Файл: лекции по Станиславскому.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2021

Просмотров: 261

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О ЧИСТОТЕ ОТНОШЕНИЯ К ТЕАТРУ

Наша жизнь груба и грязна.

Большое счастье, если человек во всем необъятном мире найдет дом, комнату или квадратный аршин, где он мог бы хо­тя временно отделиться от всех и жить лучшими чувствами и помыслами души. Этим чистым местом для церковнослужителя может служить алтарь или престол, для профессора — это уни­верситет, аудитория или кафедра, для ученого — его библио­тека, рабочая комната или лаборатория, для художника — его студия, для любящей матери — детская, для актера — театр и сцена. Казалось бы, эти святые места надо бережно хранить от всякой грязи для своих же собственных духовных радостей. Нельзя их заплевывать и грязнить. Напротив. Туда надо сно­сить все лучшее, что хранится в душе человека.

В театре и между актерами, к удивлению, встречается об­ратное. Они приносят в театр все дурные чувства и грязнят и заплевывают то место, которое для их же счастья должно остаться чистым, а потом сами удивляются тому, что театр и искусство перестают действовать на них возвышающе.

Все это происходит из-за отсутствия художественной ди­сциплины. Прежде всего она должна воспитывать в актере по­чтение к месту и уважение к своему делу. Нельзя плевать в алтаре и после молиться там же на заплеванном полу.

ТЕАТР — ХРАМ. АРТИСТ — ЖРЕЦ

Наконец-то люди начинают понимать, что теперь, при упад­ке религии, искусство и театр должны возвыситься до храма, так как религия и чистое искусство очищают душу человечест­ва. Но...

Как превратить теперешний театр-балаган в театр-храм? Ответ напрашивается сам собой.

Пусть явятся артисты-жрецы, артисты-священнослужители, с чистыми помыслами, возвышенными мыслями и благородны­ми чувствами, тогда само собой и создастся искусство. Мо­литься можно и под чистым небом и под душной кровлей, без слов и со словом, так как не место, а сами люди создают ту атмосферу, которая превращает простой хлев в великолепный храм. Если люди создали веру, они же осквернили храмы, пре­вратив их в торговый базар. Почему же им не создать новое искусство и не построить им театр-храм?

Но увы! — построить храм, придумать ему внешнюю об­становку легче, несравненно легче, чем очистить человеческую душу, и потому вопрос о превращении театра в храм хотят раз­решить с другого конца.

Одни придумывают новое искусство, другие — новые зда­ния театра небывалой архитектуры, третьи — особую манеру игры, четвертые отрекаются от актера и мечтают о кук­лах, пятые хотят превратить зрителя в участника спектакля, но никто еще не пытается очиститься и молиться в театре. Напрасно!

Горячая молитва одного человека может заразить толпу — так точно и возвышенное настроение одного артиста может сделать то же, и чем больше таких артистов, тем неотразимее и создаваемое ими настроение. Если его нет, не нужны ни но­вая архитектура, ни новая форма искусства, так как эти формы останутся пусты, и люди воспользуются ими для новых и еще более изощренных развлечений. Только чистые артистические души создадут то искусство, которому стоит построить новые храмы.


Такие люди, не думая о новой форме, невольно создадут и ее. Такие артисты против желания невольно изменят устарелую форму хотя бы произведений Шекспира, раз что они подойдут к воплощению с той артистической чистотой, с какой сам Шек­спир творил своих героев.

«ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЭТОТ ЗНАКОМЫЙ ТИП АКТЕРА?»

Знаете ли вы этот знакомый тип актера? Интересное или красивое лицо. Красивый голос, и в чанных скрывается что-то манкое, обаятельное, что сводит с ума женщин и привлекает мужчин. Про этого актера говорят — интересная индивидуаль­ность, и требуют от «его, чтоб он по возможности меньше пря­тал эту природную индивидуальность (не души, а тела) и по­больше оставался на сцене самим собой. Такой актер чувствует себя сильным своими данными и охотно и часто показывает их, нередко кокетничая тем, что манит к нему публику. В гла­зах последней он очаровательный, обаятель­ный, душка, прелесть. Такому актеру, конечно, при наличности известного таланта, нужны привычка, опыт сцени­ческого ремесла и приятная для его дела манера, прием, благо­дарная для его внешности и данных роль, подходящая к его симпатичным данным, и успех на много лет обеспечен.

