Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
42
После внедрения ЭОД значительно ускорился процесс подачи отчетности налогоплательщиками, осуществляемый по телекоммуникационным каналам связи. Данный переход позволил налогоплательщикам:
существенно сэкономить время, которое расходуется на представление отчетности;
уменьшить количество ошибок при подготовке отчетности;
избежать дублирования налоговых деклараций на бумажных носителях;
своевременно обновлять формат представления документов при изменении форм налоговой отчетности.
Тенденция по сокращению бумажных носителей продолжится в связи с разрешительной системой по предоставлению данных путем заполнения электронных таблиц на официальном сайте в Интернете, а также благодаря использованию электронных носителей и каналов связи.
С введением направления отчетности посредством электронных каналов, налоговые органы также стали меньше тратить время на занесение в базу документов, предоставленные налогоплательщиками.
Обращаясь к приложению Б, одним из структурных элементов технологии обработки данных является работа по учету налогоплательщиков, в ходе которой в Инспекцию поступает первичная информацию о субъектах хозяйствования, которая включается в районную базу данных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и дополняются. Фактически процесс учета плательщиков характеризуется непрерывностью. Он начинается с момента постановки на учет и заканчивается снятием с учета в связи с прекращением деятельности предприятия либо смертью гражданина.
В работе по учету налогоплательщиков всех категорий существуют некоторые различия. При этом основные процедуры, которые входят в эту работу, цели и задачи ее осуществления, а также формы и методы проведения идентичны.
43
Одним из источников информационного обеспечения в обслуживании плательщиков является интернет-сайт Федеральной налоговой службы России
[38].
На сайте представлена в полном объеме необходимая информация о деятельности, как Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области, так и по г. Заречному: структура налоговых органов, регламентирующие документы, налоговое законодательство, права и обязанности налогоплательщиков, государственная регистрация и учет налогоплательщиков.
На интернет-сайте размещена информация двух видов: федеральная и региональная.
В разряд федеральных материалов входит информация:
документы с нормами и разъяснениями налогового законодательства, правах и обязанностях плательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
информационные базы данных;
формы налоговых деклараций;
программные средства для юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В число региональных материалов входят:
нормативные правовые акты Пензенской области, содержащие нормы и разъяснения налогового законодательства, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
информация о проведении официальных мероприятий, проводимых налоговыми органами;
информационные материалы по применению налогового законодательства;
аналитические справки и региональные программные продукты;
44
ответы на вопросы налогоплательщиков по применению регионального налогового законодательства, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.
На сайте ФНС России размещается и ссылка к информационным базам данных ИФНС России по г. Заречному.
Помимо обращений на официальный сайт, налогоплательщики могут получать консультацию по вопросам налогообложения и справочную информацию и по телефонам «горячих линий» Инспекции. Существует вариант направления запроса в Инспекцию по электронной почте. Для этого заполняется специальный бланк на сайте в ссылке «Отправить обращение в
ИФНС» раздела «Контакты».
В Инспекции создана телефонная справочная служба, с помощью которой любой плательщик может оперативно получить квалифицированный ответ на любой вопрос по налоговому законодательству. Судя по огромному количеству звонков, поступающих в телефонную справочную службу Инспекции, данная услуга является востребованной (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Сведения об эффективности обслуживания ИФНМ России по г. Заречному плательщиков по телефону
Период
Среднее значение
Доля граждан, удовлетворенн ых качеством государственны х услуг:
Оценка
1
Оценка
2
Оценка
3
Оценка
4
Оценка
5 2015 год
4,906 98,113 0
0 6
18 294 2016 год
4,832 97,277 32 2
24 176 1896
Исходя из приведенных данных в таблице 2.1, средняя оценка эффективности предоставления консультационных услуг плательщикам по телефону в 2016 году снизилась на 1,5% (2016 год – 4,832, 2015 год – 4,906).
Для единообразия сведений, которые размещаются на информационных тематических стендах, налоговой инспекцией разработаны и предоставлены соответствующие материалы.
45
Для наглядности и удобства поиска необходимой налогоплательщику информации материалы, сгруппированы на стендах по восьми темам и имеют свой номер и цвет, указанные в путеводителе по стенду. Ознакомившись с путеводителем, налогоплательщик сможет легко и быстро найти необходимую информацию. Обновление сведений на стендах проводится регулярно.
Инспекция регулярно проводит бесплатные семинары с налогоплательщиками.
Их основной целью служит своевременное информирование о действующем законодательстве, налогах, сборах и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также формах налоговой отчетности и порядке ее заполнения.
Проводимые семинары делятся на тематические и семинары по общим вопросам. В качестве лекторов принимают участие специалисты Инспекции.
