ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рассматривал как внутренние ощущения.
В.А. Крутецкий [5, с. 82] выделяет первую группу из пяти видов ощущений, которые являются отражением свойств предметов и явлений внешнего мира (зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и кожные).
Вторую группу составляют ощущения, отражающие состояние организма, – органические, ощущения равновесия, двигательные.
Третью группу составляют два вида особых ощущений – осязательные и болевые,которые представляют собой либо комбинацию нескольких ощущений (осязательные.), либо ощущения различного происхождения
(болевые).
Генетический подход, предложенный английским неврологом X.
Хэдом. Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности:
- протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод, жажда и др.);
- эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объек- тивированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.
4.
Характеристика основных свойств ощущений
Все ощущения охарактеризуются различными свойствами, которые могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущений.
К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений.
В.А. Крутецкий [5, с. 82] выделяет первую группу из пяти видов ощущений, которые являются отражением свойств предметов и явлений внешнего мира (зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и кожные).
Вторую группу составляют ощущения, отражающие состояние организма, – органические, ощущения равновесия, двигательные.
Третью группу составляют два вида особых ощущений – осязательные и болевые,которые представляют собой либо комбинацию нескольких ощущений (осязательные.), либо ощущения различного происхождения
(болевые).
Генетический подход, предложенный английским неврологом X.
Хэдом. Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности:
- протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод, жажда и др.);
- эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объек- тивированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.
4.
Характеристика основных свойств ощущений
Все ощущения охарактеризуются различными свойствами, которые могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущений.
К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений.
Качество – это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений.
Модальность отражает основное качество соответствующего ощущения.
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции.
Длительность ощущения – это временная характеристика возникшего ощущения, она определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом – временем действия раздражителя и его интенсивностью.
У ощущений существует латентный (скрытый) период, когда при воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.
След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы.
Положительный
последовательный
образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.
Отрицательный
последовательный
образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя (свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло- холод и др.). Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.
Для ощущений характерна
пространственная
локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве, когда человек может сказать,
откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель. Эти свойства отражают качественные характеристики ощущений.
Нижний порог абсолютной чувствительности – минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение.
Верхний порог абсолютной чувствительности – максимальная интенсивность раздражителя, при которой он еще воспринимается или вообще не воспринимается.
Относительный порог чувствительности – минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений.
Человеческие органы чувств – тонко работающие аппараты. Не менее важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, степень чувствительности.
Чувствительность– способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.
Для определения чувствительности анализатора, способности улавливать слабые раздражители пользуются понятием абсолютной
чувствительностиданного анализатора.
Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию. Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под
чувствительностью к различию – способность ощущать слабые различия между раздражителями.
Слишком слабые раздражители не вызывают ощущений (свет далеких звезд, прикосновение пылинок к коже человека, тиканье часов, находящихся в другой комнате и пр.), т.е не всякое раздражение вызывает ощущение.
Чтобы возникло ощущение, раздражение должно достигнуть определенной величины; раздражители, которые лежат ниже порога ощущения, не осознаются человеком.
Минимальную величину раздражителя, при которой впервые возникает
Нижний порог абсолютной чувствительности – минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение.
Верхний порог абсолютной чувствительности – максимальная интенсивность раздражителя, при которой он еще воспринимается или вообще не воспринимается.
Относительный порог чувствительности – минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений.
Человеческие органы чувств – тонко работающие аппараты. Не менее важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, степень чувствительности.
Чувствительность– способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.
Для определения чувствительности анализатора, способности улавливать слабые раздражители пользуются понятием абсолютной
чувствительностиданного анализатора.
Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию. Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под
чувствительностью к различию – способность ощущать слабые различия между раздражителями.
Слишком слабые раздражители не вызывают ощущений (свет далеких звезд, прикосновение пылинок к коже человека, тиканье часов, находящихся в другой комнате и пр.), т.е не всякое раздражение вызывает ощущение.
Чтобы возникло ощущение, раздражение должно достигнуть определенной величины; раздражители, которые лежат ниже порога ощущения, не осознаются человеком.
Минимальную величину раздражителя, при которой впервые возникает
едва заметное ощущение, называют абсолютным порогом ощущения.
Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм человека. Исследования отечественного физиолога Г.В. Гершуни и его сотрудников показали, что звуковые раздражения, лежащие ниже порога ощущения, могут вызывать изменение электрической активности мозга и расширение зрачка. Зона воздействия раздражителей, не вызывающих ощущений, была названа Г.В. Гершуни
«субсенсорной областью» [4, с. 393].
Начало изучению порогов ощущений было положено немецким физиком, психологом и философом Г.Т. Фехнером, который считал, что материальное и идеальное – это две стороны единого целого. Поэтому он задался целью выяснить, где проходит граница между материальным и идеальным. Фехнер подошел к этой проблеме как естествоиспытатель. По его мнению, процесс создания психического образа может быть представлен следующей схемой:
Раздражение —> Возбуждение —> Ощущение —> Суждение
(физика) (физиология) (психология) (логика)
Фехнер впервые включил элементарные ощущения в круг интересов психологии, до него считалось, что исследованием ощущений должны заниматься физиологи, врачи, физики.
Фехнер считал, что человек не может непосредственно оценивать свои ощущения количественно, поэтому он разработал «косвенные» методы, с помощью которых можно количественно представить отношения между величиной раздражителя (стимула) и интенсивностью вызванного им ощущения.
Аналогичным способом определяется и
Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм человека. Исследования отечественного физиолога Г.В. Гершуни и его сотрудников показали, что звуковые раздражения, лежащие ниже порога ощущения, могут вызывать изменение электрической активности мозга и расширение зрачка. Зона воздействия раздражителей, не вызывающих ощущений, была названа Г.В. Гершуни
«субсенсорной областью» [4, с. 393].
Начало изучению порогов ощущений было положено немецким физиком, психологом и философом Г.Т. Фехнером, который считал, что материальное и идеальное – это две стороны единого целого. Поэтому он задался целью выяснить, где проходит граница между материальным и идеальным. Фехнер подошел к этой проблеме как естествоиспытатель. По его мнению, процесс создания психического образа может быть представлен следующей схемой:
Раздражение —> Возбуждение —> Ощущение —> Суждение
(физика) (физиология) (психология) (логика)
Фехнер впервые включил элементарные ощущения в круг интересов психологии, до него считалось, что исследованием ощущений должны заниматься физиологи, врачи, физики.
Фехнер считал, что человек не может непосредственно оценивать свои ощущения количественно, поэтому он разработал «косвенные» методы, с помощью которых можно количественно представить отношения между величиной раздражителя (стимула) и интенсивностью вызванного им ощущения.
Аналогичным способом определяется и
1 2 3
верхний абсолютный порог
- значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно.
Верхний абсолютный порог иногда называют болевым порогом, потому что
- значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно.
Верхний абсолютный порог иногда называют болевым порогом, потому что
при соответствующих ему величинах стимулов мы испытываем боль – резь в глазах при слишком ярком свете, боль в ушах при слишком громком звуке.
Абсолютные пороги – верхний и нижний – определяют границы доступного восприятию человека окружающего мира.
Абсолютная чувствительностьчисленно равна величине, обратно
пропорциональной абсолютному порогу ощущений.
Различные анализаторы обладают разной чувствительностью.
Абсолютная чувствительность анализатора в равной степени зависит как от нижнего, так и от верхнего порога ощущения. Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения и пр.
Другая характеристика чувствительности – это чувствительность к различию. Ее еще называют относительной, или разностной, так как это чувствительность к изменению раздражителя.
Для того чтобы почувствовать минимальное различие в характеристиках воздействующего раздражителя, необходимо изменить силу его воздействия на определенную величину, а то минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений,
называется порогом различения.
Порогом
различения называют относительную величину, показывающую, на какую долю должна увеличиться сила раздражителя, чтобы человек почувствовал едва заметное изменение ощущения.
Порог различения имеет постоянную для определенного вида анализатора относительную величину и выражается в виде от ношения
(дроби). Для зрения порог различения – 1/100, для слуховых ощущений порог различения 1/10 и т.д.
Таким образом, порог различения имеет постоянную относительную величину, т. е. всегда выражается в виде отношения, показывающего, какую часть первоначальной величины раздражителя надо прибавить к этому
Абсолютные пороги – верхний и нижний – определяют границы доступного восприятию человека окружающего мира.
Абсолютная чувствительностьчисленно равна величине, обратно
пропорциональной абсолютному порогу ощущений.
Различные анализаторы обладают разной чувствительностью.
Абсолютная чувствительность анализатора в равной степени зависит как от нижнего, так и от верхнего порога ощущения. Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения и пр.
