Файл: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения направления подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»
Кафедра истории, философии и психологии
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРОЙ
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения направления подготовки
42.04.01 Реклама и связи с общественностью
Краснодар
2021

2
Составитель: канд. филос. наук, доц. Е.Ф. Куземина
Психология управления карьерой: методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения направления подготовки
42.04.01
Реклама и связи с общественностью/Сост.: Е.Ф. Куземина; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. истории, философии и психологии. – Краснодар, 2021. – 34 с. Режим доступа: http://moodle.kubstu.ru (по паролю).
Методические указания включают цели, задачи и программу дисциплины, материал, содержащий пояснения, порядок и методы выполнения контрольной работы, примеры выполнения заданий, вопросы для самоподготовки.
Рецензенты: д-р псих. наук, проф., зав. кафедрой философии, истории и психологии
КубГТУ О.Р. Тучина док. тех. наук, зав. кафедрой
Щепакин М.Б.

3
Содержание
1 Цели и задачи дисциплины .......................................................................................................
4 2 Программа самостоятельной работы студентов ...................................................................... 4 3 Задания для самостоятельной работы ...................................................................................... 4 4 Этапы выполнения контрольной работы ................................................................................. 6 5 Содержание и оформление контрольной работы .................................................................... 5 6 Примеры выполнения заданий ................................................................................................ 35 7 Вопросы для самоподготовки ................................................................................................. 36

4
Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными категориями, понятиями, законами планирования карьеры как научно-прикладной психологической дисциплины, дать представление о психологии карьеры как отдельной области психологического знания, познакомить с современными представлениями о карьере, основными существующими направлениями, со значимостью карьеры в личностном росте человека, с практикой построения карьеры. Карьера в данном курсе рассматривается как активная жизненная стратегия, разрабатываемая человеком, обладающим лидерскими установками и глубокими представлениями о трех фундаментальных факторах, определяющих эффективное построение карьеры: структура властных отношений и организационная культура; вектор карьеры, осознанно выбираемый человеком на каждом значимом витке жизненной стратегии; ценностные ориентации индивида.
Изучение дисциплины «Психология управления карьерой»позволяетраскрыть основные понятия и категории психологического знания о карьере, соотнести ее предмет с предметами психологии труда, общей и возрастной психологии; наделить студентов знаниями об источниках и проявлениях индивидуальных стратегий построения карьеры, дать будущему специалисту основные знания о психологических закономерностях планирования карьеры, причинах и условиях успеха/неуспеха карьерного роста, способах и методах построения успешной карьеры, показать современные представления о карьерном росте, показать многообразие выявляемых разными авторами факторов и закономерностей успешной карьеры.
2 Программа самостоятельной работы студентов

Подборка литературы для выполнения задания по теме эссе «Место под солнцем или управление личной карьерой»

Проработка учебника и лекционного материала для подготовки к устному опросу по теме «Теории карьеры».

Работа с психологическими методиками по исследованию направленности личности. Проработка конспектов лекций для подготовки к текущему тестированию по пройденному материалу.

Выполнение заданий к психологическому портрету по изучению интересов, потребностей и склонностей. Проработка литературы для подготовки к устному опросу.

Проработка конспектов лекций для выполнения заданий к психологическому портрету по разделу «Выбор профессии и карьера.

Работа с литературой для выполнения задания «Планирование карьеры»

Проработка литературы для подготовки к текущему тестированию по пройдённому материалу.

Проработка учебника и конспектов лекций для подготовки к итоговому контролю.
3 Задания для самостоятельной работы:
1. Проведите сравнительный анализ психологических ловушек к которых гибнут блестящие карьеристы. Назовите самые, на ваш взгляд, самые опасные психологические ловушки современной реальности.
2. Познакомьтесь подробнее с теориями карьеры. Проведите сравнительный анализ согласовывающего и дифференциального подхода, феноменологического подхода и ситуационного.