При организации проведения семинаров:
определяются актуальные проблемы по результатам работы
Инспекции;
формулируется тема семинара, определяется дата его проведения и составляется программа, которая утверждается у начальника инспекции;
ставится цель проведения семинара;
согласовывается тема и дата проведения семинара с отраслевыми подразделениями;
размещается объявление о проведении семинара на стенде в
Инспекции и в СМИ.
При проведении семинара используются наглядные пособия, методическая литература, рассматриваются ошибки плательщиков на конкретных примерах. Предоставляется возможность налогоплательщикам задать вопросы по теме семинара.
46
Обращаясь к статистической информации по обращениям плательщиков необходимо отметить следующее.
В ИФНС России по г. Заречному за 2016 год поступило на рассмотрение
707 обращений граждан, в том числе 372 интернет-обращений. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года число обращений увеличилось на 38 % (за
2015 год поступило 512 обращений). Количество интернет-обращений по сравнению с 2015 годом увеличилось в два раза (за 2015 года поступило 195 интернет-обращений) [38].
Существенную долю в обращениях граждан в 2016 году занимают вопросы, связанные с уплатой налога на имущество физических лиц 21,7%, транспортного налога – 12,5%, налога на доходы физических лиц –8,5%, уклонения от налогообложения–7%, организации работы с плательщиками–
6,1%, задолженности по налогам и сборам – 5,6%, земельного налога – 5,3%, налоговых правонарушений, ответственности за их совершение – 4%, обжалования решений государственных органов и должностных лиц – 4%, государственной регистрации юридических лиц – 3,9%, зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм сборов, пеней, штрафов –
2,9%, получения и отказа от ИНН – 2%, пользования информационными ресурсами – 2%.
Укрупняя все обращения налогоплательщиков, можно определить 3 основные категории (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Структура обращений налогоплательщиков в ИФНС
75%
8%
10% 7%
Уплата налогов
Досудебное рассмотрение споров
Организация работы с плательщиками
Уклонение от налогообложения
47
Заявители продолжают обращаться по вопросам налогообложения малого бизнеса – 15 обращений (1,3%), игорного бизнеса – 10 обращений (0,9%), защиты прав потребителей – 7 обращений (0,6%), юридическим вопросам по налогам и сборам – 6 обращений (0,5%), совершенствованию налогового администрирования – 4 обращения (0,3%), уплаты налога на добавленную стоимость – 3 обращения (0,2%), уплаты налога на прибыль – 2 обращения
(0,18%), уплаты госпошлины – 2 обращения (0,18%), трудоустройства – 2 обращения (0,18%), налогообложения алкогольной продукции – одно обращение (0,09%), жилищно-коммунальной сферы – одно обращение (0,09%), злоупотребления служебным положение – одно обращение (0,09%), трудоустройства и занятости населения – одно обращение (0,09%).
2.3 Анализ проблем и направления совершенствования организации
деятельности
налоговых
органов
по
обслуживанию
налогоплательщиков
Как показал анализ информационного обеспечения налоговых органов, используемых при взаимодействии с налогоплательщиками, использование современных программных средств позволяет существенно снизить материальные и трудовые затраты, что положительно влияет на эффективность их работы и качестве обслуживания налогоплательщиков. Однако в сфере информатизации остаются еще нерешенными ряд проблем, которые препятствуют достижению высокоэффективного обслуживания плательщиков.
Во-первых, сегодня происходит концентрация основной налоговой информации на уровне районных налоговых инспекций. Информация о налоговых операциях обрабатывается и хранится в Инспекции, а в Управление передаются только сводные данные. Поэтому качество информации находится в прямой зависимости от квалификации и добросовестности налогового инспектора районного уровня, что приводит к неполноте либо
48 противоречивости информации о налогоплательщике, формирует базу для злоупотреблений и не позволяет получить достоверные результаты.
Во-вторых, зачастую невысокая квалификация работников Инспекции приводит к конфликтам между налоговыми органами и налогоплательщиками.
В-третьих, как было показано в разделе 2.1 данного исследования ИФНС характеризуется линейно-функциональной организационной структурой, среди недостатков которой можно выделить:
жесткую структуру, которая с трудом реагирует на любые изменения;
каждому структурному подразделению свойственны специфические функции, что существенно затрудняет горизонтальное согласование;
строгую профессиональную специализацию сотрудников, которая затрудняет их взаимозаменяемость;
организацию директивных связей по однолинейному принципу, что способствует конфликтным связям между подразделениями
Инспекции при решении вопросов, находящихся на пересечении их функций.
В-четвертых, в настоящее время в Инспекции для работы с налогоплательщиками функционируют отделы, отвечающие за прием налоговой и бухгалтерской отчетности, выдачу документов, сверку расчетов с бюджетом и проведение тематических семинаров. При этом требования к операционным залам (система звукового информирования; компьютер со справочно-правовыми системами и программными продуктами в помощь налогоплательщикам; электронная система управления очередью) не выполняется.
