Файл: Задание для самост работы 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание для самост.работы №4
о физических способностях (силовые, скоростные,координационные,выносливость, гибкость)
ПОНЯТИЕ О ФИЗИЧЕСКИХ (ДВИГАТЕЛЬНЫХ) СПОСОБНОСТЯХ

В настоящее время для характеристики двигательных возможностей человека используют термины «физические способности» и «физические качества». Эти понятия в определённом отношении совпадают, но всё - же не тождественны.

ЮФ.Курамшин определяет физические способности как комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения. В то время как физические качества являются по существу выражением достигнутого уровня отдельных физических способностей, их определённости, своеобразия, значимости. Так, например, силовые способности характеризуют такие силовые качества как «медленная сила», «статическая сила» и др.

Таким образом, физические качества органически связаны с физическими способностями и определяются особенностями их проявления в разных движениях.

В настоящее время принято различать пять основных физических способностей: силовые, скоростные, координационные, выносливость и гибкость. Каждая из них имеет многообразные формы проявления в различных видах двигательной деятельности (Ю Ф.Курамшин и др., 2007).

КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Понятие координационных способностей

Среди двигательных способностей одно из центральных мест занимают координационные способности (КС), под которыми в самом общем виде понимают возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению двигательным действием и регулированию им

КС предполагают наличие способности быстро ориентироваться в пространстве, тонко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц; быстро реагировать на сигналы внешней среды; вестибулярную устойчивость. КС включают в себя также такие понятия, как чувство ритма, способность произвольно расслаблять мышцы, умение быстро и целесообразно действовать в изменяющихся условиях, способность сохранять равновесие и др. (В.И.Лях, 2006)

Период от 3 до 7 лет является наиболее благоприятным для развития КС.

Оценка координационных способностей


Для оценки координационных способностей используется множество различных упражнений и их комбинаций. Как правило, в число основных тестов включают челночный бег 3x10 м.

Контрольное упражнение: челночный бег 3x10 м.

Оборудование: секундомер, ровные дорожки длинной 10 метров, ограниченные двумя параллельными чертами, флажки или конусы для разметки.

Подготовка к проведению: в зале, на расстоянии 10 м друг от друга наносятся параллельно две линии. На каждой линии располагают разноцветный ориентир. Для того чтобы избежать пересечения движения детей можно использовать продольную разметку (верёвкой, мелом, гимнастическими палками, кеглями и т.п ). За линией финиша на расстоянии 1-2 метров устанавливается хорошо видимый ориентир (флажок, кегли на подставке) во избежание замедления движения на финише (рис 1).

Процедура тестирования По команде «Внимание!» участники становятся в положение высокого старта у стартовой черты. По команде «Марш!» (с одновременным включением секундомеров) участники         бегут до                    финишной линии,         касаются                линии рукой,

возвращаются к линии старта, касаются ее и преодолевают последний отрезок без касания линии финиша рукой. Секундомер останавливают в момент пересечения линии «Финиш». Результат фиксируется в секундах.                    Участники стартуют     по 2       человека   Попытка не

засчитывается, если ребёнок не коснулся черты.

В число дополнительных испытаний для оценки различных координационных способностей у дошкольников можно включить следующие контрольные упражнения.

1)  Контрольное упражнение: сохранение равновесия в стойке — носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги Задание выполняется с открытыми глазами. Время





удержания равновесия фиксируется в секундах. Из двух попыток фиксируется лучший результат

2)  Контрольное упражнение: подбрасывание и ловля мяча. Ребенок принимает исходное положение ноги на ширине плеч и двумя руками подбрасывает вверх мяч диаметром 16-20 см как можно большее количество раз. Ребенку предлагается сделать 2 попытки. Фиксируется лучший результат.

3)  Контрольное упражнение: отбивание мяча от пола Ребенок в исходном положении ноги на ширине плеч одной рукой отбивает мяч от пола максимальное количество раз, не сходя с места (руки можно чередовать). Фиксируется лучший результат из двух попыток.

4)   Контрольное упражнение:           прыжки через скакалку.



Принимается исходное положение ноги вместе, руки внизу, в руках скакалка (концы скакалки должны доставать до подмышек ребенка, когда он встает обеими ногами на середину скакалки и натягивает ее). Затем ребенок прыгает вперед через скакалку. Фиксируется число прыжков. Засчитывается лучший результат из двух попыток

5)  Контрольное упражнение: комбинации упражнений. Могут выполняться на скамейке или бревне. Например, во время ходьбы по скамейке (высота 30см) присесть и повернуться кругом; ходьба по бревну (скамейке, бордюру) навстречу друг другу Положение рук во время выполнения упражнений на развитие координации может быть разное - в стороны, за спину, за голову, на поясе.

Развитие координационных способностей

Главная задача координационной подготовки в дошкольном возрасте - это формирование большого фонда двигательных умений и навыков и на его основе достижение разностороннего развития КС. Чтобы ее решить, детей обучают обширному кругу двигательных действий Для этого применяют разнообразные упражнения, в большинстве новые или необычные. Много внимания уделяют общеразвивающим упражнениям без предметов и с предметами: гимнастическими палками, мячами, флажками, обручами. Среди упражнений, комплексно воздействующих на координацию, выделяют подвижные игры, эстафеты, элементы спортивных игр. Их следует применять, когда двигательные действия (бег, прыжки, метания, ловля, передачи и броски мяча) хорошо освоены.

