Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет следующих источников:
- специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
- отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;
- средства бюджета;
- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
- займы, полученные фондом у ЦБ РФ или у коммерческих банков.
Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.
Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:
-
Пенсионный фонд Российской Федерации; -
Фонд социального страхования Российской Федерации; -
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Ранее также функционировал Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
К экономическим относятся:
-
Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР; -
финансовые фонды поддержки отраслей; -
инвестиционные фонды и др.
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Расходование этих средств осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.
Пенсионный фонд РФ (ПФР) образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 как самостоятельное финансово-кредитное учреждение и введен в действие с 01.01.1992 Постановлением Верховного Совета РФ №2122-1 от 27.12.1991. ПФР и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и Федерального Закона №167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда РФ.
Пенсионный фонд представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. Его задача - обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого фонд организует работу по сбору страховых взносов, осуществляет капитализацию своих средств, финансирует выплаты нетрудоспособному населению в виде трудовых, военных, социальных пенсий по инвалидности, пособия по уходу за ребенком.
Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии производится за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Бюджет ПФР формируется за счет:
- страховых взносов;
- средств федерального бюджета;
- сумм пеней и иных финансовых санкций;
- доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
- добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц;
- иных источников, не запрещенных законодательством РФ. [13]
Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Бюджет ПФР составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного фонда, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учреждений на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Контроль за использованием средств бюджета осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством.
В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий:
- страховая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);
- социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам);
- пенсия за выслугу лет;
- пособие одиноким матерям;
- пенсия военнослужащим и членам их семей;
- пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.
Население государства считается старым, если в его структуре доля людей в возрасте от 65 лет и старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12%. На одного пенсионера приходится всего 1,7 работающих. И выполнение принципа – «сегодняшний» работник содержит «вчерашнего» работника – становится затруднительным. Это привело к необходимости проведения пенсионной реформы.
Суть пенсионной реформы в том, что человек сам в течение всей жизни должен знать и держать под контролем процесс формирования его будущей пенсии. Задача пенсионной реформы – достичь роста доходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, необходимых для будущих пенсионеров. Новая модель полностью учитывает вклад тех, кто больше зарабатывает и за кого отчисляются работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Выплаты из средств пенсионных накоплений назначаются и выплачиваются в виде срочной или единовременной пенсионной выплаты, либо накопительной пенсии. Пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах, или пенсионных баллах.
Возраст выхода на пенсию и иные особенности пенсионного регулирования в России определены в федеральном законе от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ»[3]. К таким особенностям относятся:
- пенсия назначается пожизненно;
- требуется наличие длительного страхового стажа;
- требуется необходимое количество пенсионных баллов;
- пенсия от фактического состояния трудоспособности не зависит.
Начиная с 2019 года, условием возникновения права на страховую пенсию по старости является достижение возраста 65 лет мужчинами и 60 лет женщинами. До этого действовали значения 60 и 55 лет, соответственно. Повышение возраста выхода на пенсию будет происходить плавно: будет прибавляться по полгода вплоть до 2028 года. Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно.
Количество пенсионных баллов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового (трудового) стажа. За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются пенсионные права в виде пенсионных баллов.
Количество пенсионных баллов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового (трудового) стажа.
За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются пенсионные права в виде пенсионных баллов.
Максимальное количество пенсионных баллов за год с 2021 года – 10, в 2018 году – 8,70.
Фонд социального страхования РФ (ФСС) является вторым по значению социальным внебюджетным фондом. Создан 01.01.1991 в соответствии с Постановлением Совета министров РФ от 25.12.1990 №600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР» в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств, ныне действует в соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.1992 как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.
Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей.
Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства от 12.02.1994. К основным задачам Фонда, кроме обеспечения гарантированных государством пособий, относятся участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.
Задачи ФСС:
- обеспечение пособиями отдельных категорий граждан
- участие в разработке программ охраны здоровья работников и принятия мер по совершенствования социального страхования
ФСС образуется за счет:
- страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
- доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;
- добровольных взносов граждан и юридических лиц;
- ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями.
Для юридических лиц установлен норматив отчислений в Фонд социального страхования в размере 2,9% по отношению к начисленной оплате труда. Работающие в этот фонд отчисления не производят.
Расходы ФСС:
- выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, единовременные пособия при рождении ребенка, ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет,
социальное пособие на погребение
- оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком инвалидом
- оплата путевок на санаторно-курортное лечение, оплата проезда в санаторно-курортные учреждения
- частичное содержание профилакториев, оздоровительных и санаторных лагерей для детей и юношества, находящихся на балансе страхователей.
Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат, а в региональных и центральных отраслевых отделениях действуют аппараты органов Фонда.
Руководство деятельностью фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ. [17]
Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28.06.1991 №499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - находится в государственной собственности и его средства являются целевыми.
Задачи ФСС:
- обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;
- участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области ОМС;
- разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы ОМС.
Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Через него средства направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги.
Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.
ФОМС формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а