Файл: пособие по религии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2021

Просмотров: 524

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

90


§ 1. Ведическая религиозная культура


В середине II тысячелетия до н. э. в Индию вторглись воинственные, иранского происхождения, кочевые племена арьев и осели на её территории. С приходом этих племён связано возникновение древнейшего памятника индийской словесности Веды1, которые написаны на санскрите2. Эпоха создания ведического канона получила название ведического периода, а религиозные представления этого времени – ведической религией.

В ведической литературе содержатся сведения о войне, борьбе за власть, о тяжёлом созидательном труде. Все эти сведения наполнены божественным откровением. Основу ведической культуры составляют четыре сборника: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов и песнопений), Яджур-Веда (молитвенные формулы для совершения жертвоприношений), Атхарва-Веда (сборник песнопений и заклинаний). Наряду с религиозными аспектами Веды включали басни, сказки и даже элементы сатиры. Вначале Веды передавались устно из поколения в поколение. Затем жрецы обработали и записали их. При этом каждая Веда стала иметь свои ритуальные комментарии – Брахманы. Позднее ведическую литературу дополнили религиозно-философские комментарии – Упанишады и Араньяки, посвящённые различным вопросам ведической теологии. Изучению Вед придавалось исключительно большое значение и приравнивалось к незыблемым нравственным нормам: принесению жертв богам, помощи страждущим, гостеприимству, кормлению животных и птиц.

Древнейшие стихотворные предания и легенды, дополненные героическими стихами, философскими, религиозными, правовыми и хозяйственными трактатами представлены двумя эпическими поэмами: Махабхарата («Великая война потомков Бхараты»), которая состоит из 107 тысяч двустиший; Рамаяна («Сказание о подвигах Рамы»), состоящая из 24 тысяч двустиший. Тексты этих поэм оформились во второй половине I тыс. до н. э. Поэмы рассматриваются как священные книги, как руководство при решении спорных религиозных, философских или моральных вопросов. Герои поэм – Кришна и Рама включены в религиозный индусский пантеон как воплощение бога Вишну. Известная заповедь «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому», которая встречается в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта и пр., впервые прозвучала в строках Махабхараты.

Ведическая литература содержит сведения различных областей знаний, в частности, знания о земледелии, по медицине, геометрии, о ремёслах, военной технике, астрономии и прочее.

Среди ведических богов отсутствует иерархия и какая-либо система взаимосвязи. В разных ведических книгах даётся различное их количество. Самой большой цифрой, определяющей количество ведических богов, является 3339. Боги олицетворяют космос и природу, определённая их часть – качества души. Наиболее популярным среди богов является Индра, олицетворявший силу, плодородие, мужское начало. Он – бог-громовержец, воин и молодой царь богов. Это творец солнца, неба, зари. Он дружелюбен к ариям, вдохновляет поэтов и певцов. Его сопровождают божества дождя и ветра. Другой бог Варуна – судья и хранитель закона – царит над миром, богами и людьми, посылая возмездие за грехи в виде болезней и бедствий. Бога огня – Агни – один из жрецов похитил с неба, а бог дождя носил имя Сома.


В честь многочисленных ведических богов совершались обряды, жертвоприношения, в которых сначала жертвами были животные, а затем, их фигурки из теста, а также молоко и жидкая каша. В честь бога Сомы существовали возлияния ритуального напитка наркотического действия под названием сомы.

Веды довольно туманно повествуют о сотворении мира. То ли он создан из некой пустоты, то ли его первоосновой стал тысячеглазый, тысяченогий, тысячеголовый первочеловек Пуруша, расчленённый богами. За порогом смерти, по мнению ариев, существует царство бога мёртвых Ямы. В загробном мире человек встречается с тенями своих предков, получает новое тело, наделённое здоровьем и красотой3.





