ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2021

Просмотров: 465

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все обработки должны представлять песню многосторонне, показывая ее мелодическую сущность как бы в разных ипостасях — не толь­ко в традиционных, но и в обновленных обличиях, неожиданных музыкальных ракурсах, что, с точки зрения восприятия, может оказать противоположное воздействие на слушателя [18.С. 21]. Обработки сегодняшних композиторов переданы в двух планах: приближенных к первоисточнику либо, наоборот, отдаленных от него, что, в принципе, нацелено на раскрытие бо­гатого потенциала избранного песенного образца. В таком «ли­цедействе» участвует множество «актеров» — самые различные методики творческого письма, подчеркивающие вариативность, процессуальность в подходе к единому музыкальному источнику [19.С.22].

В этой связи особо встает вопрос о правомерности столь вольного обращения с темой народной песни. Ведь ее мелоди­ка — драгоценный кристалл, самородок, бережно взращенный и отшлифованный народными исполнителями. По верной реплике Э. Е. Алексеева, любая народная песня «требует природного кон­текста» [4.C. 113]. Вместе с тем он же считает, что «народная песня неповторима в буквальном смысле этого слова» [4.C. 59]. Тем самым признается изменчивая сущность, импрови­зационно-вариантный облик, многозначность народной песни, от­рицается метафизичность ее напева и словесного текста.

Природная изменчивость народного мелоса (как и поэтиче­ского текста) словно предопределяет проводимую нами идею о возможностях многомерного обновления музыкального источ­ника [17.C.24]. Народному напеву свойственно состояние по­стоянной новизны, вариативности, многоликости. Бела Барток, живо интересовавшийся народным творчеством, записавший тысячи народных песен многих народов мира и создавший без малого сотню статей по фольклорной тематике, в брошюре «Как записывать и собирать народную музыку» делится опытом по собиранию венгерского фольклора. Здесь же автор замеча­ет, что определенный народный напев никогда не повторится вновь в точности и в одной и той же форме [25.C.72]Вероятно, это вариативное свойство народного исполнитель­ства становится одной из причин обращения к фольклорному роднику многих композиторов, включая и представителей рус­ской классической школы, в творчестве которых такое явление обретает значимость национальной традиции. Барток всесто­ронне рассматривает это явление, характеризуя музыку компо­зиторов, с пристрастием относившихся к фольклору, как «про­фессиональную музыку народного характера» [10.C.3]. Вместе с тем он указывает на сложность претворения народно-творческих традиций в их сочинениях: «Творить, опираясь на народные песни, — это самая трудная задача, во всяком случае — не легче создания оригинальной тематики. Достаточно иметь в виду, что переработка определенной темы является сама по себе источником огромных трудностей. При переработке народной песни или даже при ее простой гармонизации требу­ется такое же «вдохновение», как и при написании произведе­ния на собственную тему» [10.C.8].


Современное хоровое искусство представлено тремя типами обработок народной песни [17.C.27]:

1) обработки народного плана;

2) акаде­мические аранжировки;

3) свободные композиции.

Обработки народного плана включают гармонизацию мело­дии, обработку для голоса с фортепиано в стиле русских ком­позиторов-классиков, а также народные обработки, приближен­ные к оригиналу: дуэт для женских голосов, обработки для мужского и женского ансамбля (или хора) и ансамбля со сме­шанным составом голосов [17.C.37].

В академические аранжировки входят образцы двух- и трех­голосных диктантов, гармонизация мелодии в академическом стиле, двухголосная обработка на имитационной основе, много­голосная обработка с имитационными элементами для академи­ческого хора, а также трехголосный канон и экспозиция трехго­лосной фуги [17.C.45].

Более разнообразно представлены свободные композиции: коллажная обработка, аранжировка для фортепиано, одноголос­ная вокальная импровизация, обработка для голоса и фортепи­ано в стиле песенно-романсной лирики, свободная гармониза­ция для вокального ансамбля со смешанным составом голосов и обработка для женского эстрадного ансамбля. Некоторые из примеров — гармонизация мелодии, хоровые аранжировки на имитационной основе, коллажная обработка и др. — могут быть отнесены сразу к двум группам сочинений такого рода [ 25.C.72].

Таким образом, сейчас обозначена ва­риативная модель песенной обработки, где сосредоточены раз­личные виды камерных и ансамблево-хоровых гармонизаций, основанные на тематическом материале одной народной песни.

Обработка народной песни различного типа и вида, стилизация, работа на стыке различных видов музыкального искусства – все это демонстрировал в совей творческой деятельности ансамбль Дмитрия Покровского, на примере которого мы рассмотрим интеграционные процессы народного песенного искусства и форм массовой музыкальной культуры.

