ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;
• эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;
• личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;
• психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением.
(в модификации Е. Ильина)
Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), если не согласны – то знак «–» («нет»).
1. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
2. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
3. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.
4. Моя работа притупляет эмоции.
5. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
6. Работа приносит мне все больше удовлетворения.
7. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
8. Из-за усталости или напряжения я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено.
9. Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе.
10. Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей.
11. Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.
12. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
13. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.
14. Я очень переживаю за свою работу.
15. Коллегам по работе я уделяю внимания больше, чем получаю от них.
16. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
17. Последнее время меня преследуют неудачи на работе.
18. Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела.
19. Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души.
20. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
21. Успехи в работе вдохновляют меня.
22. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной.
23. Я часто работаю через силу.
24. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
25. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
26. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
27. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
28. Обычно я тороплю время: скорее бы рабочий день кончился.
29. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
30. Моя работа меня очень разочаровала.
31. Мои требования к выполняемой работе выше, чем-то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
32. Моя карьера сложилась удачно.
33. Если предоставляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил.
34. Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес.
35. Моя работа плохо на меня повлияла – обозлила, притупила эмоции, сделала нервным.
Бланк ответов
Обработка данных:
Ниже приводится «ключ» к методике – перечисляются симптомы и соответствующие им номера утверждений (признаков). Знак перед номером означает ответ «да» (+) или «нет» (–); в скобках указаны баллы, проставляемые за данный ответ.
В соответствии с «ключом» определяется сумма баллов для каждого симптома «выгорания», а затем - сумма по всем симптомам, т.е. его итоговый показатель.
Симптом «Неудовлетворенность собой»:
-1 (3), +6 (2), +11 (2), -16 (10), -21 (5), +26 (5), +31 (3)
Симптом «Загнанность в клетку»:
+2 (10), +7 (5), +12 (2), +17 (2), +22 (5), +27 (1), -32 (5)
Симптом «Редукция профессиональных обязанностей»:
+3 (5), +8 (5), +13 (2), -18 (2), +26 (3), +28 (3), +33 (10)
Симптом «Эмоциональная отстраненность»:
+4 (2), +9 (3), -14 (2), +19 (3), +24 (5), +29 (5), +34 (10)
Симптом «Личностная отстраненность (деперсонализация)»:
+5 (5), +10 (3), +15 (3), +20 (2), +25 (5), +30 (2), +35 (10)
Выводы:
Сумма баллов по каждому симптому интерпретируется так:
9 и менее баллов – не сложившийся симптом,
10-15 баллов – складывающийся симптом,
16 и более баллов – сложившийся симптом.
Соответственно сумма баллов по всем симптомам, равная 45 и менее, свидетельствует об отсутствии «выгорания», сумма баллов от 50 до 75 – о начинающемся «выгорании», сумма 80 баллов и выше – об имеющемся «выгорании».
(В. Каппони, Т. Новак)
Экспресс оценка выгорания содержит 10 вопросов. На вопросы необходимо
отвечать "да" или "нет".
Инструкция к тесту:
Тест предназначен для диагностики первых симптомов синдрома
эмоционального выгорания. На следующие предложения отвечайте "да" или "нет". Количество положительных ответов подсчитайте.
Обработка результатов:
Уровень эмоционального выгорания оценивается в баллах.
0-1 балл - низкие оценки. Синдром эмоционального выгорания вам не грозит.
2-6 баллов - средние оценки. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов - высокие оценки. Пришло время решать: либо сменить работу, либо переменить стиль жизни.
10 баллов - критические оценки. Положение весьма серьезное.
Перечень симптомов для самонаблюдения:
Физические признаки:
хроническая, постоянная усталость;
слабость и вялость в мышцах;
головные боли;
снижение иммунитета;
бессонница;
усталость глаз, снижение зрения;
боли в суставах и пояснице.
Психоэмоциональные признаки:
появляется безразличие к своей жизни и происходящим вокруг событиям;
неуверенность в себе, снижение самооценки;
разочарование в окружающих;
потеря профессиональной мотивации;
вспыльчивость, раздражение и недовольство другими людьми;
депрессия, постоянное плохое настроение, жизнь не удалась.
Социально-поведенческие признаки:
желание убежать от всех или обида на всех, как следствие стремление к
изоляции, минимум общения с окружающими;
уклонение от ответственности, неисполнение обязанностей, лень;
обвинение окружающих в собственных бедах, обиды, раздражение;
зависть, жалобы, что кому-то везет в жизни;
жалобы на свою жизнь и на то, что приходится много работать;
пессимизм, негатив видится во всем.
(Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова)
«Якоря карьеры», – это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п. социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. Тест позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.
Тестовый материал
Насколько важным для Вас является каждое из следующих утверждений?
Варианты ответов: 1 – абсолютно не важно, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 – исключительно важно.
Насколько Вы согласны с каждым из следующих утверждений?
Варианты ответов: 1 – совершенно не согласен, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 – полностью согласен.
• эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;
• личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;
• психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением.
-
Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
(в модификации Е. Ильина)
Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), если не согласны – то знак «–» («нет»).
1. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
2. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
3. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.
4. Моя работа притупляет эмоции.
5. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
6. Работа приносит мне все больше удовлетворения.
7. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
8. Из-за усталости или напряжения я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено.
9. Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе.
10. Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей.
11. Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.
12. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
13. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.
14. Я очень переживаю за свою работу.
15. Коллегам по работе я уделяю внимания больше, чем получаю от них.
16. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
17. Последнее время меня преследуют неудачи на работе.
18. Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела.
19. Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души.
20. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
21. Успехи в работе вдохновляют меня.
22. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной.
23. Я часто работаю через силу.
24. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
25. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
26. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
27. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
28. Обычно я тороплю время: скорее бы рабочий день кончился.
29. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
30. Моя работа меня очень разочаровала.
31. Мои требования к выполняемой работе выше, чем-то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
32. Моя карьера сложилась удачно.
33. Если предоставляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил.
34. Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес.
35. Моя работа плохо на меня повлияла – обозлила, притупила эмоции, сделала нервным.
Бланк ответов
Номера утверждений и вариант ответа | Баллы | |||||||
1 | 6 | 11 | 16 | 21 | 26 | 31 | | |
2 | 7 | 12 | 17 | 22 | 27 | 32 | | |
3 | 8 | 13 | 18 | 23 | 28 | 33 | | |
4 | 9 | 14 | 19 | 24 | 29 | 34 | | |
5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | | |
Общая сумма баллов | |
Обработка данных:
Ниже приводится «ключ» к методике – перечисляются симптомы и соответствующие им номера утверждений (признаков). Знак перед номером означает ответ «да» (+) или «нет» (–); в скобках указаны баллы, проставляемые за данный ответ.
В соответствии с «ключом» определяется сумма баллов для каждого симптома «выгорания», а затем - сумма по всем симптомам, т.е. его итоговый показатель.
Симптом «Неудовлетворенность собой»:
-1 (3), +6 (2), +11 (2), -16 (10), -21 (5), +26 (5), +31 (3)
Симптом «Загнанность в клетку»:
+2 (10), +7 (5), +12 (2), +17 (2), +22 (5), +27 (1), -32 (5)
Симптом «Редукция профессиональных обязанностей»:
+3 (5), +8 (5), +13 (2), -18 (2), +26 (3), +28 (3), +33 (10)
Симптом «Эмоциональная отстраненность»:
+4 (2), +9 (3), -14 (2), +19 (3), +24 (5), +29 (5), +34 (10)
Симптом «Личностная отстраненность (деперсонализация)»:
+5 (5), +10 (3), +15 (3), +20 (2), +25 (5), +30 (2), +35 (10)
Выводы:
Сумма баллов по каждому симптому интерпретируется так:
9 и менее баллов – не сложившийся симптом,
10-15 баллов – складывающийся симптом,
16 и более баллов – сложившийся симптом.
Соответственно сумма баллов по всем симптомам, равная 45 и менее, свидетельствует об отсутствии «выгорания», сумма баллов от 50 до 75 – о начинающемся «выгорании», сумма 80 баллов и выше – об имеющемся «выгорании».
-
Опросник «Экспресс-оценка выгорания»
(В. Каппони, Т. Новак)
Экспресс оценка выгорания содержит 10 вопросов. На вопросы необходимо
отвечать "да" или "нет".
Инструкция к тесту:
Тест предназначен для диагностики первых симптомов синдрома
эмоционального выгорания. На следующие предложения отвечайте "да" или "нет". Количество положительных ответов подсчитайте.