§ 2. Философские книги брахманизма

об идее социального неравенства


Религиозное течение брахманизм формируется с VIII до II века до н. э. и связан в основном с поздневедической литературой. Брахманизм может рассматриваться как ранняя стадия индуизма, главное содержание которой состоит в переходе от ведической мифологии и политеизма к идее единого бога-творца, а затем — к идее абстрактного абсолюта, основы и причины мира. Этот переход начинается уже в «Ригведе». В некоторых гимнах, особенно поздних, выражается неудовлетворенность архаической космогонией, делаются попытки найти единственного творца мира, бога, объединяющего в себе свойства и функции всех богов и вместе с тем превосходящего их. На эту роль в «Ригведе» выдвигаются разные фигуры, наиболее отчетливо — богиня речи Вач, Вишвакарман (бог-ремесленник, «Творец всего») и некий космический человек Пуруша. Последние, по сути дела, отождествлены и названы первым зародышем вселенной или самой вселенной. Один из гимнов (X.21) определяет в качестве причины мира Праджапати («Владыка существ»), фигура которого становится центральной в брахманах, текстах, посвященных описанию и толкованию ведийского ритуала. В них Праджапати уподобляется Золотому зародышу (Хираньягарбха) вселенной и понимается как воплощение космического жертвоприношения, объединяющего в себе и того, кому приносится жертва, и ее исполнителя, и саму жертву. Расчленив себя, Праджапати из своих частей творит мир и как бы растворяется в нем, наделяя его своей силой. В Упанишадах – философских книгах, замыкающих ведический канон, прослеживается переход от почитания множества персонифицированных богов к признанию существования единого, абсолютного начала мира – Брахмана. Согласно новой космогонической теории творец вселенной Брахма рождён из золотого яйца, плавающего в огромном океане. Сила его мысли разделила это яйцо на две части – небо и землю. В процессе последующего созидания формировались стихии (вода, огонь, земля, воздух, эфир), боги, звёзды, время, рельеф и прочее. Создавались люди, мужское и женское начало, противоположности (жар – холод, свет – тьма и т.д.), животный и растительный мир.


Переход к брахманизму ещё не выявил единой иерархии богов. В каждой местности почиталось своё божество. Бог Шива считался воплощением разрушительных сил природы и символом плодородия. Бог Вишну являлся хранителем всего существующего. Значительная роль отводилась анимистическим представлениям и культу предков.

Индийское общество в то время делилось на касты, родоначальником которых являлся Брахман. Из головы его появлялись брахманы (жрецы), из рук – кшатрии (воины и правители), из тела – вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы), из ног – шудры (слуги и зависимые люди). И никто из людей и богов не могут переместить человека из одной касты в другую. Освящая общественное неравенство, брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений – лишь иллюзия. Единственно реальным оставалось существование мирового духа, представлявшего сущность человека – Атман. Его индивидуальное начало бестелесно и бессмертно. С признанием бессмертности Атмана связаны два понятия – сансара4 и карма5. Сансара представляет собой теорию перерождения. По этому учению душа умершего человека переселяется в новое существо (человека, животное, растение, Бога). Эта цепь воплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы, то есть кармы. Карма является законом перерождения, согласно которому последующее перерождение человека определяется суммой его деяний в предыдущей жизни. Карма с одной стороны предопределена свыше, с другой, может быть скорректирована поступками человека. Его высокая духовность и добродетельность, самодисциплина, отказ от ненависти, подавление зависти, изучение Вед, почитание брахманов и прочее, могут привести в цепи перерождений к высокому положению в обществе и дальнейшему совершенствованию. Недостойное же поведение приведёт к воплощению пьяницы в моль, убийцы – в хищное животное, вора – в крысу и т.д.6

Таким образом, брахманизм признаёт активность человека в определении своей судьбы, ответственность его за своё существование путём внутренней работы над собой с помощью бессмертного духа.


