д. Авангардизм и творчество художников- любителей. - М., 1992. - 40 с.
-
Библиотеки в контексте истории: Тез. докл. и сообш. науч. конф. Москва. 8-10 нюня 1995 г. - М., 1995. - С. 5-8, 19-20. 27-29.
-
Джаз, рок и медные трубы ... / Огонек. - 1990 . - № 29.-С. 20-23.
№• »)яи>ги - М . 1982 - С 4
-
Жуков Ю.Н. Борьба за власть в руководстве СССР в 1945-1952 годах // Вопр. истории. - 1995. - № 1. - С. 23-39.
-
Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945 - 1985 гг.): теоретико- методологический и исторический аспекты. - М., 1997. - 130 с.
-
Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (18-20 вв.). - Ч. 1 // Сб. науч. тр. НИИ культуры. -М.. 1991.-323 с.
-
Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. - Омск. 1992.- 183 с.
-
Сидорина И., Коровина М. Народные театры России. -М.. 1981.-141 с.
-
Силин А. Потому, что не могут не выйти: из опыта работы молодежных любительских театров 1967-1977 гг. - М.. 1978.-94 с.
Приложение I
В процессе изучения курса «Истории КДД» студенты дневного отделения пишут реферат. При условии оценки «отлично» за выполненную работу студент автоматически получает оценку по предмету в зимнюю экзаменационную сессию. Лучшие рефераты могут быть рекомендованы на научную студенческую конференцию. проводимую в институте ежегодно в апреле-мае.
Студенты заочного отделения изучают предмет в первом и втором семестрах, во втором - пишут контрольную работу.
Обратим внимание студентов на свободу выбора темы реферата или контрольной работы. Мы даем лишь общие направления поиска исторической информации для выполнения письменной работы. Студент же сам определяет тему, конкретизирует ее с учетом местных культурных традиций, наличия исторических источников (архивы, периодическая печать прошлых лет и др.), своих профессиональных интересов к разработке той или иной проблемы.
В период изучения курса студент согласует тему реферата или контрольной работы с преподавателем.
Назовем основные направления исследовательской работы по предмету:
-
Из истории развития просвещения, культуры, досуго- вой деятельности (исторический период, регион, объект исследования - по выбору).
-
Из'истории развития самодеятельного художественного творчества народа (период, жанр, регион исследования - по выбору).
-
Уроки истории. Позитивный опыт и негативные явления в истории культурно-досуговой деятельности.
Третье направление также многовариантно, ибо студент может взять для анализа любой исторический этап и исследовать его на материалах конкретного региона или всей страны. Причем самостоятельность студента в исследовании, умение переосмыслить исторический опыт, показать его преемственность будут являться определяющим при оценке письменной работы.
В приложениях даны рекомендации по выполнению рефератов и контрольных работ, оформлению письменной работы.
Предлагаем оформление реферата, контрольной работы (образец). (См. приложение 2).