Другая характеристика чувствительности – это чувствительность к различию. Ее еще называют относительной, или разностной, так как это чувствительность к изменению раздражителя.
Для того чтобы почувствовать минимальное различие в характеристиках воздействующего раздражителя, необходимо изменить силу его воздействия на определенную величину, а то минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений,
называется порогом различения.
Порогом
различения называют относительную величину, показывающую, на какую долю должна увеличиться сила раздражителя, чтобы человек почувствовал едва заметное изменение ощущения.
Порог различения имеет постоянную для определенного вида анализатора относительную величину и выражается в виде от ношения
(дроби). Для зрения порог различения – 1/100, для слуховых ощущений порог различения 1/10 и т.д.
Таким образом, порог различения имеет постоянную относительную величину, т. е. всегда выражается в виде отношения, показывающего, какую часть первоначальной величины раздражителя надо прибавить к этому
раздражению, чтобы получить едва заметное различие в ощущениях. Это положение было названо законом Бугера-Вебера.
Основываясь на экспериментальных данных Вебера, Г. Фехнер сформулировал следующий закон, называемый обычно законом Фехнера: если интенсивность раздражений увеличивается в геометрической прогрессии, то ощущения будут расти в арифметической прогрессии. В другой формулировке этот закон звучит так: интенсивность ощущений растет пропорционально логарифму интенсивности раздражителя.
Следовательно, если раздражитель образует такой ряд: 10; 100; 1000; 10 000, то интенсивность ощущения будет пропорциональна числам 1; 2; 3; 4.
Главный смысл данной закономерности заключается в том, что интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее.
5.
Формы
изменения
чувствительности.
Взаимодействие
ощущений
Абсолютная и относительная чувствительность не остаются неизменными и их пороги не выражаются в постоянных числах.
Чувствительность может изменяться в зависимости от разных условий: от окружающей обстановки, характера деятельности, возраста, функционального состояния, силы и длительности раздражителя и пр.
Исследования показывают, что чувствительность может меняться в достаточно больших пределах (например, в темноте зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается, т.е. в зависимости от освещенности зрительная чувствительность человека меняется).
Изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям называют адаптацией.
Адаптация – приспособление к внешним условиям, эффективное взаимодействие организма со средой.
Основываясь на экспериментальных данных Вебера, Г. Фехнер сформулировал следующий закон, называемый обычно законом Фехнера: если интенсивность раздражений увеличивается в геометрической прогрессии, то ощущения будут расти в арифметической прогрессии. В другой формулировке этот закон звучит так: интенсивность ощущений растет пропорционально логарифму интенсивности раздражителя.
Следовательно, если раздражитель образует такой ряд: 10; 100; 1000; 10 000, то интенсивность ощущения будет пропорциональна числам 1; 2; 3; 4.
Главный смысл данной закономерности заключается в том, что интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее.
5.
Формы
изменения
чувствительности.
Взаимодействие
ощущений
Абсолютная и относительная чувствительность не остаются неизменными и их пороги не выражаются в постоянных числах.
Чувствительность может изменяться в зависимости от разных условий: от окружающей обстановки, характера деятельности, возраста, функционального состояния, силы и длительности раздражителя и пр.
Исследования показывают, что чувствительность может меняться в достаточно больших пределах (например, в темноте зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается, т.е. в зависимости от освещенности зрительная чувствительность человека меняется).
Изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям называют адаптацией.
Адаптация – приспособление к внешним условиям, эффективное взаимодействие организма со средой.
Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается.
Общая закономерность такая: при переходе от сильных к слабым раздражителям чувствительность повышается, при переходе от слабых к сильным – снижается
Изменение чувствительности не происходит сразу, а требует известного времени. Причем временные характеристики этого процесса неодинаковы для разных органов чувств.
В целом, сильная адаптация наблюдается в тактильных, температурных, обонятельных и зрительных ощущениях, слабая – в слуховых и болевых ощущениях. Явления адаптации выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание, например, к сильному холоду или сильной жаре (очень громкому звуку, едкому запаху и пр.), так же как и к болевым раздражителям, почти не встречается.
Явление адаптации связано с процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов, в частности с изменением возбудимости нервных центров. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Развитие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, способствуя повышению чувствительности в новых условиях.
В целом, адаптация является важным процессом, указывающим на большую пластичность организма в его приспособлении к условиям среды.