1. | Когда в воскресенье около полудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходного уже испорчен. | да | нет |
2. | Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал(а) бы это без промедления. | да | нет |
3. | Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры. | да | нет |
4. | То насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики. | да | нет |
5. | На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. | да | нет |
6. | Коллегам (родителям, ученикам) я придумал(а) обидные прозвища (например, "идиоты"), которые использую мысленно. | да | нет |
7. | С делами по службе я справляюсь "одной левой" нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной. | да | нет |
8. | О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое. | да | нет |
9. | Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям. | да | нет |
10. | За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое. | да | нет |
Обработка результатов:
Уровень эмоционального выгорания оценивается в баллах.
0-1 балл - низкие оценки. Синдром эмоционального выгорания вам не грозит.
2-6 баллов - средние оценки. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов - высокие оценки. Пришло время решать: либо сменить работу, либо переменить стиль жизни.
10 баллов - критические оценки. Положение весьма серьезное.
Перечень симптомов для самонаблюдения:
Физические признаки:
хроническая, постоянная усталость;
слабость и вялость в мышцах;
головные боли;
снижение иммунитета;
бессонница;
усталость глаз, снижение зрения;
боли в суставах и пояснице.
Психоэмоциональные признаки:
появляется безразличие к своей жизни и происходящим вокруг событиям;
неуверенность в себе, снижение самооценки;
разочарование в окружающих;
потеря профессиональной мотивации;
вспыльчивость, раздражение и недовольство другими людьми;
депрессия, постоянное плохое настроение, жизнь не удалась.
Социально-поведенческие признаки:
желание убежать от всех или обида на всех, как следствие стремление к
изоляции, минимум общения с окружающими;
уклонение от ответственности, неисполнение обязанностей, лень;
обвинение окружающих в собственных бедах, обиды, раздражение;
зависть, жалобы, что кому-то везет в жизни;
жалобы на свою жизнь и на то, что приходится много работать;
пессимизм, негатив видится во всем.
-
Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры»
(Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова)
«Якоря карьеры», – это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п. социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. Тест позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.
Тестовый материал
Насколько важным для Вас является каждое из следующих утверждений?
Варианты ответов: 1 – абсолютно не важно, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 – исключительно важно.
-
Строить свою карьеру в пределах конкретной научной или технической сферы. -
Осуществлять наблюдение и контроль над людьми, влиять на них на всех уровнях. -
Иметь возможность делать все по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации. -
Иметь постоянное место работы с гарантированным окладом и социальной защищенностью. -
Употреблять свое умение общаться на пользу людям, помогать другим. -
Работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми. -
Вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры взаимно уравновешивали друг друга. -
Создать и построить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей. -
Продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью. -
Быть первым руководителем в организации. -
Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями. -
Работать в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительный период времени. -
Употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше. -
Соревноваться с другими и побеждать. -
Строить карьеру, которая позволит мне не изменять своему образу жизни. -
Создать новое коммерческое предприятие. -
Посвятить всю жизнь избранной профессии. -
Занять высокую руководящую должность. -
Иметь работу, которая представляет максимум свободы и автономии в выборе характера занятий, времени выполнения и т.д. -
Оставаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением. -
Иметь возможность использовать свои умения и таланты для служения важной цели.
Насколько Вы согласны с каждым из следующих утверждений?
Варианты ответов: 1 – совершенно не согласен, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 – полностью согласен.
-
Единственная действительная цель моей карьеры – находить и решать трудные проблемы, независимо от того, в какой области они возникли. -
Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание моей семье и моей карьере. -
Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дадут мне возможность начать и построить свое собственное дело. -
Я соглашусь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции. -
Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и интегрировать их деятельность. -
В моей профессиональной деятельности я более всего заботился о своей свободе и автономии. -
Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой деятельности. -
Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим. -
Соревнование и выигрыш – это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры. -
Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет вести жизнь, которая мне нравится. -
Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры. -
Я бы скорее ушел из организации, чем стал заниматься работой, не связанной с моей профессией. -
Я буду считать, что достиг успеха в карьере только тогда, когда стану руководителем высокого уровня в солидной организации. -
Я не хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса. -
Я бы предпочел работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт. -
Я бы хотел посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели. -
Я чувствую себя преуспевающим только тогда, когда я постоянно вовлечен в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования. -
Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться успеха в карьере. -
Я всегда хотел основать и построить свой собственный бизнес. -
Я предпочитаю работу, которая не связана с командировками.