Файл: Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ

«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса»

В.Г.Белинский

Ответная цитата современного педагога заключается в том, что научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача школы XXI века.

В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Приходя в 1 класс, ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся работа заключается, в лучшем случае, в освоении отдельных развивающих игр.

Как научить младших школьников использовать разнообразные цифровые ресурсы для своей учебной деятельности и как педагогу начальной школы сделать этот инструмент средством обучения?

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это учебный, содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.

Владение цифровыми образовательными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.

Основные цели использования ЦОР в начальной школе:

  • создать условия для более глубокого, качественного продуктивного усвоения учащимися основных вопросов курса начальной школы, развития интеллектуальной и познавательной деятельности;

  • обеспечить развитие учебно-практической деятельности учащихся направленной на формирование соответствующих умений;

  • формировать логическое мышление, память, умение подчинять внимание выполнению заданий;

  • развивать способность к обобщению, умению слушать, рассуждать, мыслить, находить ответы, используя имеющиеся знания.


ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, электронные таблицы, анимация, мультимедийные презентации, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, “привязанных” к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.

Общие требования к цифровым образовательным ресурсам:

 Современные ЦОРы должны:

  • соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации;

  • ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

  • обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;

  • предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

  • обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

  • основываться на достоверных материалах;

  • превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;

  • полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;

  • обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОР другие программы;

  • обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы.

Цифровые образовательные ресурсы не должны:

- представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК;

- дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.п. информацию;

- основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают).

ЦОР для уроков можно распределить на несколько групп в зависимости от их организации.

ЦОР анимация 

Предполагает фронтальную форму работы. Особенностью открытия новых знаний с помощью анимационных ЦОР является то, что в первой части таких ЦОР возникает вопрос, ответ на который ребята не знают, а вторая часть дает возможность познакомиться с новыми знаниями, которые и являются ответом на поставленный в первой части вопрос. Работу класса с этим типом ЦОР лучше всего организовать фронтально, в форме общего обсуждения предъявленной в начале ЦОР ситуации. После того, как в ходе обсуждения будет сформулирован главный вопрос, происходит переход ко второй части ЦОР.



ЦОР интерактивное задание

Особенностью введения новых знаний с помощью интерактивного задания является то, что перед предъявлением плакатов, содержащих собственно новые знания, ребятам предварительно предлагается в интерактивном режиме выполнить задание (иногда несколько), подготавливающее их к восприятию нового. Работу класса с этим типом ЦОР лучше всего организовать в малых группах, дав ребятам возможность выполнить интерактивные задания максимально самостоятельно. Ученикам, работающим медленнее других, испытывающим трудности, понадобится ненавязчивая, строго дозированная помощь учителя. Можно привлекать для помощи ребят из групп, уже справившихся с заданием. Общее время, затрачиваемое на этот тип ЦОР, не должно превышать 10 минут.

ЦОР плакат 

Такие ЦОРы организованы в виде нескольких сменяющих друг друга плакатов (редко одного плаката). Переход от предыдущего плаката к следующему осуществляется нажатием кнопки ДАЛЕЕ и происходит по желанию работающего с ЦОР, когда он сочтёт нужным. Поскольку работа с данным типом ЦОР организуется, как правило, фронтально, то момент перехода от одного плаката к другому выбирает учитель. Конкретные ЦОР, относящиеся к рассматриваемому типу, могут быть устроены по-разному, однако им присущи общие черты. Так, обычно на первом плакате приводится материал для повторения, в процессе демонстрации этого плаката происходит его обсуждение всем классом под руководством учителя, а на втором приводится задание с использованием материала для повторения.

