ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ысокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного столба, создают предпосылки для успешного развития гибкости у дошкольников, что предполагает увеличение подвижности во всех наиболее крупных суставах (суставах позвоночника, плечевых, тазобедренных и
голеностопных) до оптимальных пределов Для развития используют упражнения, способствующие растягиванию мышц и связок. Они выполняются с широкой амплитудой и наибольшей эффективности достигают при регулярном применении.
При этом следует соблюдать меру и
постепенность. Упражнения не должны вызывать болезненных ощущений. При чрезмерной нагрузке, связанной с интенсивными и резкими движениями при максимальной амплитуде, суставы легко травмировать. Рекомендации по развитию гибкости у дошкольников заключаются в следующем:
• Наиболее рациональными упражнениями для развития гибкости у дошкольников считают пружинистые движения (например, наклоны) и маховые движения конечностями.
• Увеличению амплитуды движений при выполнении упражнений способствует целевая установка. Например, наклоняться вперед, касаясь пальцами рук носков ног. Наклоняться, выполняя задание: класть и брать предметы из разных исходных положений (ноги вместе, ноги врозь), перекладывать предметы из одной руки в другую под приподнятой ногой (правой и левой); прокатывать мяч вокруг себя из разных исходных положений (сидя и стоя).
• При выполнении упражнений необходимо создавать условия для самоконтроля ребёнком его достижений. Возможность видеть достигнутую амплитуду движений позволяет иметь точное представление о степени достижения цели и точнее контролировать заданные параметры.
• Подвижность в суставах возрастает при повышенной температуре мышц, поэтому выполнению упражнений на гибкость должна предшествовать разминка соответствующих мышечных групп.
• Развитию гибкости способствует выполнение основных видов движений (прыжки, метания, лазание), а также танцевальных движений под музыкальное сопровождение.
• Полезно применять и подвижные игры включающие элементы лазания, подлезания, метательные, прыжковые упражнения.
Упражнения для развития гибкости
\ |
СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ Понятие скоростных способностей
Под скоростными способностями понимается комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени.
Различают множество элементарных и комплексных форм проявления скоростных способностей: способность к быстрому реагированию на сигнал (способность к быстрому началу движения), способность к частоте (темпу) движения, способность к выполнению одиночных движений, способность быстро переключаться с одних действий на другие и др
Уровень развития скоростных способностей определяется состоянием опорно-двигательного аппарата (степенью развития мышечной системы), а также подвижностью, силой- и уравновешенностью процессов возбуждения и торможения центральной нервной системы.
В ряде исследовательских работ, посвящённых изучению скоростных способностей у дошкольников, установлено, что их развитие должно занимать одно из первоочередных мест, т.к. детский возраст, характеризующийся высокой подвижностью нервных процессов, повышенной возбудимостью иннервационных механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата, а также значительной интенсивностью обменных процессов, является наиболее благоприятным периодом для развития.
Уровень развития скоростных способностей имеет важное значение для здоровья ребёнка. Резкое замедление роста показателей быстроты или их полное прекращение является одним из первых сигналов снижения способности к мобилизации функциональных возможностей организма.
Оценка скоростных способностей
С целью оценки скоростных способностей у дошкольников чаще всего использую бег на скорость преодоления дистанции. Применяют бег на 10 м с хода и 30 м Однако исследования последних лет говорят о возможности использования одного контрольного упражнения (бег 30м) для детей разных возрастных групп.
Контрольное упражнение: бег 30 м.
Оборудование: прямая асфальтированная (или утрамбованная) дорожка длиной не менее 40 м, шириной 3 м, секундомер, флажки, разделительная полоса вдоль дорожки, подставки под флажки, мел.
Подготовка к проведению: линия старта отмечается поперечной хорошо видимой полосой, за ней на расстоянии 1-1,5 м наносится линия для детей, ожидающих обследование. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой. За линией финиша, на расстоянии 3-5 м ставится хорошо видимый ориентир (флажки на подставке), чтобы избежать замедления движения на финише (рис.4). Во избежание пересечения движения детей можно рекомендовать продольную разметку (верёвкой, мелом, кеглями и т.п ).
старт финиш Рис. 4. Разметка дорожки для бега на 30 м |
Процедура тестирования. К линии старта приглашаются двое детей. Воспитатель, стоящий сбоку от стартующих подаёт команду «На старт!», «Внимание!» и поднимает вверх флажок. Убедившись, что дети готовы к бегу, командует «Марш!» и одновременно опускает флажок. С опусканием флажка и началом движения детей, инструктором, стоящим сбоку от финиша, включается секундомер. Дети бегут, минуя финиш до ориентиров, не сбавляя скорости бега. Секундомер выключается после пересечения бегущими линии финиша. Фиксируется лучший результат из двух попыток.
Развитие скоростных способностей
Развитию скоростных качеств способствуют упражнения, выполняемые с максимальной скоростью (пробегание коротких отрезков 10-30 м, прыжки, общеразвивающие упражнения в быстром темпе). Для этого необходимо:
• Подбирать упражнения, которые дети предварительно освоили. Основное внимание при выполнении задания направлять не на способ, а на быстроту выполнения действия.
