ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
месяцев в разные цвета.
Явления синестезии – также свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира. Взаимодействие анализаторов обусловлено переходом возбуждения (иррадиацией) с центростремительных путей одного анализатора на другой. Например, при прослушивании музыки отмечено усиление громкости звуков при ярком освещении, поэтому для лучшего ее восприятия в концертных залах обычно не гасят свет.
Особенно важным взаимодействие анализаторов является в случаях, когда человек лишен того или иного вида чувствительности (слепота, глухота и т. д.). Например, отсутствие зрения компенсируется обострением осязания и слуха. Азбука Брайля, благодаря осязаемым выпуклостям точек, дает возможность слепым овладевать письменной речью. Пользуясь обонянием, слепоглухонемые могут сосчитать количество людей, находящихся в комнате и пр.
Тот или иной дефект работы одного анализатора компенсируется усиленной работой и совершенствованием других анализаторов. Ярко выражается «взаимопомощь» анализаторов при потере одного из них.
Оставшиеся неповрежденными анализаторы своей более четкой работой как бы возмещают (компенсируют) деятельность «выбывшего» анализатора.
Интенсивная компенсаторная деятельность наблюдается у слепоглухих. При отсутствии зрения и слуха у них развивается и обостряется деятельность оставшихся анализаторов, эти люди могут хорошо ориентироваться в окружающей обстановке. Например, слепоглухая
О.И. Скороходова за счет хорошо развитого осязания, обоняния и вибрационной чувствительности сумела добиться больших успехов в познании окружающего мира, в умственном и эстетическом развитии. Она стала научным работником, кандидатом наук, опубликовала несколько ценнейших работ, посвященных анализу восприятия слепоглухими людьми окружающего мира.
Явления синестезии – также свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира. Взаимодействие анализаторов обусловлено переходом возбуждения (иррадиацией) с центростремительных путей одного анализатора на другой. Например, при прослушивании музыки отмечено усиление громкости звуков при ярком освещении, поэтому для лучшего ее восприятия в концертных залах обычно не гасят свет.
Особенно важным взаимодействие анализаторов является в случаях, когда человек лишен того или иного вида чувствительности (слепота, глухота и т. д.). Например, отсутствие зрения компенсируется обострением осязания и слуха. Азбука Брайля, благодаря осязаемым выпуклостям точек, дает возможность слепым овладевать письменной речью. Пользуясь обонянием, слепоглухонемые могут сосчитать количество людей, находящихся в комнате и пр.
Тот или иной дефект работы одного анализатора компенсируется усиленной работой и совершенствованием других анализаторов. Ярко выражается «взаимопомощь» анализаторов при потере одного из них.
Оставшиеся неповрежденными анализаторы своей более четкой работой как бы возмещают (компенсируют) деятельность «выбывшего» анализатора.
Интенсивная компенсаторная деятельность наблюдается у слепоглухих. При отсутствии зрения и слуха у них развивается и обостряется деятельность оставшихся анализаторов, эти люди могут хорошо ориентироваться в окружающей обстановке. Например, слепоглухая
О.И. Скороходова за счет хорошо развитого осязания, обоняния и вибрационной чувствительности сумела добиться больших успехов в познании окружающего мира, в умственном и эстетическом развитии. Она стала научным работником, кандидатом наук, опубликовала несколько ценнейших работ, посвященных анализу восприятия слепоглухими людьми окружающего мира.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каково значение ощущений в жизни человека?
2. Расскажите о строении и работе анализаторов.
3. Назовите классификации ощущений.
4. Какие виды ощущений вы знаете? Дайте краткую характеристику.
5. Раскройте особенности основных свойств ощущений.
6.
Что такое чувствительность и пороги ощущений?
7.
Какие вы знаете формы изменения чувствительности.
8.
Как взаимодействуют ощущения?
Список используемой литературы:
1.
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / АН
СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1977.
2.
Бернштейн Н. А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966.
3.
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.- метод, пособие курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.
4.
Гершуни Г. В. Изучение субсенсорных реакций при деятельности органов чувств. «Физиологический журнал СССР», т.ЗЗ, 1947.
5.
Крутецкий В. А. Психология: Учебник – М.: Просвещение,
1980. – 52 с.
6.
Лурия, А. Р. Ощущения и восприятие. — М.: Изд-во МГУ, 1975.
7.
Лурия,
А.Р.
Маленькая книжка о большой памяти
(Ум мнемониста) М.: Издательство «Эйдос», 1994.
8.
Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер,
2018. – 583 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
9.
Павлов И.П. Полное собрание сочинений : В 6 т. / И. П. Павлов. –
Изд. 2-е, доп. – Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР, 1951-1952. –
Т. 5: Статьи по различным разделам физиологии. – 393 с.
10.
Теплов Б.М. Психология. – М.:Учпедгиз, 1953.