Ансамбль Дмитрия Покровского, созданный в 1973 г., стал первым коллективом, в котором по-настоящему объединились подлинно научное изучение фольклора с профессиональным его исполнением, а традиции народной музыки - с современной музыкальной культурой. Своим появлением он в корне перевернул все бытующие представления о народном искусстве и его сценическом воплощении. Сложившаяся в Ансамбле Покровского школа освоения народного пения, основанная на изучении традиционной технологии звукоизвлечения, до сих пор остается единственной в своем роде [41]. Уникальность Ансамбля Покровского - не только в виртуозном владении разными народными певческими стилями, но и в органичном синтезе их с современной музыкальной культурой, в умении создать из традиционной музыки – новую, превратить ее в явление мировой культуры, лишенное территориальных границ. Естественное соединение традиционной и авторской музыки с использованием принципов живой импровизации, как и прежде - визитная карточка Ансамбля Покровского [41].


В начале 70-х ХХ века это имя было своеобразным паролем, пропуском в новый мир альтернативной музыки; в 80-e не знать Ансамбль Покровского уже было просто неприлично, человек, не бывающий на его концертах не мог считаться интеллигентным и современным. Непривычный, дикий, природный звук, странные, свободные ритмы, ощущение мощной энергетики, идущей со сцены в зал - завораживали, в корне меняли привычное тогда отношение к фольклору, как к чему-то музейному и скучному. Оказалось, что народная, традиционная музыка - вполне современна. Выяснилось, что в ней есть игра, есть импровизация, есть жизнь [24.C.76].

До ансамбля Д. Покровского, не смотря на разнообразие форм воплощения народное песни на сцене - не было. Были многочисленные, практически неотличимые друг от друга «академические народные» хоры и солисты, поющие песни, стилизованные в народном духе.

Появление в 1973 году Ансамбля Покровского способствовало началу активного молодежного фольклорного движения [43]. В 90-х гг. увлечение народной музыкой достигло своего апогея, и количество фольклорных ансамблей и студий по стране перевалило за десятки сотен. (Сейчас коллективы, созданные по модели Ансамбля Покровского, существуют не только в России, но и за рубежом, в том числе в Японии, Швеции, Болгарии, США)

А Покровский со своим ансамблем уже был далеко впереди: создав мощнейший импульс этой волны, он искал новые пути.

Одним из значимых событий в творческой жизни Ансамбля Дмитрия Покровского стала встреча и работа с легендарным музыкантом, великолепным саксофонистом, создателем целого направления в современном джазе, неоднократным обладателем премии «Grammy» Полом Уинтером и его ансамблем «Пол Уинтер Консорт» (Paul Winter Consort). «Paul Winter Consort» был номинирован на премию «Grammy» 13 раз и пять из них становился лауреатом [41].

Музыканты играют музыку, объединяющую классические, джазовые, роковые, фольклорные интонации, бразильские и африканские элементы. Стиль музыки, которую создает Пол Уинтер, добиваясь «пограничной текстуры звуков», называют «мировым» джазом, «экологическим» джазом или «живой» музыкой. Комбинация джаза, фолка, этно, классики и их элементов с криками орлов, воем волков и песнями китов – все это – его музыка [41].

В интересы этого неординарного человека и музыканта входит не только музыкальная, но и социальная гармония, а также сохранение нетронутой живой природы и объединение через музыку культур разных народов. Кассета с музыкой альбома «Roads» ансамбля Уинтера была взята на борт космического аппарата «Apollo15», и астронавты назвали два лунных кратера в честь двух песен из этого альбома. Джордж Мартин, бывший продюсер «Биттлз», назвал их альбом «Icarus» тончайшим из альбомов, которые ему приходилось делать [41].

В 1986 году Пол Уинтер, до того побывавший в России, в Сибири, и на озере Байкал, где записывал звуки живой природы в самых недоступных местах, дал концерт в Московском государственном университете вместе с Ансамблем Дмитрия Покровского, который был тогда уже на пике своей популярности. Из этой встречи родилась идея совместного альбома, которая вскоре была осуществлена (альбом «Пульс земли» \ «Earthbeat», 1987, который также был номинирован на «Grammy») [41]. За этим последовали многочисленные концерты. Только за время своего первого совместного турне по США артисты Ансамбля Дмитрия Покровского и «Paul Winter Consort» посетили 23 города! Последний альбом Пола Уинтера "CRESTONE" получил Грэмми как лучший нью-эйдж альбом 2007 года [41].


«Пульс Земли» стал первым альбом оригинальной музыки, созданным американцами и русскими. Музыка этого диска, родившегося из совместной импровизации, живет по новым музыкальным законам, объединяя западные гармонии и афро-бразильские ритмы с древними славянскими песнопениями и необычной энергетикой голосов/

Исследователь современной музыки Мартин Букспен говорил: «Классические музыканты записывались неоднократно со своими русскими коллегами – мгновенно на ум придут имена Леопольда Стоковского, Вана Клайберна, Байрона Джениса. Но это сотворчество ансамблей Пола Уинтера и Дмитрия Покровского – первое и единственное в своем роде в неклассической мировой музыке. Может быть, оно станет первым из многих, возвещая истинную открытость между нашими народами» [43].

«…В альбоме «Пульс Земли» необычайно привлекают природные звуки голосов ансамбля Покровского, заставляя ощущать трепет от их открытии. В том, как Пол сплавил воедино их тысячелетнюю певческую традицию с индивидуальным стилем своей группы, есть убедительное подтверждение его веры в единство мировой песни» [42].