Вдумайтесь хорошенько в общественную роль такого гражданина и служителя искусств. Чем такой актер отличается от кокотки? Послед­няя тоже нередко обладает не только телесной красотой, но и манкостью, о которой французы говорят elle a du charme или elle a du chien *. И она тоже надевает красящий ее внешность костюм, пересыпанный блестками и бриллиантами. И она еже­дневно показывается на сцене в своем репертуаре. Последний однообразен и применен к тому, чтоб в куплетной, каскадной, пластической и другой форме показать и пококетничать перед публикой своими телесными прелестями и иным сценическим обаянием. Но эта кокотка-певица — откровеннее. Всем понятно, для чего она появляется на эстраде. Она не трогает ни Шек­спира, ни Шиллера, а пользуется для сего написанным канканным репертуаром. Она кокотка, и не скрывает этого.

А актер! Он прячется за великие имена, он прикрывается громким именем артиста, он берет гениальные произведения лучших создании человеческого гения не для того, чтоб объяснить их глубину обществу, а для того, чтоб в них показать свое тело и свое обаяние. Это не только разврат, но это и кощунство.

Такое искусство породило и соответствующую критику и публику. Она не ходит в театр, чтоб увидать Шекспира, а для того, чтоб полюбоваться душкой-актером в изувеченной об­становке шекспировского творения. Она не хочет Гамлета, а хочет душку-актера в костюме Гамлета. Она не хочет Шекспира, а хочет знакомую, раз навсегда установленную форму общесце­нической интерпретации. Она хочет видеть душку-актера dans son repertoire * точно так же, как хочет видеть любимую кафе­шантанную кокотку в ее репертуаре.


Какая пошлость и какое святотатство!

Чтобы украсить свой поступок и гнусную роль актера, лю­ди издали какой-то закон в искусстве: нельзя скрывать своей индивидуальности, как будто индивидуальность актера заклю­чается главным образом в его внешних и голосовых данных. Сценическая индивидуальность — это духовная индивидуаль­ность прежде всего. Это тот угол зрения художника на твор­чество, это та художественная призма, через которую он смот­рит на мир, людей и творчество. У «душек» нет никакой при­змы, а следовательно, и никакой индивидуальности, а есть шаблон и штамп.















ИЗ «НАСТОЛЬНОЙ КНИГИ ДРАМАТИЧЕСКОГО АРТИСТА»

а) Создание благотворной атмосферы для свободного развития таланта

Создать атмосферу для свободного развития таланта — это значит окружить свой талант такими условиями, которые способствуют его росту.

...Талант требует для своего нормального развития:

а) правильного питания,

б) правильной этики — правильной гигиены,

в) правильного упражнения.

Правильной пищей для таланта служит все то, что возвышает и облагораживает человеческий дух и мысль.

Такое облагораживающее влияние на человека оказывают прежде всего:

а) художественные впечатления,

б) научные познания,

в) возвышенные увлечения. Художественные впечатления получаются:

1) от созерцания природы (в самом широком смысле слова); от общения с людьми, от наблюдения и изучения их жизни, так точно, как и жизни других живых существ, растительного мира и проч.;

2) от созерцания и знакомства с художественными созда­ниями человеческого гения во всех областях искусства и лите­ратуры и проч.

Для того чтобы воспринимать такие впечатления, артист должен полюбить природу и все то, что его сближает с ней; он должен путешествовать, знакомиться с бытом людей всех веков и народов, осматривать памятники древности, музеи, галереи, выставки и проч.; он должен интересоваться людьми, их пси­хикой и мыслями и как можно больше и чаще общаться с теми из них, которые способны дать артисту художественный мате­риал для изучения или наблюдения.

Научные познания расширяют кругозор артиста и развивают его умственную жизнь. Они открывают новую об­ласть для художественных впечатлений, способствующих росту таланта. Они утончают талант.

К числу таких научных знаний прежде всего относятся те, которые помогают артисту:

1) изучить природу, людей, их душу и тело, их жизнь, ре­лигию, историю, быт, этнографию и проч.;

2) изучить искусство и литературу всех веков и народов, их создания, законы, историю и проч.

Правильная этика, или нравственный устой, помогает артисту:

1) оберегать волю и талант от растлевающих начал;

2) удерживать их в здоровой атмосфере.

Чтобы уберечь волю и талант от растлеваю­щих начал и создать для них здоровую атмосферу, необхо­димо прежде всего знать те условия, которые действуют на него разрушительно.


Жизнь артиста изобилует такими условиями.

С одной стороны, создавшееся у нас общественное положение [артистов] дурно влияет на волю и талант в мо­ральном отношении, с другой же стороны, плохие условия артистической работы, губительные для них, создают вредную атмосферу.

Общественное положение артиста ненормально.

Его роль и значение в нашей жизни понятны немногим.

Большинство думает, что театр существует для прихоти общества.

Этот предрассудок уцелел от прошлого не только благодаря эстетической невоспитанности общества, но также и по вине самих артистов, еще не сознавших своей миссии.