ЦОР вопрос 

Подобные ЦОРы рекомендуются в первую очередь для индивидуальной работы. При этом имеются две основные возможности организации такой работы, которые можно сочетать между собой. Выбор возможностей   зависит от конкретных особенностей класса и определяется учебными задачами. Первая возможность - это работа в классе на этапе закрепления уже полученных знаний. Время индивидуальной работы с данным ЦОР следует ограничить 5-10 минутами (в зависимости от степени трудности). Вторая возможность - это работа дома, т.е. данный ЦОР предлагается как часть домашнего задания тем ребятам, которые испытали в процессе классной работы те или иные трудности. В этом случае важно поработать с этим ЦОР также и дома, не торопясь, разобраться в своих затруднениях. ЦОР на закрепление знаний этого типа имеют свои особенности построения. В таких ЦОР предъявляется набор заданий - редко одно, чаще -  несколько. При неправильном выполнении задания учащийся тут же получает сообщение об этом - либо «прямым текстом» фразой вида «НЕВЕРНО», либо задание упорно предлагается для выполнения снова и снова. Таким образом, ученик вынужден работать с заданием до тех пор, пока не выполнит его верно.


Использование ЦОР в обучении позволяет расширить возможности урока, при этом также повысить его эффективность, позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Сегодня начальная школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ЦОР в образовательный процесс.

Представленные в цифровом виде учебные материалы дают возможность использовать их без затруднений на различных этапах урока, и решать поставленные задачи урока:

  • этап актуализации знаний – электронные тесты, электронные конструкторы;

  • этап объяснения нового материала – электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы;

  • этап закрепления и совершенствования ЗУН – электронные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации;

  • этап контроля и оценки ЗУН – электронные тесты, кроссворды

Часть учеников начальной школы имеют определённый навык работы на компьютере, и учителю надо стремиться к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач.

В результате увеличивается глубина погружения в материал, повышается мотивация обучения, осуществляется интегрированный подход в обучении и экономия времени на уроке.

Формы и методы организации учебного процесса с использованием ЦОР

Формы и методы организации учебного процесса зависят от оснащения школьного кабинета:

 один компьютер + проектор на класс:

 два ученика - один компьютер

 один ученик - один компьютер:

Предлагается также возможным использование ЦОР учащимися дома, в школьной библиотеке (для подготовки рефератов, презентаций, самообучения, подготовки домашнего задания и т.п.)

ЦОР позволяют учителю:

  • организовать различные формы работы:

  • групповую,

  • парную,

  • индивидуальную;

  • увеличить объем выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза;


  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения.

Применение ЦОР вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

 

Внедрение ЦОР осуществляется по направлениям:

1. Создание презентаций к урокам;
2. Работа с ресурсами Интернет;
3. Использование готовых обучающих программ;
4. Использование дидактических игр;

5. Применение российских образовательных платформ для учителей и учеников.

В современном мире существует масса электронных образовательных сервисов для начальной школы. С их помощью можно существенно сократить рутинную работу учителя, и это очень важно. Ещё Сухомлинский говорил, что свободное время учителя — важнейшее условие его духовного роста.

Платформа Учи.ру.

Со времен дистанционного обучения весной 2020 года учителя начальной школы нашего лицея начали активно применять сервис платформы Учи.ру.

Это отечественная онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Здесь есть и уроки, и задания, и олимпиады. Фиксируются и личные достижения, и рейтинг учеников в классе, школе. Задания могут составлять учителя по любому, выбранному на платформе предмету: математика, русский и окружающий мир, английский язык https://uchi.ru/teachers/hometasks/new. Широко представлен выбор предметных тематических карточек. Обратная связь также представлена в виде таблицы.

Здесь можно повышать свою квалификацию, участвуя в вебинарах или дистанционных курсах https://uchi.ru/teachers/webinars

Яндекс. Учебник

Это российская образовательная платформа для учителей и учеников. Сервис позволяет преподавателям назначать и автоматически проверять домашние задания, отслеживать успеваемость отдельных учеников и всего класса, индивидуально работать с успешными и отстающими учениками.

Все задания Яндекс.Учебника составлены с учетом ФГОС и примерных рабочих программ по предметам. Можно быстро подбирать упражнения, как для всего класса, так и для отдельных групп и учеников, что позволяет формировать индивидуальные образовательные траектории. Проверять задания тоже не нужно — система делает это автоматически и показывает статистику: сколько времени каждый ребенок потратил на решения задания, сколько попыток он использовал, где ошибся.