ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2021

Просмотров: 258

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Централизация библиотечного дела в основном завершилась также к концу 1980 г.

Отметим, что на последующем этапе интеграции учреждений культуры с начала 1980-х гг. стали создаваться культурно- спортивные комплексы, куда входили, кроме учреждений культуры, и спортивные объекты. Сельский культурно-спортивный комплекс объединял клубы, библиотеки, красные уголки, киноустановки. Все­го к концу 1980 г. в стране имелось более 2 тысяч культурно- спортивных комплексов.

Студент должен сделать анализ позитивных и негативных сторон процесса создания культурно-спортивных комплексов в на­шей стране. Как и на централизацию клубов и библиотек, так и на создание культурно-спортивных комплексов возлагались большие надежды, прежде всего, на улучшение качества работы досуговых учреждений н их эффективность в работе с населением. К сожале­нию. этого не произошло, за исключением отдельных районов. Цен­трализация и создание культурно-спортивных комплексов проводи­лись повсеместно, часто без учета местных особенностей и добро­вольности участия организаций в этом процессе. Однообразие нико­гда не приводит к хорошим результатам, и поэтому в отдельных ре­гионах эти процессы происходили насильственно и не принесли ни­каких практических результатов.

На семинарских занятиях студенты, особенно заочники, рабо­тающие в учреждениях культуры, смогут проанализировать меро­приятия. проводимые в конкретных регионах России и других стрз- нах СНГ. показать положительные и отрицательные моменты в ор­ганизации и результатах этого дела.

Нет сомнения, что без квалифицированных кадров бессмыс­ленно рассуждать о качестве работы досуговых учреждений. В 1960 г ь стране было около 170 тыс. платных клубных работников, в 1985 - около 174 тыс., а в 1970 - около 228 тыс. человек, или на 58 :ыс. г»1дьше, чем в 1960 г. Увеличился качественный состав работ­ников мпссопых библиотек. Количество платных библиотечных ра-

Сотников увеличилось с 136 тыс. в 1960 г. до 175 тыс. в 1970 г., т.е. на 39 тыс. человек'.

К сожалению, качественный состав клубных работников не может характеризоваться положительно. Так, например, в 1965 г. только 2% работников клубов имели высшее образование, в 1970 г. - 3%, причем процент с высшим специальным остался на прежнем уровне (1%); со средним специальным образованием в 1965 г. - 15%, в 1970 г. - 21%, рост незначительный1.

В конце 60-х гг. в стране имелось 10 вузов культуры, в 1975 г. их стало 16, что, безусловно, способствовало улучшению подготов­ки кадров для учреждений досуга.

Обратим внимание на то, что кадры с высшим образованием стали готовиться в различных регионах страны (Ташкенте, Ровно, Казани, Перми, Куйбышеве, Барнауле). В эти годы были открыты

филиалы МГИК в Рязани, Орле и Тамбове, два последние выросли

||

сегодня в самостоятельные вузы.

Клубных работников и библиотекарей средней квалификации готовили 139 культурпосветучилищ (ныне училищ культуры).


Укажем также на введение в 1959 г. художестввенных специа­лизаций в институтах культуры. Развитие самодеятельного художе­ственного творчества требовало резкого улучшения состава кадров руководителей кружков различных жанров. Кстати, в 1964 г. биб- лиотечные институты были переименованы в институты культуры.

В определенной мере изменилось научно-методическое руко­водство системой культурно-досуговых учреждений. В 1979 г. был создан Всесоюзный научно-методический центр народного творче­ства и культпросветработы. Аналогичные единые Центры народно-

' Народное обрлюаанме. наука и куямура а СССР. Стат. сб.-М. 1971.-С 296. х Т>* , с л!.

го творчества и культпросветработы были образованы в республи­ках. краях и областях страны.

Следует отметин- все же, что общая картина положения с кад­рами работников клубов, библиотек, особенно на селе, изменялась весьма медленно. К концу 1980 г. в клубных учреждениях Минн- с!срства культуры СССР с высшим образованием работало только 3,9% специалистов: несколько выше процент специалистов со сред­ним образованием - 33,3.

Можно высказать профессиональное удивление: куда уходят выпускники вузов культуры? Думается, что смежные сферы - ДМШ. концертные и другие организации привлекают их больше, нежели клубы, дома культуры и досуговые центры. Невнимание к выпускнику на местах, отсутствие нормальных условий жизни и перспектив объективно толкают его на поиск лучшей жизни. Трудно однако сказать, что эта проблема 8 прошлом.

На семинаре-дискуссии студентам будет представлена воз­можность анализа проблемы подготовки кадров в России сегодня. Работая в различных регионах, студенты-заочники на вопрос нашей анкеты: «Изменилось ли отношение к работнику культуры в 90-е годы» отвечали коротко: «Нет». Выразим сожаление по этому пово­ду и попытаемся на семинаре ее проанализировать, сделать прогноз на будущее в связи с введением новых специализаций в институтах н училищах культуры («социальный педагог», «социолог культурно- досуговой сферы», «менеджер-постановщик культурно-досуговых программ», «музейный работник», «организатор туризма», «менеджер культурно-досуговой сферы»).