В-пятых, несовершенство автоматизированной информационной системы налоговых органов (АИС «Налог») влечет за собой снижение уровня надежности, производительности и адаптивности.
Практика использования АИС «Налог» показала некоторые недостатки:
недостаточные информационно-расчетные и интеллектуальные возможности средств автоматизации по обработке различной информации;
49
дублирование данных – необходимость использования различных баз для хранения одной и той же информации
В-шестых, трудности технического характера, которые связаны с приемом отчетности по телекоммуникационным каналам связи и приводят к нарушению сроков регистрации отчетности, отправке квитанции о приеме отчетности и протокола входного контроля налогоплательщикам. Поэтому необходимо осуществлять совершенствование программных продуктов и технических средств с целью лучшего обеспечения передачи отчетных данных плательщиков в информационную систему Инспекции.
Реалии сегодняшнего дня требуют совершенствования технологий, процедур обслуживания налогоплательщиков. Кроме того, должна быть оптимизирована численность Инспекции. При этом с целью сокращения издержек, повышения качества обмена информацией между ИФНС и плательщиками и исключения основы коррупционной составляющей работы налоговиков необходимо развивать автоматизированные процессы администрирования и бесконтактные способы взаимодействия с налогоплательщиками.
Основными направлениями совершенствования организации работы налоговых органов по обслуживанию плательщиков на современном этапе являются:
1)
Оптимизация и снижение трудоемкости и ресурсоемкости выполнения бизнес-процессов за счет повышения уровня автоматизации деловых процессов и создания специального подразделения по процедуре обработки и подготовки информации.
Так, под оптимизацией трудоемкости подразумевается формирование в организационной структуре отдела обслуживания налогоплательщиков
(рисунок 2.3), функциональные обязанности которого бы входило:
проведение разъяснительной работы;
организация проведения семинаров;
прием налоговой и бухгалтерской отчетности.
50
С целью соблюдения ресурсоемкости данное подразделение может быть организовано за счет перевода сотрудников из других отделов.
Отдел обслуживания плательщиков возьмет на себя начальный этап общения с субъектами хозяйствования, что позволит другим подразделениям сконцентрироваться на других, более существенных участках работы.
2)
Повышение открытости налоговых органов, уровня и качества доступности налоговых услуг, оказываемых налогоплательщикам. Здесь речь идет фактически о переводе в электронный вид максимального количества процедур взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, а также модернизация системы информационного обслуживания, которая включает дальнейшее развитие системы интернет-сайтов ИФНС России, а также создание единого контакт-центра, который в круглосуточном режиме будет оказывать услуги по информационному обслуживанию налогоплательщиков.
Рисунок 2.3 – Обновленная организационная структура ИФНС России по г. Заречному
Отдел контрольной работы
Отдел общего обеспечения
Отдел информационно- аналитической работы
Отдел учета и работы с налогоплательщиками
Заместитель начальника
МагдеевКамильХаметович
Начальник ИФНС России по г. Заречному
Ганин Александр Геннадьевич
Отдел обслуживания плательщиков
51
На сегодняшний день контакт-центр присутствует только на основном сайте ФНС России. Однако для ускорения информационных потоков целесообразно ввести контакт-центры и «горячие линии» непосредственно в территориальных налоговых органах. Также необходимо их сделать тематическими (по категориям вопросов).
Подлежит совершенствованию Личный кабинет налогоплательщика, в котором помимо информации о наличии задолженности, субъект хозяйствования мог бы сразу сформировать квитанцию (счет) на оплату любого налога в соответствии с задекларированными налоговыми обязательствами и с отражением бюджетных счетов. Такое новшество должно предотвращать неверную оплату налогов.
Также подлежит рассмотрению на законодательном уровне рассмотрение вопроса оплаты налогов и сборов посредством использования терминалов и электронных кошельков.
3)
Эффективное использование накопленной на сегодня ИФНС России информации. Необходимы механизмы интеграции и ее анализа, в первую очередь для выявления зависимостей, важных для проведения контрольной работы и информирования налогоплательщиков.
Эффективность использования накопленной на сегодня ИФНС России информации существенно повысится с использованием горизонтального мониторинга, довольно успешного применяемого в других странах. Данный механизм построен на партнерских отношениях между налоговым органом и плательщиком. В центральных районах г. Москвы и г. Санкт-Петербурга горизонтальный мониторинг уже опробован и есть положительные результаты.
На сегодняшний день среди крупнейших предприятий г. Заречного необходимо выделить: НИКИРЭТ – филиал ФГУП ФНПЦ «ПО «СТАРТ им.
М.В. Проценко». Именно с этим субъектом хозяйствования можно заключить соглашение о раскрытии информации с целью своевременного выявления налоговых рисков и их устранения. Нельзя без внимания оставлять и средний и малый бизнес.