5 3. Изучите иерархию потребностей по А. Маслоу. Ранжируйте свои потребности.
Попытайтесь объяснить ранг, присвоенный вами той или иной потребности.
4. Использую методику Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и
«доступности» в различных жизненных сферах» определите свой уровень ценности и доступности.
5. Используя «Колесо баланса», определите ваши интересы по содержанию.
Охарактеризуйте ваши профессиональные интересы с точки зрения объема. Какие интересы у вас преобладают по устойчивости. Распределите Ваши интересы на две группы по уровню действенности (активные и пассивные).
6. Используя методики постановки цели OUTCOME и SMART сформулируйте свои профессиональные и личностные цели.
7. Какие противоречия выявили ваши профессиональные и личностные цели? Назовите пути решения выявленных противоречий.
8. Проанализируйте свои творческие способности. Какие характеристики креативного мышления преобладают у вас. Что повлияло на их формирование, как они помогают вам в решении реальных задач?
9. Определите, какие специальные способности необходимы вам в профессиональной деятельности. Проанализируйте, какие способности у вас уже развиты, а над развитием каких вам необходимо работать.
10. Используя теории аргументации, сформулируйте три сильных аргумента на тему
«Облегчают ли новые технологии жизнь человека»? Подготовьте также и контраргументы.
11.На конкретных примерах покажите, какую роль играют гендерные особенности в выборе и построении карьеры, и современном мире.
12.Проанализируйте ситуацию, где мораль выступает как процесс сознательного регулирования поведения деловой сфере.
4 Этапы выполнения контрольной работы
Выбрав в соответствии с последней цифрой шифра зачетной книжки тему контрольной работы, следует изучить текст лекции и рекомендованную литературу по теме. Следует обратить особое внимание на теоретические основы изучаемой проблемы: понятие педагогического явления, его характеристики, особенности, свойства, современный уровень исследования данного явления.
Изложив в соответствии с предложенными вопросами, которые являются пунктами плана контрольной работы, теоретические основы темы, следует приступать к выполнению практической части.
5 Содержание и оформление контрольной работы
Содержание контрольной работы должно соответствовать плану. Начинать изложение контрольной работы следует с введения, в котором дается обоснование избранной темы, ее актуальность, и те задачи, которые будут решаться при выполнении контрольной работы.
Содержание контрольной работы состоит из теоретической и практической части.
Список использованных источников приводится в конце работы в порядке их упоминания.
В приложении к контрольной работе должны быть приведены протоколы исследований, заполненные испытуемыми анкеты, вопросники и т.п. Контрольная работа выполняется на листах формата А 4. Текст может быть выполнен рукописно или с помощью средств компьютерной техники. Рукописный текст может быть написан на


6 одной стороне листа. Объем теоретической части работы – не менее ученической тетради
(12 страниц с двух сторон) или 15 листов формата А 4.
Контрольная работа № 1
Тема: Иерархия карьерных ориентаций
Этапы выполнения работы
1. Изучите рекомендованную литературу; познакомьтесь с новой литературой по теме самостоятельной работы; используйте необходимый материал в своей работе.
2. Раскройте следующие вопросы в теоретической части вашей работы:
2.1. Иерархия «карьерных якорей», факторы, определяющие выбор карьерной ориентации:
2.2. Макросоциальные (экономическое состояние общества, ситуация на рынке труда, политическое устройство, доминирующие общественные ценности, пропаганда в СМИ, социокультурные изменения, происходящие в обществе)
2.3. Микросоциальные (материальные возможности родительской семьи при получении образования, величина родительской семьи, планирование собственной семьи, близкое окружение, помощь друзей, ценности друзей)
2.4. Внутренние факторы (непсихологические) – уровень образования социально- демографические факторы: возраст, пол, состояние здоровья;
2.5.
(психологические)
– адекватная
«Я-концепция», личностная зрелость, индивидуальные способности, высокий уровень саморегуляции, гендерные характеристики, мотивация достижения, особенности эмоционально-волевой сферы.
3. Определите группу испытуемых (не менее 5 человек). Охарактеризуйте ее (возраст, пол, род занятий и др.).
4. Изучите методику предстоящего исследования. Подготовьте анкету и листы ответов (по количеству испытуемых).
5. Проведите исследование. Обработайте полученные данные и обработайте результаты.
Сделайте выводы и дайте практические рекомендации каждому испытуемому.
Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных
жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова).
Шкалы: «Ценность» и «доступность» для человека каждой из общечеловеческих ценностей: активная, деятельная жизнь; здоровье (физическое и психическое); интересная работа; красота природы и искусства; любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком; материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); наличие хороших и верных друзей; уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений); познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие); свобода как независимость в поступках и действиях; счастливая семейная жизнь; творчество
(возможность творческой деятельности).
Назначение теста
Диагностика рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей, а также уровня самореализации, интегрированности, гармонии.
Описание теста