§ 3. Джайнизм как политеистическая религия Индии


Основателем джайнизма был выходец из семьи кшатриев Вардхамана. В касте кшатриев (князей, военачальников, чиновников) появилось недовольство господством касты брахманов, присвоившим исключительное право предписывать формы поведения всем остальным кастам, право регулировать духовную жизнь страны. Чувствуя себя обойдёнными, кшатрии стали проявлять всё больший интерес к проблемам мироздания, смысла и цели жизни человека. Кшатрий Вардхамана, по всей видимости, было реальное историческое лицо. О жизни подлинного Вардхамана, исторической личности, основателя философии и религии джайнизма, индологам известно не так уж и много. Его даты рождения и смерти точно не определены, но ясно, что он жил в 6 веке до н.э. Одни авторы утверждают, что он умер в 528 году до н.э., другие считают, что это произошло в 468 году до н.э. Вардхамана родился недалеко от Вайшали, в северном Бихаре, принадлежал к широко известному клану кшатриев и был родственником правящей фамилии Вайшали — Личчхави. Предание гласит, что 30 лет он вёл обычный мирской образ жизни семьянина, а затем, ушёл из дома, стал аскетом и подвижником. Через 12 лет духовного поиска, подвергая себя различным лишениям и жесточайшему самоистязанию, он достиг в свои 42 года высшего знания (кевала) и стал известен под именем Джина, или Джайна, Махавира (599 – 528 до н. э.)7. Остальные 30 лет Махавира потратил на проповедь своего учения в Магадхе, Анге, Митхиле и Косале. До нас дошли сведения, что он установил тесные личные связи с могущественными правителями Магадхи Бимбисарой и Аджаташатру. Умер Махавира в Паве (округ Патна).


Вначале последователями Джайны были аскеты, отказавшиеся от всех жизненных благ во имя достижения освобождения, то есть мокши. Затем стали формироваться общины джайнов – мирян. Увеличение числа последователей джайнизма привело в I в. до н. э. к возникновению в нём двух направлений: на юге Индии – дигамбаров8, на западе страны – шветамбаров9. Дигамбары ходят обнажёнными, с марлевой повязкой, которая закрывает рот. В руках у них маленькая метёлка для подметания дороги перед собой. Марлевая повязка и метёлка предохраняют дигамбаров от проглатывания или раздавливания каких-либо мелких живых существ. Отличия шветамбаров от дигамбаров только в том, что они ходят во всём белом. Подобное поведение джайнов основано на их представлении о мире.

Джайнизм является политеистической религией, в которой признаётся множество богов. Но боги не являются творцами мира. Вселенная и её субстанции, с точки зрения джайнизма, вечны и неуничтожимы. Боги не обладают реальной властью над миром и людьми. Они просто долго живут, но, как и люди, подвластны кармическим перерождениям. Одно из основных понятий джайнизма является джива, то есть душа. Джива присуща не только людям, но животным, растениям, камням и всему на земле. Из этого учения сформировался принцип джайнизма, по которому нельзя приносить вред всему живому в любой форме. Джайны пьют лишь процеженную воду, не едят мяса, клубни и плоды, в которых содержится много семян и т.д. Под кармой они понимают липкую власть, которая привязывает человека к материальному миру, постоянному круговороту бытия с его чередованием жизни и смерти. Освобождение от этой кармы есть переход к состоянию мокши, то есть освобождение от бесконечности и неизбежности перерождений через освоение трёх сокровищ, или «трёх жемчужин». Первое сокровище состоит из убеждённости в безусловной истинности избранного пути. Второе сокровище представляет собой учение о совершенном познании, которое достигается силой разума, усилиями интуиции, которую необходимо постоянно тренировать. Третье сокровище – это правильное поведение – не присвоение чужого, отказ от собственности, целомудрие, воздержание, правдивость, отказ от привязанностей. Строгость этих обетов соблюдают, прежде всего, монахи-аскеты. Часть аскетов ведёт образ жизни странников, не владеет никаким имуществом, не имеет права пребывать на одном месте более трёх-четырёх недель. Джайны, не прерывающие связь с миром, ведут пуританский образ жизни, объединяются в общины, которые состоят из моногамных семей. Сами общины эндогамны, то есть браки допускаются лишь между членами общины. Джайны не занимаются крестьянским трудом, потому что он наносит вред живому. Джайны селятся в городах и занимаются ремеслом, торговлей, ростовщичеством. Их честность и порядочность позволили им быть сборщиками налогов, создать джайнский, очень влиятельный финансовый капитал. Сегодня джайны занимают ведущие позиции не только в Индии, но в Англии, США, странах Южной Азии.


