ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2021

Просмотров: 461

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Надо только точно и лаконично сформулировать, выражаясь языком Станиславского, исполнительскую «сверхзадачу»: к примеру, заново вслушаться в текст песни (например «Любо, братцы, любо!») – пропеть его не залихватски-разгульно, а сочувственно, лирично, в отдельных разделах песни динамически выразить смысл текста - piano subito, что передает горе, безысходность. Вот так, бережно следуя за текстом, точно выполняя жанровые каноны, можно продемонстрировать истинную суть народных песен в современном исполнении.

Тот же настой на интимное, лирическое озвучивание текста должен быть во время работы над обработкой «Ой, то не вечер». У мелодической основы этой песни необыкновенный лиризм, небывалый размах и удаль, мощь, грандиозная сила и колоссальная энергетика. В песне, как в зеркале, отражаются история страны и людские судьбы с их горем и радостью.

И еще один серьезный вопрос, который стоит перед интерпретатором: нужно ли театрализовать песню, ведь увлечение фольклорным театром стало повальным и грозит порой превратить концерты и даже конкурсные выступления в фольклорные шоу. Что делать, чтобы не переступить порога, чтобы театрализация не выглядела нарочитой? «Посоветоваться» с самой песней: в нотном тексте содержится та мера, которая не позволит чуткому интерпретатору обратить песню в «иллюстрацию», или – что еще хуже – инсценировку. На все это не мешает, например, в шуточной песне «Посеяли лен за рекою» (в обработке Н. Старикова) вынесли на сцену и «бородатого деда» и «разбитную молодуху». Способы интерпретации, исполнительская манера, само отношение к исполняемой музыке – все это должно меняться, и в этом тоже проявляется жизнеспособность фольклора: приходят и уходят политики, меняются эпохи, а песни остаются.

Конечно, огромную роль в сценическом ансамбле играет руководитель. Если в аутентичном фольклорном ансамбле руководитель играет в большей степени организационную роль, то в сценическом народном коллективе нужен грамотный специалист, человек с образованием, чтобы он умел записывать и обрабатывать старинные песни, разучивать по нотам современные. Руководителю также нужны и организаторские способности, чтобы суметь объединить людей в единый коллектив, а также налаживать отношения с администрацией, организовывать концертные поездки, находить спонсоров и прочее.

Отражением песенного стиля ансамбля «Живая Русь» являются костюмы нашего коллектива – яркие образцы традиционной одежды казаков Кубани, Терека, а также стилизация русских боярских костюмов. Здесь, прежде всего, руководитель определяет, какое направление линий костюма использовать в концертно-исполнительской деятельности для более глубокого выражения стилевой и репертуарной политики ансамбля. В основном в нашем коллективе видно стремление выглядеть ярко, красиво на сцене, хотя идеалы при выборе костюма мы находим в этнографической основе, чтобы сценический костюм выглядел как можно естественней.


Артистов ансамбля «Живая Русь» можно легко отнести к экспериментирующим творцам, ищущим собственный стиль прочтения народных песен. При этом они бережно сохраняют главное качество традиции – сущность русской песенной культуры, ее глубину и открытость, духовную чистоту и жизнелюбие.

Это коллектив, владеющий искусством ансамблирования, певческими стилями разных областей России и различными направлениями отечественной музыки, включая духовные песнопения и современные авторские композиции. Именно профессиональное образование позволяет коллективу и его руководителю браться за партитуры любой сложности, работать мобильно и продуктивно, быстро осваивать новый репертуар и создавать новые концертные программы. При этом артисты не ставят задачу сохранения этнографической достоверности. Их выступления носят всегда творческий, импульсивный, импровизационный характер; народные песни в их распеве представляют собой стилистически тонкие аранжировки, в которых органично сочетаются бережное отношение к традиционным элементам и современное прочтение песенного фольклора.

Таким образом, концертно-исполнительская деятельность ансамбля «Живая Русь» основана на творческой интерпретации произведений народного песенного искусства – обработки, аранжировки, с использованием как бытовых народных инструментов и аккомпанемента, так и синтезированных, классических, джазовых. Опора на фольклорно-песенные образцы, максимально аккуратное отношение к песенному материалу дает положительный результат в деятельности пропаганды и развития народного песенного искусства на современном этапе.


