ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2876
Скачиваний: 4
ББК
Н
Новаторов
В.Е. Маркетинг личности [Текст] /
В.Е.
Новаторов. – М.: МГУКИ, 2007. – 400 c.
Предлагаемая читателю книга – своеобразный прорыв в крайне важную для профессионалов сферу, где многое решается специалистами-«рыночниками», отличающимися от предшественников советской поры высокой экономической и правовой культурой, новой системой ценностей, инновационным мышлением и иным менталитетом.
Как подобрать нужного работника, раскрыть его как личность, создать условия для творческой самореализации, «раскрутить», «поставить на крыло», добиться от него максимальной отдачи, стимулировать его профессиональный рост, пролить его творческое долголетие?
Что в процессе творческой самореализации может и должен делать молодой специалист, каким образом ему удобнее всего удовлетворить собственные личностные и профессиональные потребности, создать позитивный имидж, стать Личностью?
Книга адресована, прежде всего, студентам вузов. Она может быть использована в качестве учебного пособия для изучения таких дисциплин, как: «Менеджмент», «Маркетинг», «Психология личности», «Психология управления» и др.
Она может оказаться полезной руководителям организаций, педагогам переподготовки и повышения квалификации кадров, а также молодым специалистам, занимающимся самообразованием, самоимиджированием и самомаркетингом.
Книга, которую ждали
Представлять читателю автора этой книги особой необходимости нет. Его научные работы – монографии, учебные пособия, статьи, тексты докладов на многочисленных научных форумах - конференциях, симпозиумах, конгрессах и т.п., неизменно вызывают живой интерес читающей и слушающей публики - коллег, аспирантов, студентов, практических работников социально-культурной сферы.
Доминантой научных интересов профессора В.Е. Новаторова на протяжении вот уже более пятнадцати лет был и остается социально-культурный маркетинг. Как опытный в прошлом практик–управленец и как вузовский преподаватель, почти сорок лет жизни отдавший важному и нужному делу подготовки кадров для отрасли, он одним из первых осознал сущность и содержание грядущих рыночных преобразований в сфере культуры и фактически предвосхитил неизбежное наступление эры маркетинговых технологий социально-культурной деятельности. Достаточно вспомнить, что первая его «рыночная» работа – «Маркетинг культурных услуг» – появилась еще в 1992 году, когда платные услуги в сфере культуры только-только получили статус легальной коммерческой деятельности.
На протяжении последующих восьми лет ученый кропотливо и настойчиво отслеживает процессы развития рыночных отношений в различных областях социально-культурной практики: клубной деятельности, информационно-библиотечной работе, шоу-бизнесе, киновидеопрокате, туризме и др. Интенсивная и целеустремленная работа этого периода наполнена многочисленными выступлениями маркетолога культуры на научных конференциях, статьями в прессе, подготовкой и проведением выездных научно-практических семинаров по маркетинговым технологиям в различных регионах страны (г.г. Пермь, Ижевск, Челябинск, Казань, Омск, Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск, Усть-Илимск и др.). Одновременно с пропагандой маркетинговой концепции социально-культурной деятельности и управления В.Е.Новаторов читает лекции студентам, проводит деловые игры, по крупицам собирает и осмысливает пока что скромный опыт работы учреждений культуры и искусства на принципах маркетинга.
Наблюдения и размышления нескольких, заполненных научным поиском лет легли в основу изданной в 2000 году книги «Маркетинг в социально-культурной сфере», практически сразу ставшей бестселлером и повсеместно востребованной до настоящего времени. Следует заметить, что паралельно издавались работы и других новоиспеченных маркетологов (Л.Н. Герасимовой, А.С. Запесоцкого, О.Н. Кокойкиной, Г.Л. Тульчинского и др.), тем не менее, надо честно признать, что изложить основы социально-культурного маркетинга так системно и последовательно, как это сделал автор представляемой книги, уважаемым авторам не удалось.