Таким образом, существует несколько направлений в развитии ОКС у дошкольников:

•    Использовать упражнения с элементами новизны, так как многократное повторение одних и тех же упражнений на координацию не даст нужного эффекта.

•    При выполнении общеразвивающих упражнений чаще менять исходные положения, избегать стандартных повторений.

•   Постепенно увеличивать координационную сложность упражнений, повышать требования к качеству, согласованности и чёткости их выполнения

•    Чаще выполнять упражнения с музыкальным сопровождением

•   Общеразвивающие упражнения объединять в комплексы различной координационной сложности, выполняемые с постепенным увеличением скорости, изменением темпа или ритма.

•   Использовать упражнения с предметами, особенно с большими и малыми мячами.

•   Включать упражнения, требующие сохранения равновесия (равновесия в разных положениях: стоя на носках, руки вверх; стоя на одной ноге, руки на поясе; ходьба по ограниченной опоре, по наклонной доске, катание на самокате, велосипеде, роликах).


•   Выполнять асимметричные упражнения в обе стороны (прыжки с поворотом вправо, затем влево), а также обеими руками (ведение мяча, броски в цель и др.)

•   Шире применять упражнения, помогающие ребёнку лучше воспринимать собственные движения и положения тела Для этого дошкольникам предлагают выполнять упражнения с конкретными двигательными заданиями, точно соблюдая направления, амплитуду, скорость и величину мышечных усилий. Например, метнуть предмет, стараясь попасть в цель, или выполнить прыжок в длину с разными усилиями (допрыгнуть до синей отметки на полу, затем до зелёной и т.п).

•    Выполнять упражнения в условиях внезапно изменяющейся

ситуации, требующей          быстрого реагирования и            принятия

оптимального решения        Наиболее рациональными являются

подвижные игры: «Салки», «Третий лишний», «У медведя во бору», «Найди себе пару», «Мяч через сетку» и др

Так как проявление ОКС тесно связано с развитием познавательной сферы ребёнка, имеет смысл чаще использовать подвижные игры, направленные на развитие психических функций (согласуйте информацию с психологом). Приведем несколько игр, содержание которых можно определить по названию

Игры, способствующие развитию различных видов памяти:

-зрительной:    «Запомни картинки», «Запомни свое место»,

«Придумаем движение вместе», «Кто больше увидит» и др.

-слуховой: «Подчиняться сигналам», «Стой», «Угадай и догони» и ДР

Игры, способствующие развитию воображения:            «Самолет»,

«Цирк», «Конники-спортсмены» и др

Игры, способствующие развитию внимания                  «Платочек»,

«Хохотунья», «Рюкзачок бежит по кругу» и др





ВЫНОСЛИВОСТЬ

Понятие выносливости в детском возрасте

Выносливостью является способность ребенка эффективно выполнять физические упражнения, не снижая заданных параметров движений на всем протяжении занятия, в объеме требований программы дошкольного учреждения То есть, речь идет о способности достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями, а не о выносливости в отдельных видах спорта.

Развитие общей выносливости у дошкольников рассматривается как фактор, способствующий укреплению здоровья и повышению работоспособности детей, улучшению других физических качеств, оптимизации физического развития, двигательной подготовленности.














Оборудование: секундомер, флажок, дорожка с отметкой старт, финиш и промежуточной разметкой через каждые 10 метров.

Желательно, чтобы беговая дорожка была шириной не менее 3 м, имела меньшее количество поворотов и хорошо просматривалась для наблюдения за детьми во время бега.

Подготовка к проведению. Линия старта отмечается ярко выделенной полосой. За линией финиша на расстоянии 3-5 метров устанавливается хорошо видимый ориентир (флажок, кегли на подставке) во избежание замедления движения на финише (рис.2)
ГИБКОСТЬ

Понятие гибкости

Термин «гибкость» более приемлем для оценки суммарной подвижности в суставах всего тела. Но когда речь идет об отдельных суставах, правильнее говорить о подвижности в них (подвижность в голеностопных, плечевых суставах и тд). Итак, гибкость - это способность человека, определяющая подвижность его опорно­двигательного аппарата. Показателем гибкости служит наибольшая амплитуда движений.

Подвижность в шейном, грудном, поясничном а также тазобедренных, коленных и голеностопных суставах имеет важное значение для здоровья. Способность выполнять повороты и круговые движения свидетельствует о достаточно высоком уровне развития подвижности и, следовательно, о хорошем физическом состоянии человека.

При недостаточной гибкости усложняется и замедляется процесс освоения движений. Недостаточная гибкость ограничивает проявление других физических качеств.

Оценка гибкости

Контрольное упражнение: наклон вперед из положения стоя на опоре

Оборудование: гимнастическая скамейка или тумба, линейка.

Подготовка к проведению:           к тумбе (скамье) крепится

градуированная планка. Отметка «ноль», находящаяся на середине планки должна соответствовать уровню плоскости тумбы (рис.З).

Процедура тестирования Ребёнок встаёт на тумбу (скамью). Выполняется 2-3 разминочных наклона вперед и зачётный на результат, который определяют по касанию сантиметровой разметки средними пальцами соединённых вместе рук. Наклон выполняют как можно ниже, не сгибая ног в коленных суставах, касаясь пальцами рук градуированной планки. Амплитуда наклона измеряется в сантиметрах. Если при измерении концы пальцев рук находятся ниже нулевой отметки, результат фиксируется со знаком «плюс», выше нулевой отметки - со знаком «минус».

Развитие гибкости