Ложное общественное положение артиста породило компро­миссы и ошибки.

Время и привычка узаконили их.

Бесцеремонность общества по отношению к артистам сде­лалась нормальным явлением.

Артисты потеряли самостоятельность и поступили в услу­жение к толпе.

Эта ненормальность явилась источником для целого ряда артистических компромиссов, которые нашли в театре удобную почву для своего развития.

Всякий компромисс сам по себе соблазнителен, так как он потакает низменным страстям, преобладающим в человеке.

В атмосфере лести, тщеславия и поклонения, которыми окру­жен артист, сила соблазна обостряется. К тому же материаль­ное благосостояние артиста находится в зависимости от успеха, а сам успех — в зависимости от прихоти толпы, любящей со­здавать себе кумиров и низвергать их.

Вот почему тщеславие и материальный расчет так часто заставляют артистов изменять своим художественным идеалам.

Вот почему они, сами того не сознавая, нередко служат не искусству, а успеху, который завоевывается рекламами, хва­лебными рецензиями и угождением низменным инстинктам толпы.

Тщеславие, расчет и другие компромиссы не могут создать атмосферы, благотворной для таланта.

Плохие условия артистической работы толка­ют артистов на новые ошибки и компромиссы и еще более сгущают окружающую их атмосферу.

Эта ненормальность обусловливается как самым характером, так и внешними условиями творческой работы.

Творчество артиста совершается перед толпой зрителей.

Нередко присутствие толпы вызывает беспричинный страх, сковывающий свободу творчества артиста.

В такие минуты он способен угождать зрителю не из тще­славия, а из страха.

Внешние условия артистической работы очень тяжелы.

Артист работает и днем и вечером, когда все люди отдыхают.

Большую часть дня артист проводит в темноте и в затхлом воздухе кулис, среди их пыли.

Артист лишен не только воздуха и света, но нередко и регулярного питания, ночного отдыха, так как нервная работа и переутомление отгоняют сон.

Бродячая жизнь, материальная необеспеченность и непо­сильная работа довершают условия тяжелой жизни артиста, расшатывающей физически и нравственно человеческий орга­низм.


Только в здоровом теле живет здоровая душа. Она необхо­дима для творчества артиста. Тяжелые условия артистической жизни дурно влияют на развитие таланта.

















Этика

Этика — учение о нравственности.

Она вырабатывает правильные нравственные устои, кото­рые помогают оберегать человеческую душу от растления и ре­гулируют взаимоотношения отдельных людей и целых госу­дарств между собой.

Артист наравне со всеми гражданами обязан знать законы общественной этики и подчиняться им.

Артистическая этика — узкопрофессиональная этика сценических деятелей. Ее основы те же, что и у общественной этики, но они должны быть приспособлены к условиям нашего искусства. Эти условия разнообразны и сложны.

Первое из них заключается в коллективности работы поэта, режиссера, артистов, художников, музыкантов, танцоров, гримеров, костюмеров, бутафоров и проч. сценических дея­телей.

Каждый из них, взятый в отдельности, — самостоятельный творец в отведенной для него области нашего искусства; взятые вместе, они связаны между собой законами художественной гармонии и общей для всех конечной целью творчества. Чтобы урегулировать между собой работу многих творцов и сберечь свободу каждого из них в отдельности, необходимы нравствен­ные начала, создающие уважение к чужому творчеству, поддер­живающие товарищеский дух в общей работе, оберегающие свою и чужую свободу творчества и умеряющие эгоизм и дур­ные инстинкты каждого из коллективных работников в отдель­ности.

Эти нравственные начала создает артистическая этика, при­способленная к условиям нашего искусства.

Условия коллективного творчества в нашем искусстве предъявляют ряд требований к сценическим деятелям. Одни из них чисто художественного, а другие профес­сионального или ремесленного характера. Художественные требования при коллективной работе вытекают прежде всего из психологии и из физиологии твор­чества.

Главную роль как в той, так и другой области играют творческая воля и талант каждого из коллективных творцов сценического искусства. Поэтому прежде всего артисти­ческая этика должна сообразоваться с природой, характером и свойствами творческой воли и таланта. Творческой воле и таланту прежде всего свойственны: страстность, увлечение и стремление к творческому действию, и потому первая задача артистической этики заключается в устранении причин, охлаж­дающих страстность, увлечение и стремление творческой воли, а также препятствий, мешающих действию творческого таланта. На практике артист встречает на своем пути немало таких при­чин и препятствий, мешающих его творчеству.

В большинстве случаев эти препятствия создают сами сце­нические деятели, частью благодаря непониманию психологии, физиологии творчества и задач нашего искусства, частью же из эгоизма — неуважения чужого творчества и неустойчивости нравственных принципов.