• Важно обратить внимание на развитие силы мышечных групп, принимающих участие в выполнении движений.
• При развитии скоростных способностей необходимо отдавать предпочтение естественным формам движений и нестандартным способам их выполнения
Широко использовать подвижные игры, эстафеты, соревнования, повышающие эмоциональный фон и тем самым способствующие мобилизации потенциальных возможностей детей: «Ловишки», «Мяч через сетку», «Пустое место», «Мышеловка», «Не опоздай!», «По местам!» и др
• Включать в занятия игровые упражнения на развитие простых и сложных психомоторных реакций, быстроту одиночного движения («Быстро достань!», «Быстро возьми!» и т.п). Использовать упражнения, формирующие реакцию на различные внезапные сигналы во время ходьбы, бега, игровых действий. Например, началобега в играх по сигналу воспитателя (взмах флажком, рукой: словесная команда), изменение движения по команде воспитателя, внезапная остановка во время ходьбы или бега по зрительному или звуковому сигналу и т.п.).
• Совершенствовать психические процессы, участвующие в регуляции двигательных действий (ощущения, восприятие, внимание). Например, с помощью подвижных игр: «Запрещённое движение», «Догонялки» и т.п.
Упражнения для развития скоростных способностей |
СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ
Понятие силовых способностей
Мышечная сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных напряжений.
В зависимости от режима работы мышц (динамического или статического), а также характера мышечной деятельности (быстрого или медленного), различают собственно силовые способности, которые проявляются в условиях статического режима и медленных движений и скоростно-силовые способности, проявляющиеся при выполнении быстрых движений.
Собственно силовые способности проявляются при удержании отягощений с максимальным напряжением мышц или при перемещении тяжёлых предметов.
Скоростно-силовые способности проявляются в действиях, которые наряду с силой требуют проявления высокой скорости (прыжки, метание предметов и т.п.).
Оптимальный уровень развития силы способствует гармоничности детского организма, более полному проявлению других двигательных способностей.
В дошкольном возрасте важно делать акцент на развитие мышц верхнего плечевого пояса, спины и брюшного пресса. Этим достигается формирование мышечного корсета, обеспечивающего сохранение правильной осанки у ребенка.
Оценка силовых и скоростно-силовых способностей
Для изучения силовых и скоростно-силовых способностей разработано множество тестов и контрольных упражнений: подтягивания, отжимания, висы, прыжки, метания и многое другое. Остановимся на тех, которые являются наиболее информативными и получили наибольшее распространение в практике дошкольного воспитания. Это - тест, измеряющий силу кистей с помощью динамометра, прыжок в длину с места и поднимание туловища в сед из положения лежа на спине (для изучения скоростно-силовых способностей).
1) Контрольное упражнение: сжимание кистевого динамометра.
О борудование: динамометр кистевой
ДК-25, для детей.
Подготовка к проведению: установить стрелку динамометра на нулевую отметку.
Процедура тестирования. В исходном положении стоя, рука в сторону, ребёнок выполняет однократное, максимально сильное сжимание динамометра кистью вытянутой руки (рис.5). Результат фиксируется в Рис5 Выпоянение
килограммах. Осуществляется по две динамометрии
попытки правой и левой кистью.
Засчитывается лучшая попытка.
2) Контрольное упражнение: поднимание туловища в сед из положения лежа на спине за 30 с.
Оборудование: секундомер, поверхность для выполнения
упражнения (коврик, мат).
П одготовка к проведению: на место выполнения упражнения кладётся мягкий коврик или мат. Поверхность не должна проваливаться под весом тела ребёнка.
Процедура тестирования.
Испытуемый лежит на спине, ноги согнуты в коленях под углом 90°, руки сцеплены за головой, фиксируя шейный отдел позвоночника. Партнёр или
педагог прижимает ступни ног
испытуемого к полу (рис.6). По команде «Можно!» тестируемый энергично выполняет переход из положения лёжа на спине в сед до касания локтями бёдер и обратным движением возвращается в исходное положение.
Упражнение не засчитывается, если: отсутствует касание локтями бедер (коленей); отсутствует касание лопатками мата; пальцы разомкнуты «из замка»; при выполнении смещается таз.
3)Контрольное упражнение: прыжок в длину с места.
Оборудование: сантиметровая лента, деревянная планка (1 - 1,5 м), разметка стартовой линии, разноцветные кегли, поверхность для приземления (коврик, поролон, мат).
Подготовка к проведению: на место приземления кладётся мягкий коврик или мат. Линия старта должна быть яркой. Для удобства обследования можно рекомендовать положить перед линией две вырезанные стопы из белого ватмана. Слева от коврика кладётся сантиметровая лента. Справа можно разложить предметы различного цвета на расстоянии 10-15см и предложить ребёнку допрыгнуть до самого дальнего из них. Этот приём позволит повысить активность и интерес детей к данному упражнению.
| |
| |