Все праздники связаны с культом основателя джайнизма Джины Махавиры, а его день рождения отмечается как всенародный праздник. В этот день закрываются все скотобойни. Своей бытовой обрядности в джайнизме нет. Они её заимствуют у брахманов. Благодаря жёсткой организации и неукоснительно соблюдаемым предписаниям общины джайнов живут и ныне. Усилиями джайнов в немалой степени развивались и развиваются различные отрасли науки, искусства, литературы. Исполняя обет отказа от погони за материальными благами, джайны много занимаются благотворительностью. Образ же монаха-аскета – и по сей день неотъемлемое явление индийского образа жизни10.

§ 4. Индуизм, его направления, течения


Индуизм пришёл в Индию на смену брахманизму, начиная со II в. до н. э. В IV-VI веках новой эры в эпоху Гуптов11 индуизм развился в мощное религиозное движение, которое имело чрезвычайно широкую культурную и этническую базу. Несмотря на удары, нанесённые индуизму мусульманским нашествием и соперничавшим с ним буддизмом, он выстоял и одержал над ними внушительную победу, став господствующей государственной религией в Индии. Он является преемником брахманизма и ведической религии. Религиозно-мифологические воззрения жителей протоиндийских городов и ведийских Ариев составили тот глубокий и прочный фундамент, на котором выстроилось всё грандиозное здание индуизма, его мировоззренческая система. Самый нижний пласт образуют древнейшие верования и племенные культы, магические и шаманистические представления. Подавляющее большинство этих верований, культов божеств в трансформированном виде дожило до наших дней.

Например, культ предков и сейчас занимает в индуизме одно из ведущих мест. С погребальными обрядами связана идея перевоплощения, являющаяся одним из основных догматов вероучения. Шаманские культы трансформировались в некоторые индуистские направления (шиваизм, тантризм). Магия была и остаётся одной из самых существенных частей индуизма в обрядах, связанных с повседневными житейскими нуждами, а также в экстренных случаях (неурожай, эпидемия, голод, засуха, пожар, падёж скота и пр.), когда индусы обращаются к магическим средствам воздействия на природу. Связь с ведической религией определяется также том, что образ Пуруши прочно вошёл в индуизм и был подхвачен упанишадами, религиозно-философскими системами. Осталась существовать в индуизме и кардинальная идея ведического мировоззрения, а именно подчинённость людей, богов и всего мира вселенской безличной силе. С наибольшей полнотой она выразилась в идее кармы и прочее.

Индуистский стандарт поведения был сопряжён с четырьмя стадиями жизни: ученика, домохозяина, отшельника и аскета. Этот стандарт традиционно относится к консервативным сторонам жизни человека и составляет одну из самобытных и ярких черт индуизма. С четырьмя стадиями жизни соотносятся четыре жизненные цели или принципа: дхарма (нравственный долг), артха (деятельность, направленная на достижение материального благополучия), кама (любовь, наслаждение), мокша (духовное освобождение от уз бытия). Для каждого периода жизни предлагалась не только особая программа поведения и установка деятельности, но и предпочтительный круг чтения. Ученики должны читать веды, домохозяева – брахманы, отшельники – араньяки, аскеты – упанишады. Переход от одного образа жизни к другому отмечался особыми обрядами. Важнейшим среди них был обряд посвящения (упанаяна) индуса, вступающего в социально активную фазу жизни.