Между тем плодотворная научная работа В.Е.Новаторова нашла свое отражение еще в одной его работе – «Интернальный маркетинг в организациях социально-культурной сферы» (2001 год), в которой автор попытался осветить специфику и весьма своеобразные технологии внутрифирменного маркетинга. Речь идет о внутреннем рынке организации, на котором продавцом выступает персонал организации, а покупателем – ее администрация. Эффективная работа организации получается там и тогда, где и когда коммерческие интересы обменивающихся сторон взаимно уравновешены, где спрос и предложение гармонизированы. Актуальность и научная новизна этой монографии были более чем очевидны: работы подобного характера и содержания не издавались до этого времени ни в России, ни за рубежом. Что же касается специалистов социально-культурной сферы, где работа с персоналом учреждений никогда глубоко не изучалась, то для них монография теперь уже известного маркетолога явилась настоящим прорывом к истине. Принимая во внимание многолетнюю плодотворную научную деятельность В.Е.Новаторова, диссертационный совет Московского государственного университета культуры и искусств присудил ему, как автору многочисленных работ по проблемам управления и маркетинга в сфере культуры, ученую степень доктора педагогических наук.
Возможно, именно это придало ученому сил и уверенности в правильности избранного им вектора научного поиска. В 2004 году выходит в свет его справочник «Социально-культурный маркетинг в вопросах и ответах», где теперь уже «остепенённый» маркетолог в ёмкой и лаконичной форме раскрывает основные положения теории маркетинга и освещает проверенные жизнью и практикой маркетинговые технологии социально-культурной деятельности. А год спустя студенты, аспиранты и практики получают в свое распоряжение еще одну книгу В.Е. Новаторова – «Маркетинговые исследования в сфере культуры». Здесь автор излагает теоретические и технологические основы изучения рынка продуктов культурной деятельности, приводит обширный инструментарий для исследования процессов, протекающих в социально-культурной сфере. Одновременно ведётся разнообразная по объему и содержанию научно-педагогическая деятельность: чтение курса маркетинга в университете, выступления на научных конференциях, публикация статей в научных сборниках и коллективных монографиях и т.п.
И вот – новая работа автора, посвященная персональному маркетингу, иначе говоря, маркетингу личности. Не будь В.Е.Новаторов по своему характеру и призванию педагогом, эта работа могла бы и не появиться. Не знаю, как для него, но для теории социально-культурной деятельности, да и для социально-культурной практики тоже, это была бы большая потеря. Ведь какой аспектации социально-культурную деятельность ни подвергай, какие парадигмы и концепции под неё ни подводи, она всегда останется по своей сущности, характеру и содержанию педагогической. А это означает только одно: в центре этой деятельности была и остается Личность. Сегодня это личность, погруженная в стихию рынка. И жить, и творить она вынуждена и должна по его законам, подчас довольно жестким и бескомпромисным.
Известно, что теория классического маркетинга разрабатывалась исключительно на опыте производства и сбыта промышленных товаров, т.е. материальных предметов. Что же касается других средств удовлетворения потребностей – идей и проектов, территорий и мест, организаций и/или их услуг, то последние до недавнего времени оставались как бы вне поля зрения исследователей. К примеру, маркетинг услуг едва успел конституироваться в отдельную отрасль научного знания. Во всяком случае, российскому читателю не было предложено за последние десять-пятнадцать лет ни одной сколько-нибудь глубокой и основательной книги, в которой раскрывались бы технологии, связанные с реализацией разнообразных услуг: банковских, аудиторских, консалтинговых, коммунальных, не говоря уже об услугах образования или здравоохранения. Что же касается услуг культуры, то счастливым исключением здесь являются, быть может, работы опять же нашего уважаемого автора, но одна ласточка, как известно, весны не делает…
Менее же всего повезло теории персонального маркетинга. В толстых и полновесных фолиантах зарубежных авторов о маркетинге личности написано, как правило, не более половины страницы, причем внимание читателей концентрируется исключительно на «раскрутке» звёзд шоу-бизнеса и предвыборных кампаниях политических кандидатов. Отечественные авторы либо цитируют в свои работах те самые полстраницы, либо вообще обходят это перспективное и крайне необходимое направление развития теории маркетинга молчанием. Но разве молодому ученому, начинающему поэту, инженеру-изобретателю, толковому врачу или учителю, да любому молодому специалисту, в том числе выпускнику вуза культуры и искусств, в меньшей мере нужны информация и реклама, паблисити и связи с общественностью, изучение потребности рынка труда в кадрах? А как трудно в условиях рынка найти свою нишу, получить престижную должность и /или приличную зарплату, продвинуться по службе, сделать карьеру, реализовать собственные личностные, профессиональные и деловые качества! Кто, в условиях отсутствия государственного распределения выпускников, поможет молодому специалисту в решении этих и других вопросов? Где всему этому научиться?