7
Данная методика рассматривает 12 основных общечеловеческих ценностей и выявляет соотношение таких психологических параметров, как «Ценность» (Ц) и
«Доступность» (Д) для человека каждой из этих ценностей. Для любой жизненно важной сферы можно выделить несколько типичных вариантов взаимосвязи Ц и Д, а именно:
1) Ц и Д полностью совпадают;
2) Ц и Д в значительной степени совпадают;
3) Ц и Д в значительной степени расходятся, и такое расхождение имеет два варианта: Ц превышает Д (Ц>Д), Д превышает Ц (Д>Ц);
4) Ц и Д полностью расходятся.
Таким образом, основной психометрической характеристикой данного теста является показатель «Ценность-Доступность» (Ц-Д), отражающий степень рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере. Последняя, в свою очередь, свидетельствует о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей с одной стороны, а также об уровне самореализации, интегрированности, гармонии, с другой стороны.
Инструкция к тесту
К заполнению приступайте только после того, как прочтете инструкцию до конца!
Перед вами список из 12 понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей:
1. Активная, деятельная жизнь;
2. Здоровье (физическое и психическое);
3. Интересная работа;
4. Красота природы и искусства;
5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
6. Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
7. Наличие хороших и верных друзей;
8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);
9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие);
10. Свобода как независимость в поступках и действиях;
11. Счастливая семейная жизнь;
12. Творчество (возможность творческой деятельности).
Вам предстоит сравнить все эти понятия-ценности попарно между собой на специальном бланке. Следует провести два сравнения (по двум разным критериям).
Далее смотрите бланк:
На бланке две матрицы. В них записаны пары цифр, каждой цифре соответствует ценность, которая стоит под этим номером в списке. Заполнение начинайте с матрицы № 1.
Сравнения в первой матрице производится на основании того, что представленные в этом списке ценности имеют для вас разную значимость, разную степень привлекательности. Вы смотрите каждую пару и выбираете из двух ценностей ту, которая кажется вам более важной в этой паре. Её вы обводите в кружок.
ПРИМЕР: Вам дана пара 2 3. Под цифрой 2 обозначено здоровье, под цифрой 3 – интересная работа. Если вы обвели 2, то это означает, что здоровье для вас важнее, чем интересная работа.


8
Обводить можно только одну цифру из пары. Пропускать пары нельзя!
Отвечать старайтесь быстро, первым впечатлением. Закончив первую матрицу, переходите ко второй.
Во второй матрице сравнение производится на основании того, что некоторые из представленных ценностей являются для вас более доступными, легче достижимыми в жизни по сравнению с остальными. Вы выбираете из пары ту ценность, которая легче достижима для вас.
ПРИМЕР: Пара 2 3. Если вы обвели 3, то это означает, что интересная работа более доступна для вас, чем наличие хорошего здоровья.
ПРИСТУПАЙТЕ К ЗАПОЛНЕНИЮ.
Тест
БЛАНК ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ
МАТРИЦА № 1.
Сравните понятия на основе большей значимости, большей привлекательности.
1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 10 10 11 11 12 1 3 2 4 3 5 4 6 5 7 6 8 7 9 8 10 9 11 10 12 1 4 2 5 3 6 4 7 5 8 6 9 7 10 8 11 9 12 1 5 2 6 3 7 4 8 5 9 6 10 7 11 8 12 1 6 2 7 3 8 4 9 5 10 6 11 7 12 1 7 2 8 3 9 4 10 5 11 6 12 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 1 9 2 10 3 11 4 12 1 10 2 11 3 12 1 11 2 12 1 12
МАТРИЦА № 2.
Сравните понятия на основе более легкой достижимости, большей доступности.
1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 10 10 11 11 12 1 3 2 4 3 5 4 6 5 7 6 8 7 9 8 10 9 11 10 12 1 4 2 5 3 6 4 7 5 8 6 9 7 10 8 11 9 12 1 5 2 6 3 7 4 8 5 9 6 10 7 11 8 12 1 6 2 7 3 8 4 9 5 10 6 11 7 12 1 7 2 8 3 9 4 10 5 11 6 12 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 1 9 2 10 3 11 4 12 1 10 2 11 3 12 1 11 2 12 1 12
Обработка и интерпретация результатов теста
БЛАНК ДЛЯ ПОДСЧЕТА И АНАЛИЗА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
Баллы Ц и Д №№ понятий ценностей

9 1
2 3
4 5
6 7
8 9
10 11 12
Ц (1)
Д (2)
(1)-(2)
R = Σ │(1) – (2) │=
ВК: ВВ: НЗ = ____:____:____
ВК: ВВ: НЗ = ____:____:____ (%)
ГРАФИК
Баллы 11 10 9
8 7
6 5
4 3
2 1
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 11 12
Понятия-ценности
Ценность – красный цвет
Доступность – синий цвет
Имеются следующие показатели индекса расхождения «Ц – Д» (R) в норме:
Мужчины 33,07 ± 1,7 (n = 43 человека)
Женщины 37,02 ± 1,6 (n = 43 человека)
По величине индекс «Ц – Д» можно выделить три уровня дезинтеграции в мотивационно- личностной сфере:
От 0 до НОРМЫ (33 у мужчин. 37 у женщин) – низкий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.
От НОРМЫ до 50 – средний уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.
50-72 – высокий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.
Список литературы
1. Сотникова С.И. Управление персоналом: деловая карьера: [Электронный ресурс]: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2016. – 328с. Режим доступа: http://znanium.com/ bookread2.php? book=501180 2. Управление персоналом организации [Электронный ресурс]: учебник / под ред.
А.Я. Кибанова М.: ИНФРА-М, 2017. – 695 с. Режим доступа: http://znanium.com/ bookread2. php? book=92801 3. Управление персоналом организации: технологии управления развитием персонала: [Электронный ресурс]: Учебник / Минева О.К., Ахунжанова И.Н., Мордасова
Т.А.; Под ред. Миневой О.К. – М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 160 с. Режим доступа: https://znanium.com/bookread2.php?book=1003546