Файл: Лекция Социальная работа сущность и содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1899 г. М. Ричмонд написала свою первую книгу «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях». Эта книга была написана под влиянием европейских деятелей благотворительности Томаса Чалмерса и Октавии Хилл.

М.Ричмонд сформулировала основные этапы индивидуальной работы:

получение информации;

диагноз (исследование состояния социального отклонения);

прогноз (предположения перспективы улучшения);

лечение (оказание помощи клиенту)

В индивидуальной работе с клиентом в «Социальных диагнозах» намечаются отходы от методов моральных убеждений и альтернатив и переход к методам воздействия и социально-психологического взаимодействия. Впервые описывается процесс взаимодействия социального работника и клиента. Процесс предстает как определенная последовательность, процедура, деятельность, подчиненная определенной логике, выражающаяся в системном подходе к клиенту. Впоследствии процедура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший основополагающим в технологиях социальной работы.

Принципы индивидуального подхода, разработанные М.Ричмонд, получают рекомендации Христианского общественного союза для работы не только с иммигрантами, лицами девиантного поведения, но и для клиентов «с различными культурными и жизненными стилями». Разработанные принципы начинают применяться в работах с группами и в сообществе.

«Социальные диагнозы» стали научным и логическим подходом социального научного исследования, что в свою очередь послужило началом новой эры развития индивидуальной социальной работы.

В 1920-е гг. М. Ричмонд реформирует метод индивидуальной работы, поскольку в практику привносятся элементы психоанализа, а это позволяло интрапсихические процессы анализировать в контексте социальных проблем. Психоанализ расширил представление о диагнозе, так как предложил научный метод изучения не только личности, но и социальных отклонений, что было особенно важно для социальных работников. Окружающая среда, в которой находился клиент, теперь интерпретировалась в единой научной схеме и логике.

С 1922 г. М.Ричмонд разрабатывает принципы «социальной индивидуальной работы», где помимо прежних подходов, «ум на ум», получают развитие другие, такие как «индивидуальное развитие», «регулирование человеческих отношений». Предметом изучения стали объективные факторы с различными ситуациями в жизни людей. Объекты социального диагноза и акций улучшения функционирования клиентов состояли из процессов, развивающих личность, регулирующих социальное окружение.


Впоследствии эти принципы будут взяты в качестве основы этического кодекса социального работника:

симпатизировать клиенту,

отдавать ему предпочтение;

поощрять его;

строить с ним совместные ясные планы действии.

Тем не менее концепции бедности и самопомощи наложили определенный отпечаток в подходах кейсворк (casework) — индивидуальной работы. Метод кейсворк предполагал предварительное изучение условий жизни нуждающихся и их семей. М.Ричмонд задумывает найти логическое обоснование процедуры исследования, позволяющей объективно познать причины индивидуального неблагополучия личности. Но в конце XIX в. теории филантропии базировались на философских концепциях, а социологический инструментарий только оформлялся, вот почему в данной книге М. Ричмонд не удается решить эту проблему.

ДЖ. Аддамс. Ее работа в сеттльментах требовала не отдельных акций, а выработки долговременной тактики социального реформирования и развития социального законодательства. Вот почему Дж. Аддамс и ее последователи считали, что не индивидуальные акции могут решить проблему бедности в целом, а только профилактическая работа, реформирование общества и социальное законодательство. В некотором смысле процедуры, которые предлагались сторонниками Дж.Аддамс, были ненаучными, они предполагали погружение в сеттльмент, что означало совместно проживать с клиентами и своим примером помогать изменять им жизнь. Хотя Дж. Аддамс и была удостоена Нобелевской премии в 1931 г. Дж. Аддамс активно участвовала во многих общественных начинаниях. Она неустанно вела кампанию за принятие первого в истории Америки закона об охране детства, за восьмичасовой рабочий день для женщин, за улучшение условий труда и жизни рабочих, за повышение оплаты их труда, за избирательные права женщин, пропагандировала пацифизм. Она боролась за равноправие негров и иммигрантов, ратовала за проведение анализа причин бедности и преступности.

О.Ранк.

Другой подход в развитии теорий и практики социальной работы представлен в направлении, которое получило название «функциональная школа социальной работы ». Идеологами данного направления выступали О.Ранк (О.Rank) и Дж.Тафт (J.Taft). В основу функциональной индивидуальной работы положены психологические подходы О.Ранка. Отталкиваясь от учения Фрейда, он считал, что кризисные состояния, возникающие в процессе развития личности, вызваны родовыми травмами (полученными при рождении). Поэтому он считал, что встреча индивида с социальным работником неизбежна, независимо от конкретных социальных условий.



Другие представители этого направления проявляют значительно меньший интерес к детским переживаниям клиента, акцентируя внимание на воле и готовности к переменам — доминантам, которые лежат в основе практической теории данного подхода. Существенное место в деятельности «функциональной школы» занимают отношения, которые устанавливаются в результате взаимодействия социального работника и клиента и которые определяют процесс помощи. Процесс становится ведущим понятием, базисом научной рефлексии, вокруг которого формируется понятийное поле данной школы индивидуальной работы.

В центре внимания функционального метода находится процесс, возникающий между социальным работником и клиентом, способствующий укреплению позитивных доминант, на базе которых можно строить процесс помощи. Эти доминанты представляют собой для социальной работы аксиомы, не требующие верификации, что позволяет процессу интеракций выступать проблемным полем и «местом теоретических битв».