Музыка, созданная как эксперимент почти 20 лет назад, не утратила своей актуальности и привлекательности для публики и сегодня. Видимо, ее подлинная, живая и искренняя энергия – это то, чего не хватает многим аналогичным студийным проектам.

Этот альбом постоянно переиздается и по сей день пользуется большим успехом в США, Европе и Японии. Первая песня «Kursky funk» открывает популярное американское телевизионное шоу «Surviver». Фрагменты песен с этого диска неоднократно использовались в театральных спектаклях (например, спектакль Камы Гинкаса «Записки из подполья»), художественных, документальных и мультипликационных фильмах, как заставки звучали в российской телепрограмме «Впрок». Концерты с программой «Earthbeat» вновь с успехом проходят в Испании (Лас-Пальмас, 2003), Израиле (Эйлат, 2003), США (Нью-Йорк, Пенсильвания, Вермонт, 2003, 2004, 2005), Японии (Токио, Хиросима, Мисоно, Сендай, 2005). Сейчас «Living Music» готовит к выходу альбом «Earthbeat-2», в котором объединятся музыкальные традиции России, Японии, Африки, Бразилии.
В России же с 1986 года концертов с программой «Пульс Земли» не было. Только на концертах, посвященных 30-летию Ансамбля Покровского в Москве (центр «Дом» и театр на Таганке) и Петербурге (ДК им. Ленсовета), зрители вновь увидели Ансамбль вместе с Полом Уинтером [43].

Настоящая музыка современна всегда. И подтверждением тому станут новые, теперь уже юбилейные совместные концерты «Paul Winter Consort» и Ансамбля Дмитрия Покровского в России. Облетев за 20 лет земной шар, эта музыка вновь вернется к своим истокам.

Ансамбль Покровского первым объединил фольклор и джаз в совместных импровизациях с Алексеем Козловым и Владимиром Резицким, сотрудничал с Питером Гэбриэлом, записал первую русско-американскую пластинку со знаменитым ансамблем Пола Уинтера.


Создавая особую звуковую среду, он смог как нельзя более органично войти в ткань драматических спектаклей Юрия Любимова, Сергея Юрского, Льва Додина. И, наконец, именно Ансамбль Покровского сумел поставить народную музыку на один уровень с классической, выступая в Бруклинской Академии музыки, Карнеги-холле, Сиднейской опере, Венской филармонии, на самых престижных музыкальных фестивалях.

Ансамбль Покровского никогда не был коллективом чисто фольклорным, тем более этнографическим. Он раздвигал тесные рамки общепринятого деления музыки на «высокую» - академическую и «низкую»- народную. Подтверждением этому была знаменитая «Свадебка» Игоря Стравинского, записанная Ансамблем в 1994г. Абсолютно новаторское решение стало тогда музыкальной сенсацией.

«Незатейливость мелодического рисунка, симметричность тонально-гармонического плана, четкая квадратность структуры, вариантно-секвентный принцип развития, создающий эффект «узнавания» и запоминания песенного мотива, выразительность поэтического текста, полностью слитного с мелодическим нача­лом, «подтекстовый» жанр успокаивающей колыбельной» - так характеризует Д. Тихонов обработку русской народной песни «Зоренька» ансамбля Покровского (См. приложение). За всем этим кроется гениальная простота душевного интимного излияния, достигаемого трогательной, проникновенной красотой музыки «Зореньки», ее утонченным магнетизмом, что позволя­ет сказать о ней выразительной строкой В. Г. Белинского: это истинная «народная песня, исполненная души и чувства» [12.С.45].

Вероятно, магнетизм этой песни сказывается и в особом внимании к ее тексту значительного числа музыкантов. Судя по многообразным обращениям к мелодии «Зореньки» — от ка­мерно-вокальных, хоровых (для народного и академического хора) до инструментально-оркестровых, — интерес и любовь к этой прекрасной музыке не ослабевает. Мелодию песни об­рабатывают десятки известных композиторов, музыковедов, ис­полнителей. Среди них А. А. Александров, В. А. Вахромеев, В. Н. Городовская, А. С. Ленский, Ю. М. Слонов, А. А. Юрлов [18.С.34]. Все это свидетельствует о наличии разностильных подходов к трактовке этой трогательной музыки, являющей собой образец подлинно русского лирико-психологического трагизма, о разных взглядах в понимании образно-смыслово­го песенного контекста, о разном прочтении и осмыслении ее жанрово-поэтической стороны.

Когда в 1996г. случилось непоправимое – умер Дмитрий Покровский, его артисты смогли сохранить уникальный коллектив.

В Ансамбле Покровского создана особая исполнительская школа, в корне отличающаяся от до сих пор существующих. Эта школа, основанная на принципах и технологии народного звукоизвлечения, открывает любому человеку путь к такому пению. Артисты Ансамбля занимаются целенаправленными и систематическими исследованиями, серьезно изучают исполнительские техники и стили в разных традициях народного пения - и не боятся экспериментировать [41].