Выводы по второй главе

Практическое исследование проблемы интеграции народного песенного искусства в формы массовой музыкальной культуры позволяет сделать следующие выводы.

Исследование методологических основ современной интерпретации традиционного народного песенного на основе анализа художественно-творческой деятельности ансамбля Д.Покровского, московского фольклорного ансамбля «Живая Русь» позволяет сделать вывод о том, что при соблюдении правил грамотного отношения к материалу народного песенного искусства (лад, гармония, функции голосов, жанровая специфика и пр.), а также условии высокого музыкального профессионализма исполнителей других направлений современной музыки, способного подчинить свои личные стремления цели демонстрации лучших образцов русской песни, и их смысловой сути, возможно интерпретировать народное песенное искусство без существенного вреда для русской культуры в целом.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе осуществлена попытка специального исследования специфики процесса интеграции народного песенного искусства в популярные формы массовой музыкальной культуры.


В результате решения первой исследовательской задачи были выявлены исторические условия интеграционных процессов в области народного песенного искусства и светской музыки. Представленный анализ исторических источников в области развития народного песенного искусства позволил систематизировать материал по периодам:

  1. VIIVIII вв. – возникновение сценических, зрелищных форм народного песенного искусства;

  2. IXX в. - становление жанра русского народного хора;

  3. IXX-XX вв. – интеграционные связи с музыкой композиторов- классиков (опера, обработки);

  4. 30-40 -е гг. XX в. – развитие жанра русского народного хора, а также сольного исполнительства (Л.Русланова, Н. Полевая-Мансфельд, О.Ковалева и пр.);

  5. 60-е гг. XX в. – популяризация фольклорного песенного творчества (молодежное фольклорное движение);

  6. 70-80-е гг. XX в.- возникновение явления фольклоризма и стилизации народного песенного творчества («Песняры», ансамбль Д.Покровского и пр.).

Вторая задача исследования заключалась в рассмотрении существующих интерпретационных приемов и средств народного песенного искусства (обработка, аранжировка, переложение).

Опираясь на практический опыт педагогов, хормейстеров и анализ научно-педагогической литературы, мы выяснили, что для адаптации народного песенного искусства к популярным формам массовой музыкальной культуры существует не так уж много приемов. И к ним мы отнесли – обработку, аранжировку и переложение. Обработка, является видом авторского творчества, и предполагает довольно большие изменения первоначального музыкального материала, продуктам этой деятельности свойственна значительная степень новизны. Аранжировку, по сравнению с обработкой, отличает большая степень приближенности к первоисточнику.

Третья задача исследования связана с исследованием популярных форм современной массовой музыкальной культуры в контексте интеграционных процессов с народным песенным искусством. В результате анализа многочисленных источников о современной музыкальной культуры мы выяснили, что все ее формы – рок, поп, блюз, джаз имеют традиционно-фольклорные корни различных народов, а собственно русская эстрада – одна из ветвей интеграционного развития народного песенного искусства, которая в более традиционных формах сейчас представлена фольклоризмом и стилизацией в творчестве русских народных хоров, фольклорных ансамблей.

Четвертая задача была решена в процессе анализа художественного творческой деятельности коллективов различного типа – народный хор и фольклорный ансамбль, в результате которого были выявлены методологические основы современной интерпретации традиционного народного песенного искусства. К ним мы отнесли следующее:

  1. все обработки должны представлять песню многосторонне, показывая ее мелодическую сущность как бы в разных ипостасях;

  2. обработки должны быть переданы в двух планах: приближенных к первоисточнику либо, наоборот, отдаленных от него, что нацелено на раскрытие бо­гатого потенциала избранного песенного образца;

  3. обработка должна отражать специфику жанра народной песни и ее традиционно-функционального значения;

  4. аккомпанемент песни в его виде должен соответствовать всем специфическим особенностям песни, поддерживая ее жанровую специфику и мелодическое развитие.


Список литературы

  1. Аникин В.П. Русский фольклор: учебное пособие для вузов. – М., 1997. С. 45-62.

  2. Аникин В.П. Не «постфольклор», а фольклор (к постановке вопроса и его современных традициях) // Славянская традиционная культура и современный мир: Сборник материалов научно-практической конференции. Вып. 2. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2004. С. 224-240.

  3. Азадовский М.К. Статьи о литературе, о фольклоре. М., 1990. С 45 -48.