Функциональная школа в основу своих теоретических построений поставила не диагноз, а процесс взаимодействия социального работника и клиента. По мнению представителей этой школы, наиболее важным во взаимодействии социального работника и клиента является процесс как форма и средство изменения ситуации. Функциональная школа базировалась на принципах синхронического подхода «здесь и теперь», когда в процессе взаимодействия социального работника и клиента актуализируется настоящий опыт клиента, его чувства и эмоциональные переживания. Отсюда основная задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом. В этом случае между социальным работником и клиентом устанавливаются другие взаимоотношения: они становятся партнерами и несут равную ответственность за изменение ситуации. Главное направление данной теоретической мысли виделось в создании и развитии техник и методов помощи клиенту.

В 1928 г. на Милфордской конференции социальных работников были определены основные аспекты индивидуальной работы с клиентом:

1. Знание типичных отклонений от общепринятых норм социальной жизни.

2. Использование знания норм человеческой жизни и человеческого общения.

3. Ознакомление с подробностями жизни конкретного человека, оказавшегося в затруднительном положении.

4. Применение общепринятых методов изучения и помощи людям
, которые нуждаются в социальной поддержке.

5. Использование средств и ресурсов местной общины в социальном лечении.

6. Применение научных знаний и накопленного опыта в сочетании с требованиями индивидуального подхода.

7. Понимание философских основ, определяющих цели, этику и особенности индивидуального подхода в социальной работе.

3. Основные направления западной теории социальной работы в период модернизма.

  1. Позитивисткая философия и теория социальной работы стала основой мировоззрения в теории социальной работы.

- в этот период возникла идея «человек-социальный», т.е. теперь человек не принадлежит церкви и его запросы (личностные, духовные, индивидуальные ) рассматриваются с позиции таких процессов социализация, этнокультиурации, политизации в условиях индустриального общества.

- позитивизм способствал решению проблем бедности, нищенства

- позитивизм повлиял на развитие диагностической и функциональной школ, а также на развитие практико-ориентированной теории (Х.Перлман)

- фундаментом для классической теории СР стали работы Дж.Дьюи.

2. Феминистские индивидуальные модели помощи в сеттльментах.

- Дж.Аддамс создала модель помогающей среды в Халл-Хауз в Чикаго. В начале в этой школе использовалась религиозные практики помощи нуждающимся, затем стали внедряться образовательные практики в обучении, воспитании и попечения. В основе образовательных практики находились теория бихевиоризма, т.е. поведение и взаимодействие люде завесило от организации стимулов и окружающей среды. В Халл-Хаузе придавали огромное значение местному сообществу, т.к. она позитивно влияло на изменения людей, находящихся в трудных жизненных условиях. Работы Дж.Аддамса повлияли на возникновение практико-ориентированной модели социальной работы.

3. Образовательная практика в коммьюните.

Образовательные практики повлияли на развитие социальных ролей социальных работников. СР-ки стали выполнять посреднические, консультативные, адвокатские, брокерские, воспитательные роли. Школа, которая становится центром деятельности в микросоциальной среде должна стать в миниатюре сообществом, в зачаточном состоянии общества (Дж.Дьюи). Для оказания помощи и поддержки необходимо изучить потребности детей (Дж.Дьюи), но Дж.Аддамс расширила круг людей (пожилые люди, мигранты, женщины, семьи), с целью изучениях их потребностей.


Образовательные практики повлияли на развитие феминизма, т.е. женщины могут изменить в лучшую сторону общественную жизнь людей.

  1. Прикладные технологии

- Дж.Дьюи опубликовал книгу «Как мы мыслим», где рассказал о 5 шаговой модели решения проблем.

- Х.Перлман впервые разработала проблемно-ориентированный метод в решении проблем клиента. Этот метод в 70-80 гг 20 века стал основой теоретической модели работы со случаем.

5. Прагматизм и анти-дикриминационная практика в теории СР.

- С.Харрис предложил идею о том, что моральные понятия должны выступать в качестве оценки инструментов реальности. За основу им были взяты такие моральные понятия – социальная справедливость и равенство. Многочисленные проблемы людей должны решаться с учетом таких критериев как социальная справедливость и равенство.

- Г.Паппас высказался о такой идеи как расовые предрассудки, которые являются для достижения равенства между всеми членами современного общества . Также им были обоснованы основные факторы не позволяющие достичь равенства – моральные суеверия, интеллектуализм, редукционизм, универсализм.

- Идеи П.А.Кропоткина «Взаимопомощь как фактор эволюции» также находят свое отражение в теории СР.

Т.о. модернизм в значительной степени повлиял на развитие теории социальной работы в ХХ веке.

4.Предметная область теории социальной работы

Теория СР – изучает закономерности и принципы зарождения и развития и регулирования конкретных социальных процессов и явлений (Я.В.Якушев Социальная защита. Социальная работа. – М., 2009. – С.21-22).

Теория СР – отражение процесса функционирования и развития сложной системы социального развития, где каждый компонент может выступать и причиной и следствием характера социальных процессов одновременно (Теория СР. / Под ред.Е.И.Холостовой, Л.И.Кононовой, М.В.Вдовиной. – М., Юрайт, 2012. – С.14)

Предмет исследования ТСР – многообразные возникающие в процессе жизнедеятельности людей социальные явления, связи и взаимовлияния, процессы разных уровней, способы и формы воздействия на них со стороны организаторов и специалистов соц.работы (Я.В.Якушев Социальная защита. Социальная работа. – М., 2009. – С.21-22).

Предмет ТСР – социальные отношения и взаимосвязи разных уровней – является отражением этой сложной полицентрической системы, основными компонентами которой становятся люди с их биосоциальной природой, как носители разнообразных материальных, социальных и духовных потребностей и интересов, обладающие различным уровнем образования, культуры, жизненного опыта и степенью участия в социальных процессах (Теория СР. / Под ред.Е.И.Холостовой, Л.И.Кононовой, М.В.Вдовиной. – М., Юрайт, 2012.)