При адаптации наблюдается снижение или повышение чувствительности к постоянному длительному действию раздражителя.
Физиологический механизм этого явления является весьма сложным.
Адаптация – это изменение в корковом отделе анализатора и в самих рецепторах.
Все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому
интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств.
Работа одного анализатора может влиять на работу другого анализатора – усиливать или, напротив, ослаблять ее.
Например, слабые зрительные раздражители (мягкое, приятное освещение) слегка улучшают работу слухового анализатора; обонятельные ощущения часто определяют вкусовые: ощущение приятного запаха во время еды повышает аппетит и т.д.
Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.Следует различать два вида взаимодействия ощущений: а) взаимодействие между ощущениями одного вида и б) взаимодействие между ощущениями различных видов.
В своих исследованиях академик П.П. Лазарев установил, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. Аналогичные результаты были получены профессором С.В. Кравковым, который установил, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Например, звуковое раздражение может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Аналогичным образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность.
При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах
– повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные – понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.
Аналогично наблюдается взаимодействие ощущений одного вида.
Например, серый цвет на белом фоне будет выглядеть темнее, а в окружении черного цвета – светлее.
Работа одного анализатора может влиять на работу другого анализатора – усиливать или, напротив, ослаблять ее.
Например, слабые зрительные раздражители (мягкое, приятное освещение) слегка улучшают работу слухового анализатора; обонятельные ощущения часто определяют вкусовые: ощущение приятного запаха во время еды повышает аппетит и т.д.
Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.Следует различать два вида взаимодействия ощущений: а) взаимодействие между ощущениями одного вида и б) взаимодействие между ощущениями различных видов.
В своих исследованиях академик П.П. Лазарев установил, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. Аналогичные результаты были получены профессором С.В. Кравковым, который установил, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Например, звуковое раздражение может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Аналогичным образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность.
При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах
– повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные – понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.
Аналогично наблюдается взаимодействие ощущений одного вида.
Например, серый цвет на белом фоне будет выглядеть темнее, а в окружении черного цвета – светлее.
Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения (по разным основаниям) называется сенсибилизацией (табл. 3).
Таблица 3
Проявления сенсибилизации
Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и специальных упражнений
Как необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота, вестибулярный аппарат)
Как специфические требования к деятельности субъекта
(профессиональные)
А.Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации [6]. Первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали,что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам, с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться. Вторая сторона носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических экстренных воздействий на состояние субъекта.
С помощью упражнений, специальной тренировки можно добиться развития чрезвычайной тонкости ощущений, необходимых в некоторых профессиях (парфюмер, дегустатор и др.)
Взаимодействие ощущений также обнаруживается в явлении, называемом синестезией– возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов.
Синестезия – (от греч.одновременное ощущение, совместное чувство) – когда при раздражении одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств («цветной слух»,
«цветное обоняние», «шелест запахов» и пр.). Синестезия не является психическим расстройством.
Факты «окрашенного слуха» встречаются чаще у музыкантов, композиторов. Так, у профессиональных музыкантов различные по тональности звуки часто сопровождаются возникновением цветовых ощущений, что дает им возможность обозначать те или иные звуки с помощью различных цветов.
Композиторы Скрябин и Римский-Корсаков могли обозначать цветом ноты, причем сопоставляемый одной и той же ноте цвет у разных людей различался («ля» имела темно-желтую окраску у одного и темно-зеленую у другого).
Слуховая синестезия – способность некоторых людей «слышать» звуки при наблюдении за движущимися предметами или за вспышками, даже если они не сопровождаются реальными звуковыми явлениями, было открыто американскими учеными Мелиссой Саэнс (Melissa Saenz) и Кристофом
Кохом (Christof Koch) из Калифорнийского технологического института.
Вкусовая синестезия – появление вкусовых ассоциаций от каких-либо слов, образов.
Чаще встречаются люди с цветовыми или фактурными ассоциациями на буквы и цифры, предметы.
У некоторых людей синестезия проявляется с исключительной отчетливостью. А.Р. Лурия изучал человека с исключительно выраженной синестезией (известный мнемонист Ш. – Шерешевский Соломон), который воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека, например, «желтый и рассыпчатый» ().
Тоны, которые он слышал, вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие», как «соленые» или
«хрустящие» [7, с. 17-18].
Подобные явления встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать» числа, дни недели, названия