Сегодня много сказано и написано об имидже личности. Безусловно, и такая литература молодежи нужна. Но ведь имидж – это всего лишь внешняя оболочка личности, это своего рода декорация. Жизнь же требует от специалистов всех сфер деятельности и тех, кто «ставит молодых на крыло», глубоких знаний, профессиональной компетентности, крепкого морального и физического здоровья, работоспособности и деловитости, инновационного мышления и способности к риску. Всё это в маркетинге личности именуется товаром. Будет качественный товар – будет и спрос на него. Таков основной закон рынка. Об этом и размышляет в своей книге профессор В.Е.Новаторов. Его новая работа – для всех и для каждого. Хочется выразить уверенность, что эта умная , содержательная (и очень своевременная !) книга найдет своего читателя и окажется для него полезной в плане профессионального самоопределения, творческого роста и деловой карьеры в избранной сфере деятельности.
Н.В.
Кротова,
ректор Московского
государственного университета
культуры
и искусств, доктор экономических наук,
профессор
Глава первая
Личность
как предмет
системно-структурного
анализа
Ни одна эпоха не имела столько разнообразных знаний о человеке, как нынешняя. Ни одна эпоха не могла так быстро и легко получить эти знания, как нынешняя. Ни одна эпоха не знала так мало о том, что такое человек, как нынешняя. Никогда человек не был до такой степени проблемой, как в нашу эпоху.
М. Хайдеггер
Не зная источника, можно отнести эти слова к нашему времени – настолько актуально и злободневно выражена в них проблема изучения и исследования человеческой личности. Между тем написаны они более … 60 лет назад!
Отечественные и зарубежные ученые – философы, психологи, педагоги, культурологи – с завидной настойчивостью пытаются разобраться в хитросплетениях условий и факторов формирования и развития личности, определить оптимальные пути её совершенствования и самореализации, сконструировать и обосновать технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, адекватные потребностям современного общества.
Прежде чем мы приступим к рассмотрению маркетинговой концепции развития и самореализации личности в постсоветском обществе, попытаемся проникнуть в сущностный смысл сказанного и написанного по поводу её формирования, воспитания и совершенствования представителями различных гуманитарных дисциплин.
Как и полагается, тон здесь задают философы. Одна их часть («объективисты») считают, что человек и окружающий его мир, смысл всякого бытия познается из самого объекта, мира, а человек понимается как существо, находящееся во всецелой и определяющей зависимости от объективных сфер, принципов и норм космоса, мировой разумности, вечной идеи и сущности, божественного проведения, природы, абсолютного духа, фаталистически понимаемой исторической необходимости.
Другая часть («субъективисты») ищет основания общечеловеческого, индивидуального, а, в конечном счете, и всякого другого бытия в глубинных сферах внутренней индивидуальной жизни человека: в спонтанно-разумной деятельности, в духовно-нравственных, подсознательно-иррациональных силах, волевых импульсах и стремлениях.
Представители третьей группы школ (философская антропология, марксистская философия) пытаются «примирить» между собой противоположные концепции и предлагают нечто среднее, «синтетическое».
Так, представители «философской антропологии» выдвинули парадигму философского познания человека во всей полноте его бытия. Они предложили соединить онтологическое, естественнонаучное и гуманитарное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным философским постижением. По мнению основателя этой школы М. Шелера (1874 – 1928), философская антропология – это «базисная наука о сущности и сущностном строении человека; о его отношении к различным сферам природы и основе всех вещей; о его сущностном происхождении и его физическом, психическом и духовном начале в мире, о силах, которые движут им и которые движет он, об основных направлениях его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития, а также о сущностных возможностях того развития и о действительности этих возможностей».