  4. Алексеев Э.Е. Некоторые особенности звуковысотной организации традиционной якутской мелодики. — / Музыкальная фольклористика/ 1973, стр. 138-173.

  5. Алексеев Э.Е. Нотная запись народной музыки: теория и практика. - М.: Советский композитор, 1990.

  6. Антипова Л. Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора: учебное пособие - М. , 1983.

  7. Анисимов С.П. режиссер в музыкальном театре – М. , ВТО , 1980

  8. Арановский М. Музыкальный текст: структура и свойства. М.: «Композитор», 1998 г. С.56.

  9. Ардентов Д. Н. О хоровой артикуляции : проф. подгот. рук. самодеят. хорового коллектива / Д. Н. Ардентов. – Л., 1988.С.23-87.

  10. Барток Б. Три лекции о венгерской народной музыке / Uj Zenei Szemle. 1954. №7. С. 3-23.

  11. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности / Т.И. Бакланова. – М.: МГИК, 1992. – 160 с.

  12. Белинский В. Г. О русской литературе.- М.1987 г. С.45.

  13. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства.- М.,1991., С.18-23.

  14. Богатырев П.Г., Р.О. Якобсон Фольклор как особая форма творчества. – М. 1989 г. С.87.

  15. Бриль И.М. Практический курс джазовой импровизации. – М., 1985.

  16. Земцовский И.И. Лирика как феномен народной музыкальной культуры. – М.1973 г. С.54-76.

  17. Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады. – М. Издательство: Искусство, 1958 г.

  18. Кулапина О.И. Приемы обработки русского народно-песенного материала: Учебно-методическое пособие. – СПб.:Композитор, 2008г. С12-45.

  19. Левандо, П. П. Анализ хоровой партитуры / П. П. Левандо. – Л. : ЛГИК, 1971 г. С.34-89.

  20. Лихачев Д. С. Взаимодействие литературы и фольклора. Исторические песни: [Русская литература XVII в.] // История всемирной литературы//. – М. 1983 г. С.56.

  21. Мамонтова Н.Н. Проблемы изучения традиционных форм культуры

и понятие "народное искусство" // Научные чтения памяти В.М. Василенко: Сб. статей. — М., 1997, Вып. I.5-76.

  1. Мамонтова Н.Н В поисках утраченого: О коллективном мастерстве создателей названий мест и мастерах — их хранителях (из опыта собирателей-топонимистов).- Петрозаводск 2001г. С.87.

  2. Массовая культура и массовое искусство - «За» и «Против»., М. 2003 г. 243 с.

  3. Медведева В.Н. Фольклорная практика в музыкальном вузе. Учебно-методическое пособие. - М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1993.С.76.

  4. Медведева М.В. Хоровая аранжировка. Программа для музыкальных вузов. Проект. - М.: Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры, 1990.С.65-76.

  5. Медушевский В.В. Языком чего является музыка?- М.1992 г. С.112.

  6. Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях-М. , 2000.

  7. Музыка. Большой энциклопедический словарь. - М.: НИ "Большая Российская энциклопедия", 1998.С.96.

  8. Нестьев Н. звезды русской эстрады-М. , 1974 г.

  9. Никольская – Береговая К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI века: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений –М.: 2003 г.С. 23-178.

  10. Попова Т. о песнях наших дней-М , 1969 г.

  11. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – М. 1982 г. С 32-76.

  12. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. - М., 1996. С. 34-45.

  13. Романовский Н.В Хоровой словарь. – М. 1983 г. С.123.

  14. Сокальский П.П. О механизме музыкальных впечатлений. (Материал для музыкальной психологии).- Л.: 1979 г. С.45.

  15. Сценическая интерпретация фольклора (на примере весенних обрядовых песен): Метод. рекомендации. / Авт.-сост. Терентьева Л.А. - Куйбышев, 1999.С 23-65.

  16. Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира. Т. 2. — М.,1982.

  17. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура.- Л.: 1979 г. С.56.

  18. Шамина Л. В. Народное пение – компонент традиционной культуры - М. , Изд-во РАМ им. Гнесиных , 2001г.

  19. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.С 45.

  20. http://pokrovsky-ensemble.ru/ - сайт ансамбля Д.Покровского

  21. http://jubilei2009.narod.ru/Konen.html

  22. http://www.folklore.ru/article/119-folklornoedvigenie.html




















69