Нчроюк оЗрсзоипос, »«:•*» » к>яитур» « СССР: Сгаг сб М .1971 - С 321

При изучении этого периода заслуживают внимания вопросы содержания и форм работы учреждений досуга, развития самодея­тельного художественного творчества. Это не простые вопросы, ибо вошедшие в историю так называемые годы застоя отражались и на содержании работы клубов, домов культуры, библиотек. Парадность клубных мероприятий, погоня за количественным охватом посети­телей, формализм в организации, отход от интересов и духовных потребностей человека - все это было. В то же время мимо внима­ния студентов не должно пройти то положительное, что имелось в культпросветработе этих лет.


Надо отметить, что и начало перестройки 1985-1987 гг. было отмечено подъемом в деятельности учреждений досуга. Попытаемся рассмотреть эти вопросы на практических семинарских занятиях. В процессе семинаров студенты-заочники рассмотрят новые, рожден­ные временем формы досуга молодежи и других групп населения, осмыслят позитивный н негативный опыт 60-70-х и начала 80-х гг., вынося его на объективное обсуждение.

Остановимся, однако, на вопросах развития самодеятельного художественного творчества в 60-70-с гг. Существенным явлением стал первый Всесоюзный фестиваль самодеятельного художествен­ного творчества, проходивший с 1975 по 1977 гг.

Динамика роста участников самодеятельных коллективов весьма внушительна: 1970 г. - 13 млн., в 1977 - 25 млн., 1982 - 28 млн. человек. Самодеятельные артисты участвовали в 3 млн. кон­цертов ежегодно и обслуживали до 600 млн. зрителей1. С одной сто- роны, это, безусловно, отрадное явление, но говоря об этих цифрах с позиций объективного исторического опыта, нельзя не отметить,

' Пинало* СЛ. Истарм аулкгууно-проскллелшоа работ ■ СССР. - Ким.!9*).-С-331.

чю цифры эти часто завышались, больше того, в погоне за количе­ством в условиях фестиваля «пропадали» десятки и сотни коллекти­вов, которые после выступлений и конкурсов прекращали свое су­ществование.

По итогам Всесоюзного фестиваля в 1978 г. было принято по­становление партии, в котором подводились его результаты и наме­чались меры по дальнейшему развитию самодеятельного художест­венного творчества. Однако судьба этого документа была похожа на другие аналогичные по вопросам культурно-просветительной рабо- гы тех лет: они не соответствовали практике.

Тем не менее, анализируя, осмысляя исторический опыт, под­черкнем, что фестиваль в значительной степени активизировал сельскую художественную самодеятельность, выявил лучшие кол­лективы, что также способствовало росту исполнительского мастер­ства его участников. На фестивале были отмечены 80 тыс. лауреа­тов-исполнителей и 3 тыс. победителей-коллективов (хоров, оркест­ров, агитбригад и т.п.).

Последующий фестиваль самодеятельного творчества 1986-88 гг. и несостоявшийся третий. Всесоюзный, из-за распада Союза - также уроки истории, которые требуют серьезного размышления.

В заключение оговоримся, что мы преднамеренно не рассмот­рели развитие культурно-досуговой деятельности в современный период. Во-первых, исторический опыт еще не устоялся, требуется время на его осмысление и анализ, во-вторых, раздел «теория куль- гурнэ-досуговой деятельности», который студенты будут изучать на втором курсе, основывается полностью на современной социокуль­турной ситуации..

Вопросы для самопроверки:

  1. Демократизация деятельности учреждений досуга после 20 съезда КПСС.

  2. Развитие сети досуговых учреждений, создание цен­трализованных клубных систем, подготовка кадров для них.

  3. Вопросы развития народного творчества, проблемы и их решение.

  4. Новые формы досуга молодежи и других групп насе-


\ !

ления.

\ /

I Литература: /

    1. Жаркова Л.С.,- Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культур- но-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособ. - М., 1994. - 112 е.

    2. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом: Курс лек­ций. -М., 1992.-72*.

    3. Никитина ГД История культурно-досуговой дея­тельности: Обзорная лекция. - М., 1994. - 34 с.

    4. Клюско Е.М.. Никитина Г.Я. Культурно-досуговая деятельность. Программа. - М., 1996.

    5. Социально-культурная деятельность (история, тео­рия, методика): Программа по специальностям «социальная педагогика», «социальная работа», «социология культуры». - М., 1992. - 72 е.

    6. Савченко А.М. Введение в историю культурно- просветительной работы в СССР: Лекция. - М., 1988. - 48с.

' Справочные материалы* опетижу жждалу ЦК профсоюза 10 съеш профсоюза работам-

Вопросы для самопроверки:

!. Демократизация деятельности учреждений досуга

после 20 съезда КПСС.

      1. Развитие сети досуговых учреждений, создание цен­трализованных клубных систем, подготовка кадров дня них.

      2. Вопросы развития народного творчества, проблемы и их решение.

      3. Новые формы досуга молодежи и других групп насе­ления.

I Литература:

I Жаркова Л.С.. Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культур-

но-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособ. - М.. 1994. - 112 с.

        1. Киселева ТТ. Теория досуга за рубежом: Курс лек­ций -М, 1992.-72 с.

        2. Никитина Г.Я. История культурно-досуговой дея­тельности: Обзорная лекция. - М., 1994. - 34 с.

        3. Клюско Е.М.. Никитина Г.Я. Культурно-досуговая деятельность. Программа. - М., 1996.

        4. Социально-культурная деятельность (история, тео­рия, методика): Программа по специальностям «социальная педагогика», «социальная работа», «социология культуры». - М., 1992. - 72 с.

        5. Савченко А.М. Введение в историю культурно- просветительной работы в СССР: Лекция. - М., 1988. - 48с.

1 С»ц%»»1»чмые материалы* отчепюму аоыаду ЦК профслох* 10 оодж профсоюкм работ»-

        1. 20 съезд КПСС. Постановление по докладу «О культе личности и его последствиях» // КПСС в резолюциях и ре­шениях съездов, конференции н пленумов ЦК. Т.7. М.,

1957.-<5.181.

        1. О преодолении культа личности и его последствии: Пост. ЦК КПСС от 30 нюня 1956 г. // КПСС в резолюциях

Т. 7. - М.. 1957. - С. 199-204.

        1. Примерное положение об автоклубе системы Мини­стерства культуры СССР. Утв. Министерством культуры СССР от 12 июня 1968 г. № 29-73 по согласованию с Мин­фином СССР от 25 апреля 1968 г. Л? 23/106-13 //Сборник руководящих материалов и документов по культурно- просветительной работе. - М., 1983. - С. 92-96.

        2. Примерное положение об условиях и порядке при­своения звания «Клуб отличной работы». Утв. Министер­ством культуры СССР по согласованию с ЦК профсоюза работников культуры от 24 апреля 1985 г. № 29-32. // Сборник руководящих материалов ... - М., 1983. - С. 68-70.

        3. Авторская песня жива // Сов. культура. - 1989. - 9 фев. - С.2.


12 Балдина И .Д. Авангардизм и творчество художников- любителей. - М., 1992. - 40 с.

          1. Библиотеки в контексте истории: Тез. докл. и сообш. науч. конф. Москва. 8-10 нюня 1995 г. - М., 1995. - С. 5-8, 19-20. 27-29.

          2. Джаз, рок и медные трубы ... / Огонек. - 1990 . - № 29.-С. 20-23.

№• »)яи>ги - М . 1982 - С 4

          1. Жуков Ю.Н. Борьба за власть в руководстве СССР в 1945-1952 годах // Вопр. истории. - 1995. - № 1. - С. 23-39.

          2. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность на­селения России (май 1945 - 1985 гг.): теоретико- методологический и исторический аспекты. - М., 1997. - 130 с.

          3. Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (18-20 вв.). - Ч. 1 // Сб. науч. тр. НИИ куль­туры. -М.. 1991.-323 с.

          4. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. - Омск. 1992.- 183 с.

          5. Сидорина И., Коровина М. Народные театры России. -М.. 1981.-141 с.

          6. Силин А. Потому, что не могут не выйти: из опыта работы молодежных любительских театров 1967-1977 гг. - М.. 1978.-94 с.

Приложение I

В процессе изучения курса «Истории КДД» студенты дневно­го отделения пишут реферат. При условии оценки «отлично» за вы­полненную работу студент автоматически получает оценку по предмету в зимнюю экзаменационную сессию. Лучшие рефераты могут быть рекомендованы на научную студенческую конферен­цию. проводимую в институте ежегодно в апреле-мае.

Студенты заочного отделения изучают предмет в первом и втором семестрах, во втором - пишут контрольную работу.

Обратим внимание студентов на свободу выбора темы рефе­рата или контрольной работы. Мы даем лишь общие направления поиска исторической информации для выполнения письменной ра­боты. Студент же сам определяет тему, конкретизирует ее с учетом местных культурных традиций, наличия исторических источников (архивы, периодическая печать прошлых лет и др.), своих профес­сиональных интересов к разработке той или иной проблемы.

В период изучения курса студент согласует тему реферата или контрольной работы с преподавателем.

Назовем основные направления исследовательской работы по предмету:

            1. Из истории развития просвещения, культуры, досуго- вой деятельности (исторический период, регион, объект исследования - по выбору).

            2. Из'истории развития самодеятельного художествен­ного творчества народа (период, жанр, регион исследова­ния - по выбору).

            3. Уроки истории. Позитивный опыт и негативные яв­ления в истории культурно-досуговой деятельности.

Третье направление также многовариантно, ибо студент мо­жет взять для анализа любой исторический этап и исследовать его на материалах конкретного региона или всей страны. Причем само­стоятельность студента в исследовании, умение переосмыслить ис­торический опыт, показать его преемственность будут являться оп­ределяющим при оценке письменной работы.

В приложениях даны рекомендации по выполнению рефера­тов и контрольных работ, оформлению письменной работы.

Предлагаем оформление реферата, контрольной работы (образец). (См. приложение 2).